Реализация модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.
статья по коррекционной педагогике

Истомина Наталья Сергеевна

Согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам  к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ одной из задач является вовлечение родителей в образовательный процесс. В связи с этим, организация  взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников с целью создания единого образовательного пространства детский сад – семья,  сейчас особенно актуальны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istomina_n.s._statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация  модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.

Согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам  к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ одной из задач является вовлечение родителей в образовательный процесс. В связи с этим, организация  взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников с целью создания единого образовательного пространства детский сад – семья,  сейчас особенно актуальны.

На протяжении многих лет система специального дошкольного образования была изолирована от семьи. Все проблемы обучения и воспитания детей ложились на плечи педагогов дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время доказано, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в общеобразовательной и коррекционной работе. Повышение результативности обучения возможно только при наличии целенаправленной, систематически спланированной комплексной работе учителя-логопеда и при осознанном и заинтересованном включении родителей в логопедическую работу.

Практический опыт работы показывает, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Вовлечение родителей в образовательный процесс требует новых форм работы с родителями, так как  повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Целенаправленно изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, возникла необходимость  разработать методический проект по реализации  модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы, призванного решить ряд задач.

Среди них – привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях ДОУ, пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей, систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться  родители  в осуществлении развивающей и коррекционной работы.

Реализация данного проекта позволяет достигнуть следующих результатов:

  1. Повышение уровня компетентности родителей в решении речевых проблем ребёнка.
  2. Возникновение конструктивных дискуссий по инициативе родителей по использованию игр и упражнений и развивающей среды, рекомендуемых  учителем- логопедом.
  3. Родители смогут самостоятельно проводить с ребенком занятия по закреплению умений и знаний, полученных на логопедических занятиях.
  4. Уменьшение количества детей с низким уровнем речевого развития.
  5. Снизить сроки коррекции звукопроизношения.

В разработке и реализации данного проекта задействованы все участники педагогического процесса: педагоги, родители, воспитанники.

Подготовительный этап реализации проекта включает решение следующих задач:

1. Подобрать, изучить литературу по вопросам развития речи у детей и формы роботы с родителями;  систематизировать материал.

2. Подготовить  план мероприятий, методы и формы работы с родителями, подобрать  комплекс упражнений, заданий, дидактических материалов, для оказания помощи родителям в выполнении рекомендаций логопеда в домашних условиях.

3. Разработать  анкету  для родителей по изучению  степени их осведомленности о речевых проблемах ребёнка, потребности в знаниях и умениях по решению этих проблем.

4. Определить уровень компетентности родителей по вопросам развития, профилактики и коррекции речи.

   На основном этапе реализуются следующие задачи:

1. Начать работу по разработанному плану мероприятий и обеспечить его педагогическое сопровождение.

2. Познакомить родителей с результатами диагностики ребенка, обсудить индивидуальный маршрут  коррекции (индивидуальное консультирование, прослушивание аудиозаписи речи ребенка).

3.  Актуализировать в сознании родителей воспитанников своей роли в воспитании и обучении детей. Методами этой работы будут подгрупповые и индивидуальные консультации, беседы, семинары, проводимые педагогами  ДОУ (логопедами, воспитателями, психологом и др.).

4. Познакомить родителей с методами и формами логопедической коррекции доступными для выполнения в домашних условиях.

5. Анализировать трудности, с которыми сталкиваются родители при выполнении коррекционной работы.  Результатом этого станет индивидуальное консультирование родителей по интересующим вопросам.

Задача контрольно-итогового (оценочного) этапа - осуществить мониторинг эффективности применения комплекса мероприятий.

Он включает в себя сбор и обработку диагностических материалов, соотнесение прогнозируемых и полученных результатов. Планируется провести повторное анкетирование родителей по выяснению уровня компетентности по вопросам речевого воспитания и обучения. Измерительными средствами также станут собеседование с детьми, учет активности родителей.

Для достижения цели и  реализации задач была разработана модель взаимодействия учителя – логопеда с родителями воспитанников. В ней выделены следующие направления:

  • Индивидуальные консультации и беседы по выполнению различных упражнений  на развитие речевой моторики, правильного дыхания, мелкой моторики. А так же рекомендации по автоматизации звуков, наполнению словаря, развитию грамматического строя речи, фонематического восприятия и т.д.
  • Фронтальные занятия по формированию звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте.
  • Рекомендации для занятий в семье, по развитию речевой моторики, закрепление понятия и представления о звуках, развитию  навыков звукового анализа и синтеза слов, введению вызванных звуков в речь.

Таким образом, внедрение в коррекционно-образовательный процесс дошкольного учреждения данного проекта позволяет достигнуть следующих результатов:

  1. Решение проблемы различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители вовлечены в образовательный процесс, не отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. владеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями  и навыками. Они преодолевают возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
  2. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы. Возникло понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при  условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений.

Принцыпы, задачи и направления при организации совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми с речевыми нарушениями....

Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, н...

Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОО в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

      Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя....

Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами, родителями, детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Договориться можно всегда, если обе стороны получают равные преимущества. Грэм Грин...

Учет индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями в проведении коррекционной работы.

Аннотация: коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать их особые образовательные потребности по...