Методическая разработка для педагогов "План индивидуальной работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе"
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Бибикова Светлана Владимировна

В методической разработке представлен план индивидуальной работы  с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе с сентября - май. Представлены упражнения дыхательной, артикуляционной гимнастики; упражнения и дидактические игры по ЗКР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сентябрь

До свидания, лето, здравствуй, детский сад!

До свидания, лето, здравствуй, детский сад!

Осень

Осень

Осень

-Д.и «Кто что делает?»

Задачи. Учить  подбирать действия к существительным: повар  - варит, учитель - …, продавец - … и т.д.)

-Д.и «Назови ласково»

Задачи. Учить  образовывать слова  с помощью уменьшительно – ласкательных  слов с помощью уменьшительно – ласкательных  суффиксов . (мяч – мячик)

-Д.у «Угадай, кто позвал»

Задачи. Развитие фонематического слуха.

- Д.у «Простые согласные»

Задачи. Развитие восприятия артикуляционных укладов звуков м, ф,  в, п, б на основе зрительно – кинестетических ощущений.

-Д.у «Похлопай, как я»

Задачи. Развитие фонематического слуха, ритма.

- Д.у «Будь внимательным»

Задачи Развитие фонематического восприятия.

- Д.и «В детском саду много…»        Задачи. Упражнять в изменении существительных множественного числа родительного падежа. ( в етском саду много детей, игрушек)

-Д.и «Угадай, на чем играю»          Задачи. Развитие фонематического слуха.

-Д.у «Тихо громко»     Задачи. Развитие фонематического слуха.

 - Д.у «Простые согласные»              Задачи. Развитие восприятия артикуляционных укладов звуков м, ф,  в, п, б на основе зрительно – кинестетических ощущений.

-Д.у «Похлопай, как я»                            Задачи. Развитие фонематического слуха, ритма.

-Д.и «В магазине продается много…»   Задачи. Упражнять в изменении существительных множественного числа родительного падежа (продается много огурцов, яблок, винограда)

-Д.у «Ах – ох – ух»                       Задачи. Формирование  навыка фонетико- фонематического восприятия на основе упражнений на различение  и  узнавание лексических единиц (рефлективных восклицаний); развитие речедвигатель – ного образа звука х  и адекватного эмоционального реагирования.

Д.и «Шумящие коробочки»   Задачи. Развитие фонематического слуха.

Октябрь

Я и моя семья

Я и моя семья

Мой дом, мой город

Мой дом, мой город

Мой дом, мой город

-Д.и «Назови ласково по имени»             Задачи. Упражнение в изменении слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (Саша- Сашенька, Сашок, Сашуля; Таня, Танечка, Танюша… и т.д.)

- Д.и «Один – много»     Задачи. Упражнять в изменении существительных  единственного числа именительного падежа на  существительные множественного числа именительного падежа (дом – дома…)

- Д.у «Лошадка»

Задачи. Развитие слухового внимания и ассоциативной памяти на основе упражнений на различение  и узнавание лексических единиц со звуком и

- Д.и «Для чего нужен?»                                    

Задачи. Пополнение глагольного словаря (стул – сидеть, кровать - … и т.д.)

- Д.и «Мой, моя, мое»

Задачи. Изменение местоимений по родам (Мой дом, моя кровать, мое полотенце)

-Беседа о семье

Задачи. Уточнение и закрепление  имен членов семьи, фамилии ребенка.

-Д.и «Сколько у тебя?»

Задачи. Упражнение в изменении существительных множественного числа родительного падежа. (Один нос, два глаза, два уха и  т.д.)

- Д. и  «Скажи ласково»

Задачи. Упражнение в изменеии слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (дом- домик, дерево - … и т.д.)

-Д.у «Тук- тук»

Задачи. Формирование навыка фонетико – фонематического восприятия  на основе упражнений  в различении и узнавании слов- звукоподражаний со звуком т

-Д.и «Три медведя»                            

Задачи. Развитие фонематического восприятия.

Ноябрь

Мой дом, мой город

Мой дом, мой город

Поздняя осень

Поздняя осень

- Д. и «Шумящие коробочки»

Задачи. Развитие фонематического слуха

- И.у «Подуй на листочек»

Задачи. Упражнение на формирование длительного выдоха.

- Рассматрива-

ние с детьми картинок с изображение предметов мебели

Задачи. Упражнение в назывании предметов мебели, отдельных ее частей.

- Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Задачи. Формирование дыхательного аппарата.

