Конспект НОД в подготовительной группе"Лето"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Куприна Оксана Николаевна

Конспект НОД в подготовительной группе"Лето"

с элементами обучения грамоте и речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_leto.doc23.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 421

ЛЕТО…

Конспект НОД по речевому развитию

(подготовка к обучению грамоте и развитию речи)

для детей подготовительного дошкольного возраста

Подготовила:

Куприна О.Н.

учитель-логопед

Новосибирск 2016

Задачи:

Обучающие задачи:

  1. Закрепить и систематизировать знания детей о лете.
  2. Активизировать и обогащать словарь по теме "Лето".
  3. Закрепление умения различать понятия "звук", "слог", "слово", "предложение".
  4. Продолжать обучать умению составлять описательные рассказы.
  5. Закрепление умения подбирать слова – антонимы к прилагательным.
  6. Закрепление навыка звукового анализа слов.
  7. Закрепление навыка составления предложений.

Развивающие задачи:

  1. Развивать речевой, фонематический и музыкальный слух.
  2. Развивать общую и мелкую моторику.
  3. Развивать умение регулировать мышечный тонус.
  4. Развивать зрительную, слуховую и двигательную память.
  5. Развивать голос, интонационную выразительность речи.
  6. Развивать координацию речи с движением.
  7. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
  8. Развивать мимику и пантомимику.
  9. Развивать воображение, внимание.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать культуру поведения на занятии.
  2. Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в команде.
  3. Воспитывать положительную мотивацию к обучению в школе.

Коррекционные задачи:

  1. Совершенствовать координацию движений у детей.
  2. Учить дифференцировать звуки [С] и [Ш].
  3. Учить детей элементам правильной артикуляции звуков.
  4. Учить детей регулировать мышечный тонус.
  5. Формировать правильное физиологическое дыхание.
  6. Развитие связной речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Материал: 2 доски, карточки со словами, иллюстрации по теме "лето", фишки для обозначения звуков, карточки для составления схемы предложения.


Ход занятия:

1.Беседа о лете. Активизация и обогащение словаря. Воспитание культуры поведения на занятии. Закрепить и систематизировать знания детей о лете.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня  я хочу вам рассказать о своём самом любимом времени года! В это время года…

День становится длиннее; солнце светит ярче; птицы и животные выращивают  детёнышей; в лесу много  цветов, грибов и ягод; после дождя появляется радуга.

Учитель-логопед: О каком времени года идёт речь?

Дети: О лете!

Учитель-логопед: Как вы догадались?

Дети: Летом всегда много цветов, ягод, грибов. Солнце ярко светит.

Учитель-логопед: Какие месяцы лета вы можем назвать?

Дети: Июнь, июль, август.

Учитель-логопед: Молодцы!

2.Создание эмоционально-положительного фона занятия.

(просмотр на экране видеофрагмента "Лето")

Я сняла видеофильм  «Лето» и хочу с вами поделиться! Смотрим!

Учитель-логопед: Какое настроение у вас после просмотра видеофильма? Почему?

Дети: У меня настроение веселое, потому что скоро наступит лето, и можно будет загорать, купаться….

3. Игра «Скажи  наоборот»

Закрепление умения подбирать слова – антонимы. Развитие слухового внимания.

Учитель-логопед: Раз у вас отличное настроение предлагаю поиграть! Поиграем в игру «Скажи  наоборот»

зимой погода холодная – летом …, большой – …, зимой день короткий – летом …, ветер сильный – …, лужа глубокая – …, погода ясная – …, дождь крупный – …, дорога мокрая – …

Дети подбирают слова – антонимы к прилагательным.

4.Упражнение на дифференциацию двух звуков.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха. Закрепляем умение дифференцировать звуки [С] и [Ш]. Учим детей элементам правильной артикуляции звуков. Работа над формированием правильного физиологического дыхания.

Учитель-логопед: Мы знаем, что летом иногда  может дуть сильный ветер…

Изобразим ветер голосом: делаем вдох животом и длинно произносим звук [С], а теперь зашуршали от ветра  листья на деревьях - [Ш]. Постарайтесь почувствовать, что происходит с языком, губами, когда мы произносим звуки [С] и [Ш]. Повторим еще раз. Дует сильный ветер… Шуршат от ветра листья…

Дети: когда произносим звук [С] губы – в улыбке, язык за зубами, внизу. Когда произносим звук [Ш], губы – немного вытянуты вперед, язык за зубами, вверху.

