Методическая разработка "Использование мнемотехники в работе с детьми с тяжелым нарушением речи с 6-7 лет"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Я в своей работе использую приемы мнемотехники и разрабатываю мнемотаблицы сами. Почему я это внедряю в своей работе.

Как известно в речи детей с тяжелыми нарушениями существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Надо отметить, что у большей части детей с нормой развития, речь так же скудная, однообразная.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. У детей важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы и схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена  определенная информация для запоминания текста. На первых этапах я сама составляла схемы, а в дальнейшем мы с детьми стали придумывать их вместе. Составляли мнемотаблицы по сказкам, рассказам, потом стали кадировать песни, стихи. Со временем я заметила, что дети  стали быстро запоминать тексты. По ориентировке в пространстве использовала таблицы, которые делала сама. Размещала картинки на листе бумаги. При работе спрашивала детей: «Что находится в правом верхнем углу, в правом нижнем углу (также в левом), в середине. Убирала таблицу и просила детей ответить на те же вопросы. Или мы с детьми рассматривали, что находится на листе, а затем убирала лист и дети по очереди говорили, что запомнили. Но обратила внимание на то, что дети хорошо запоминали цветное изображение и плохо запоминали черно-белое. У детей формировалось внимание, зрительная, слуховая память, Количество слов для запоминания возрастала от 5 до 9 (в этом возрасте от 6-7 штук). Можно предложить детям запомнить что или кто нарисован на картине. Перечислить обьекты, перевернуть картину- ребенок быстро перечисляет, что запомнил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_dlya_attestatsii.pptx208.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование мнемотехники в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи 6-7лет». Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга Составила: воспитатель Смирнова В.М. Санкт-Петербург

Слайд 2

Уважаемые, коллеги! Я в своей работе использую приемы мнемотехники и разрабатываю мнемотаблицы сами. Почему я это внедряю в своей работе. Как известно в речи детей с тяжелыми нарушениями существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Надо отметить, что у большей части детей с нормой развития, речь так же скудная, однообразная. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. У детей важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы и схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация для запоминания текста. На первых этапах я сама составляла схемы, а в дальнейшем мы с детьми стали придумывать их вместе. Составляли мнемотаблицы по сказкам, рассказам, потом стали кадировать песни, стихи. Со временем я заметила, что дети стали быстро запоминать тексты. По ориентировке в пространстве использовала таблицы, которые делала сама. Размещала картинки на листе бумаги. При работе спрашивала детей: «Что находится в правом верхнем углу, в правом нижнем углу (также в левом), в середине. Убирала таблицу и просила детей ответить на те же вопросы. Или мы с детьми рассматривали, что находится на листе, а затем убирала лист и дети по очереди говорили, что запомнили. Но обратила внимание на то, что дети хорошо запоминали цветное изображение и плохо запоминали черно-белое. У детей формировалось внимание, зрительная, слуховая память, Количество слов для запоминания возрастала от 5 до 9 (в этом возрасте от 6-7 штук). Можно предложить детям запомнить что или кто нарисован на картине. Перечислить обьекты , перевернуть картину- ребенок быстро перечисляет, что запомнил. Хочу поделиться с вами своими наработками, может они пригодятся вам в вашей работе. Мнемотаблицы к сказкам «Гуси-лебеди», « Заюшкина избушка».

Слайд 4

«ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Слайд 6

ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.

Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы  детского сада компенсирующего вида № 465 г...

Методическая разработка «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Методическая разработка на тему: «Использование биоэнергопластики в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»...

ИГРЫ НА ОСНОВЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В этой статье раскрывается важность использования мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ее влияние на память, внимание и речь детей....

«Умные резиночки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования, а именно: «резиночки для волос».Игры с нестанда...

«Тактильные дощечки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Пособие «тактильные д...

Методические рекомендации «Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

кратко говорится о проектной деятельности, предлогаю вниманию макет проекта....

Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Принципы педагогической  работы с детьми, имеющими  ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей  дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....