-Д.у «Ми-ма- му»

Задачи. Развитие слухового внимания и ритмико – интонационной стороны речи»

- Д. и  «Кто сначала, кто птом?»

Задачи. Развитие фонематического слуха.

- Рассматривание  фотографий о городе.

Задачи. Закрепление названия города. Беседа о городе.

- Д.и «Сколько чего?»

Задачи. Упражнение в изменении существительных множественного числа родительного падежа (один стол – много столов, один стул - …  и т. д.)

- Д.и «Силуэт кого?»

Задачи. Упражнение в изменении существительных множественного числа  родительного падежа (силуэт ласточки и т.д.)

- Рассматривание иллюстраций перелетных птиц.

Задачи. Закрепление названий птиц, беседа о том, зачем птицы улетают осенью.

- Д.у «Будь внимательным»

Задачи Развитие фонематического восприятия

Декабрь

Новогодний праздник

Новогодний праздник

Новогодний праздник

Новогодний праздник

Новогодний праздник

-Д.у «Угадай, кто позвал»

Задачи. Развитие фонематического слуха.

-Д.у «Закончи предложение словом «снеговик» в нужной форме. «Мы решили слепить… снеговика. Мы играли со … снеговиком.)

- Д. и «Какие шарики?»

Задачи. Рассматривание елочных шариков. Отработка произношения прилагательных «легкий», «хрупкий», «яркий», «стеклянный».

- Артикуляционная гимнастика  «Улыбка»

Задачи. Развитие артикуляционного аппарата.

-Д. и «Один- много»

Задачи. Упражнение в изменении имен существительных единственного числа именительного падежа на существительные множественного числа родительного падежа (одна игрушка- много игрушек, один зайчик – много…)

- Пальчиковая игра «Новогодние игрушки»

Задачи. Развитие мелкой моторики рук.

- Д.у «Чего не стало?»

Задачи. Упражнение в изменении существительных множественного числа родительного падежа .

-Д.у «Тихо громко»     Задачи. Развитие фонематического слуха.

 - Д. у «Простые согласные»              Задачи. Развитие восприятия артикуляционных укладов звуков м, ф, в, п, б на основе зрительно – кинестетических ощущений.

- Д. и «Кто сначала, кто потом?»

Задачи. Развитие фонематического слуха.

- Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»

Задачи. Развитие дыхательного аппарата. Упражнение на формирование длительного выдоха.

- Беседа о новогоднем празднике.

Задачи. Развитие диалогической формы речи.

-Пальчиковая игра «Новый год».

Задачи. Развитие мелкой моторики.

- Беседа «Кто на праздник к нам придет?»

Задачи. Развитие диалогической формы речи.

- Артикуляционная гимнастика « Мы песни поем»

Задачи. Развитие артикуляционного аппарата. Учить щироко открывать рот.

- Д. и «Закончи предложение словом «новогодний шарик». (Мы повесили… новогодний шарик. Какой  красивый… новогодний шарик.)            Задачи. Активизация словаря

- Д. и «Силуэт кого?»

Задачи. Упражнение в изменении существительных множественного числа  родительного падежа (силуэт елочки и т.д.)

Январь

Зима

Зима

Зима

- Беседа о зиме

Задачи. Развитие диалогической формы речи.

- Дыхательная гимнастика «Морозный воздух»

Задачи. Упражнение в глубоком вдохе и длительном выдохе.

- Д.у «Гласные»

Задачи. Развитие восприятия артикуляционных укладов гласных звуков а, у, о, и, э на основе зрительно- кинестетических ощущений.

- Д.и «Кому, что дадим?» Задачи.  Упражнение в употреблении  дательного падежа существительных (мясо – волку, морковку – зайцу и т.д.)

- Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок»

Задачи. Развитие артикуляционного аппарата. Упражнение в расслаблении мышц языка.

-Д.и «Кому что нужно?»

Задачи. Упражнение  в образовании слов винительного падежа существительных. (Лыжнику нужны лыжи. Хоккеисту нужны…)

- Д.и «Рассматривание иллюстраций, уточнение названий диких животных. Беседа «Жизнь диких животных зимой в лесу).

Задачи. Формирование диалогической формы речи. Развитие инициативной речи во взаимодействии воспитанника со взрослым.

- Д. у «Та-да, то-до, ту- ду»

Задачи. Упражнение в дифференцировании звуков  т , д. Развитие слухового внимания  и ритмико – интонационной стороны речи.

