Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "неречевой звук"
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

Егорова Марина Владимировна

В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений , направленных на развитие детей узнавать неречевые звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1nerechevoy_zvuk.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка в средней группе.

Тема: «Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу.

Формирование понятия «неречевой звук».

Учитель – логопед Егорова М.В.

Существует множество игр и упражнений на развитие фонематических процессов. Мы постарались собрать их в систему в зависимости от этапов логопедической работы, выделенных Т. Б. Филичевой и Н. А. Чевелевой.

I        Узнавание неречевых звуков.

II       Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III      Различение слов, близких по звуковому составу.

IV       Дифференциация слогов.

V        Дифференциация фонем.  

VI       Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

        В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на развитие умения детей узнавать неречевые звуки.

        Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разным: биологический и речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова.

Итак, на I этапе коррекционной работы в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у детей развивается внимание и слуховая память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

        Необходимо отметить, что дети с нарушениями речи часто затрудняются при выполнении заданий на понимание или употребление слов – терминов «звук», «слово», «слог». Особого внимания требует понятие «звук».

Прежде чем научить слышать речевые звуки, различать их между собой, выделять на слух любой звук из состава слова, определять последовательный ряд звуков в слове, необходимо помочь ребенку понять значение самого слова «звук». Первоначальное ознакомление с этим термином проводится на I этапе логопедической работы по развитию фонематических процессов.

        Сначала логопед предлагает детям поиграть в «Молчанку»: «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки». Через 1-2 минуты задается вопрос: «Какие звуки вы успели услышать?» Как правило, дети не могут ответить. Дело в том, что детям не знакомо само понятие «звук».

        Тогда логопед предлагает игру «Угадайте, что я делаю?», цель которой научить детей вслушиваться и различать звуки, издаваемые различными предметами. Дети слушают с закрытыми глазами и отгадывают производимые педагогом действия: «Стучите карандашом, деревянными ложками, трясете погремушкой, выливаете воду, хлопаете в ладоши, играете на барабане».

Логопед уточняет: «Вы не видели, что я делаю, но узнали это по звукам. Вы слышали звуки».

Логопед обращает внимание детей на причину образования звука –движение предметов: «Карандаши, молоток, деревянные ложки, палочки лежат, звуков нет. Когда они стучат, движутся, мы слышим звуки. Предметов много и звуков тоже очень много, и все они разные. Мы живем среди звуков, только не всегда их слушаем. А их интересно слушать и различать».

Далее снова проводится игра «Молчанка».

Послушать звуки за окном:

-Что шумит? (Деревья.)

-Что гудит? (Машина.)

-Кто смеется? (Девочка.)

Внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, кухни, музыкального зала.

Дети заучивают правило: звуки мы слышим. Данное правило повторяется после каждой игры.

В игре «Кошка ищет котенка» дети учатся сами извлекать неречевые звуки и изменять их силу и громкость. Логопед объясняет правило игры: дети прячут в любом месте комнаты игрушечного котенка, затем приходит мама – кошка и начинает его искать по звукам (по хлопкам детей в ладоши).

«Звуки от хлопков могут быть громкие и тихие, - говорит логопед. – Если мама – кошка далеко от котенка – хлопки слабые и звуки тихие; мама – кошка приближается к котенку – хлопки усиливаются, и звуки становятся громкие и звонкие».

Задания на слушание и дифференциацию неречевых звуков многократно повторяются, но остаются интересными благодаря тому, что логопед вносит на занятия новые игрушки и музыкальные инструменты.

Собственные речевые средства детей на начальном периоде еще очень ограничены, поэтому дети пользуются жестами, имитацией, предъявляют картинки.

В коррекционной работе можно использовать следующие ниже игры, цель которых – развитие слухового внимания.

Где позвонили?

Цель. Определение направления звука.

Оборудование. Звоночек или колокольчик.

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза  угадать, где позвонили и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, логопед говорит: «Пора», - и ведущий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звонок. Если водящий указывает направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Тихо – громко.

Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Встречайте гостей.

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для Петрушки, шапочки с ушами для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушки, дудочки и т. д.).

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: Петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, Петрушка – с барабаном, а зайка – с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде, чем выйти к детям, «звери» подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а Петрушка, зайка и мишка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости и игра продолжается. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Узнай по звуку.

Цель. Развитие фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложки, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыто руки, подметать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадывает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или фанты.

Ниже приведен каталог подготовительных игр для развития слухового внимания.

Продавец и покупатель

Цель. Развитие словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех – пяти), в каждой – разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Найди игрушку.

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры.  

Вариант 1.   Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

       Вариант 2.     Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит. Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

                                Кукла Таня убежала,

                                Вова, Вова, поищи,

                                Как найдешь ее, то смело

                                С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Часовой.

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязки.

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того, как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Где звенит?

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда прячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

Цель.  Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование.  Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры.  Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком.

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры.     

Вариант 1.   Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

      Вариант 2.     Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Ветер и птицы.

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование.  Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы: одна – птички, другая – ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, то получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. с флажком (веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Скажи, что звучит.

Цель.  Развитие слухового внимания.

Оборудование.  Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Солнце или дождик.

Цель. Развитие координации  и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весло гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Педагог проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

Угадай, что делать.

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и за правильным выполнением  движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Литература.

Волкова Л. С. и др. Логопедия. М. 1989.

Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М. 1983.

Максаков А. Воспитание звуковой культуры речи. //Дошкольное воспитание, 1987, №6.

Игры в логопедической работе с детьми. П/ред. Селиверстова В. И. М., 1979.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме:"Значение изо-деятельности в воспитании дошкольников с нарушениями речи"

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути развития ребенка, которые можно использовать для подготовки руки ребёнка к письму, для коррекции нарушен...

Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "речевой звук"

В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на формирование понятия "речевой звук", а также подготовительные игры, цель которых - развитие речевого с...

Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "ряд"

В данной статье предлагается система игр и упражнений, направленных на формирование понятия "ряд"...

Методическая разработка для педагогов "План индивидуальной работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе"

В методической разработке представлен план индивидуальной работы  с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе с сентября - май. Представлены упражнения дыхательной, артикуляцион...

Методическая разработка для педагогов "План индивидуальной работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе"

Методическая разработка может использоваться в работе с детьми младшей группы с тяжелыми нарушениями речи.В план включены упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики; дидактические игры и упра...

Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...