- Д.у «Повтори за мной»

Задачи. Формирование ЗКР. Упражнение в изолированном произношении звуков т, д и в словах.

Февраль

День Защитника Отечества

День Защитника Отечества

День Защитника Отечества

8 Марта

-Д.и «Подбери признаки «

Задачи. Обогащать словарь прилагательными. (Защитник Отечества какой? – Храбрый, смелый, отважный… и т.д.  Служебная собака какая?- Верная, преданная, смелая, умная… и т.д.)

- Пальчиковая игра «Мы умеем»

Задачи. Развитие мелкой моторики рук.

-Д. и «Подскажи словечко»

Задачи. Развитие слухового внимания, чувства рифмы.

-Дыхательная гимнастика «Надуем шары»

Задачи. Упражнение в глубоком вдохе и удерживании его и плавном длительном выдохе.

- Д.у «Топни, когда услышишь»

Задачи. Развитие фонематического слуха. Выделение звука у из ряда звуков, слогов, слов.

- Беседа «Весна идет»

Задачи. Развитие диалогической формы речи. Обогащение и активизация словаря.

- Артикуляционная гимнастика «Дудочка»

Задачи. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие мышц губ.

-Д.у «На парад мы идем».                          Задачи. Развитие фонематического слуха.

- Д.и «Я хочу быть…»

Задачи. Обогащение и активизация словаря. Упражнение  в формировании предложений, начинающихся со слов «Я хочу быть…» (Я хочу быть… смелым. Я хочу быть …похожим на папу.)

- Д.и «Скажи наоборот»

Задачи. Упражнение в подборе антонимов. Обогащение и активизация словаря. (Сильный- слабый, храбрый – трусливый и т.д. )

- Рассматривание иллюстраций  о военных, военной технике.

Задачи. Развитие диалогической формы речи. Развитие инициативной речи во взаимодействии со сверстниками и педагогом.

-Д.и «Дудочка»

Задачи. Развитие слухового внимания, умения адекватно использовать  лексические единицы (звукообразные слова) со звуком д

- Пальчиковая гимнастика «Мы на дудочке играем».

Задачи Развитие мелкой моторики рук. Упражнение в согласовании слов с движениями пальцев.

Март

8 Марта

Знакомство с народной культурой и традициями

Знакомство с народной культурой и традициями

Знакомство с народной культурой и традициями

Весна

- Д.и «Как мы помогаем бабушке?»

Задачи. Обогащение и активизация словаря. Упражнение в подборе глаголов в настоящем  времени. (Мы моем пол, стираем платочки и т.д.)

- Чтение закличек, потешек, русских народных песенок

Задачи. Воспитание интереса к русскому народному фольклору.

Упражнение в развитие ритма и выразительности речи. Побуждение в проговаривании фраз.

- Д.у «Забьем гвоздь молотком»

Задачи. Развитие слухового внимания, умения адекватно использовать лексические единицы(звукообраз-

ные) слова со звуком д

- Д.и «Хлопни в ладоши»,

«Запомни слова»

Задачи. Формирова-

ние действий звукового анализа с опорой на внешние вспомога-

тельные средства.

- Д.и «Какой? Какая?

 Какое?»

Задачи. Обогащение и активизация словаря. Упражнение в

 подборе  признака

к предмету.

(Солнце -  какое? Снег –какой?)

- Д. у «Са- за,со- зо, су,зу»                          Задачи. Упражнение в дифференцировании звуков  с , з. Развитие слухового внимания  и ритмико – интонационной стороны речи.

-Д.и «Подбери признак»

Задачи. Обогащение и активизация словаря. Упражнение в подборе признаков к словам. (Какая кошечка? Мягкая, пушистая, ласковая и т.д.)

- Д. у «Ка- га, ко- го, ку,гу»                          Задачи. Упражнение в дифференцировании звуков  к , г. Развитие слухового внимания  и ритмико – интонационной стороны речи.

-Д.и «Один и два»

Задачи. Упражнение в согласовании существительных с числительны

ми.

Апрель

Весна

Весна

Весна

Весна

Весна

-Рассматрива

ние иллюстраций. Беседа по теме

 «Цветущая весна».

Задачи. Развитие  диалогической формы речи. 

- Дыхательная гимнастика «Весенний воздух»

Задачи. Упражнение в глубоком вдохе и задержке его и плавном длительном выдохе.

- Артикуляционная гимнастика «Улыбка».

Задачи. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие мышц губ и щек.

- Чтение потешек, закличек о весне.

Задачи. Воспитание интереса к русскому народному фольклору. Развитие ритма и выразительности речи. Упражнение в повторении фраз из малых форм устной народной речи.

- Наблюдение за изменениями погоды на участке детского сада. Беседа «Что изменилось весной?»

Задачи. Развитие инициативной речи во взаимодействиями с воспитанниками и педагогом. Активизация словаря.

- Дыхательная гимнастика «Аромат цветка».

Задачи.Развитие глубоко вдоха и плавного выдоха.

- Д. у «Ва-фа, ву-фу, во -фо»                          Задачи. Упражнение в дифференцировании звуков  в, ф. Развитие слухового внимания  и ритмико – интонационной стороны речи.

- «Весной на улице как?»

Задачи . Обогащение и активизация словаря. Упражнение в подборе наречий о весне: тепло, холодно, сыро и т.д.

- Д. у «Ба- па, бо- по, бу,пу»                          Задачи. Упражнение в дифференцировании звуков  б, п. Развитие слухового внимания  и ритмико – интонационной стороны речи.

- Беседа по иллюстрациям «Одежда весной».

Задачи. Активизация словаря. Развитие диалогической формы речи.

- Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

Задачи. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие мышц языка.

-Д.и «Назови части цветка»

Задачи. Активизация словаря. Упражнение в назывании частей растения.

- Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Задачи. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение в согласовании движений пальцев рук с текстом.

- Д.и «Цветок- какой?»

Задачи. Активизация словаря. Упражнение в подборе признаков к словам.

Май

Лето

Лето

Лето

Лето

-Д. и «Один и два».

Задачи. Упражнение в согласовании существительных с числительными (Одна груша- две груша).

- Беседа о пользе витаминов.

Задачи. Развитие диалогической формы речи.

- Пальчиковая гимнастика «Фрукты».

Задачи. Развитие мелкой моторики рук. Развитие правильного ритма речи.

- Д. у «Жа- ша, жо- шо, жу,шу»                          Задачи. Упражнение в дифференцировании звуков  ж, ш. Развитие слухового внимания  и ритмико – интонационной стороны речи.

-Д.у «Тихо громко»     Задачи. Развитие фонематического слуха.

 - Д. у «Простые согласные»              Задачи. Развитие восприятия артикуляционных укладов звуков м, л, н, р на основе зрительно – кинестетических ощущений.

- Д. у «Капелька дождя на оконном стекле».

Задачи. Формирование навыка фонематического восприятия лексических единиц на основе развития сенсо- моторных компонентов чувства ритма.

- Д.и «Хлопни в ладоши»,

«Запомни слова»

Задачи. Формирова-

ние действий звукового анализа с опорой на внешние вспомога-

тельные средства.

- Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».

Задачи. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие мышц языка. 

- Д.и «Какой? Какая? Какое?»

Задачи. Обогащение и активизация словаря. Упражнение в подборе  признака к предмету.(Цветок – какой?Весна – какая?)

- Д.у «Хлопни, когда услышишь»

Задачи. Развитие фонематического слуха. Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 4 "Колокольчик" города Алатыря Чувашской Республики

План индивидуальной работы с воспитанником  с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе  «Лучики»                                           (сентябрь – май)

                                                                          Выполнила: воспитатель С.В. Бибикова

г. Алатырь

август, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в группе комбинированной направленности

В статье дается обоснование необходимости совместного планирования коррекционно-развивающей работы всех специалистов в группе комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым р...

Методическая разработка «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Методическая разработка на тему: «Использование биоэнергопластики в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»...

Методическая разработка образовательного мероприятия для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи: «Путешествие на поезде» /с использованием современных педагогических технологий/

Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) образовательного мероприятия для старших дошкольников с ТНР: " Путешествие на поезде" с использованием современных педагогичес...

Индивидуальная работа воспитателя с детьми с нарушениями речи в общеобразовательной группе.

Специалисты ПМПК все чаще рекомендуют коррекционно-развивающее обучение детям с психофизиологическими особенностями  развития.  Педагоги, работающие с данной категорией, регулярно сталкивают...

Методическая разработка для педагогов "План индивидуальной работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе"

Методическая разработка может использоваться в работе с детьми младшей группы с тяжелыми нарушениями речи.В план включены упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики; дидактические игры и упра...

«Умные резиночки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования, а именно: «резиночки для волос».Игры с нестанда...