Учитель-логопед: Покажем рукой: [С] – ладонь руки вниз, [Ш] – ладонь руки вверх. Теперь следите за моей рукой и произнесите тот звук, который я показываю.

Дети произносят поочередно звуки [С] и [Ш]. (можно сделать схему.)

4.  Миогимнастика. Развитие мимических мышц, а также слуховой и двигательной памяти.

На экране сменяют друг друга иллюстрации: солнце, дождевые тучи, град.

Учитель-логопед: Представьте, что рано утром вы проснулись, а в окно к вам светит солнце! Нам весело и мы улыбнемся. Но, вдруг налетели тучки, пошел дождь – изобразим печальное лицо… после дождя на небе раскинулась радуга –   удивляемся.  сменился дождем – …

Дети улыбаются, хмурятся, удивляются.

Учитель-логопед: Вот какая непредсказуемая погода и нас в Сибири!

5.  Физминутка.

Развиваем слуховое внимание, слуховую и двигательную память.

Развитие воображения, внимания, умения регулировать мышечный тонус.

Учитель-логопед: Утром природа просыпается. Просыпаются цветы и травы, просыпаются насекомые, просыпаются деревья. Представим, что мы – деревья и встанем в круг. Поднимем руки вверх – это наши ветви, потянемся вверх к солнышку, растем, тянемся… Подул ветерок и листочки зашевелились… Покажем их (трясем ладошками, поднятыми вверх). Опускаем руки, стряхнем их и снова вырастем высокими стройными деревьями.

Дети показывают  деревья, листочки на ветках.

Учитель-логопед: Молодцы. Теперь я предлагаю пройти сесть за столы. (обратить внимание на осанку детей )

6.  Составление рассказа по картинке.  Развитие связной речи. Воспитание коммуникативных навыков, умения работать в команде.

Учитель-логопед: Перед вами иллюстрации. Одна иллюстрация на двоих. Внимательно рассмотрите, что изображено на вашей иллюстрации. Задание такое: вам необходимо составить краткий рассказ по этим иллюстрациям. Вспоминаем, по какому плану мы составляем рассказ. Вам дается минута на составление рассказа. Когда минута пройдет, первый из вашей группы начинает свой рассказ, а второй его дополняет. Итак, минута пошла.

Дети составляют свои рассказы.

7.  Пальчиковая игра. Развитие координации и согласования речи с движением. Развитие голоса, интонационной выразительности речи. Развитие общей и мелкой моторики.

Учитель-логопед: На одной из иллюстраций мы видели капли дождя на траве. Но иногда летом поднимается сильный ветер и начинается гроза! Предлагаю вам вспомнить стихотворение о грозе и показать все то, о чем говорится в стихотворении.

Гроза

Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра, (сильно постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора. (указательный и средней пальцы обеих рук бегают по столу изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони

В небе молния сверкает, (нарисуйте пальцем в воздухе молнию )

Гром всё небо разрывает. ( барабанить кулаками по столу)

А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

8.  Регулирование мышечного тонуса.    

Активизация и обогащение словаря. Развитие чувства темпа и ритма. Развитие общей моторики. Развитие воображения и внимания.

Гроза закончилась, выглянуло солнце. Пойдёмте на полянку хоровод водить: «Как у деда Трифона»

Как у деда Трифона было семеро детей

Они не пили, не ели, а на деда всё смотрели

И все делали вот так. А как? А вот так…

(ведущий показывает различные движения, дети повторяют)

9.  Звуковой анализ слов.

Закрепляем навык звукового анализа слов. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Воспитание коммуникативных навыков, умения работать в команде.

Учитель-логопед: Отдохнули, повеселились пора и за дело приниматься. Предлагаю поиграть в игру «Раскрась слово».

        Разделимся на две команды. Выберем капитана, он назначит того, кто будет давать ответ на задание. Перед вами карточка со словом и фишки трех цветов… Кто скажет, почему они у нас трех цветов, что они обозначают?

                Дети: красный цвет – гласные, синий и зеленый – согласные, твердые и мягкие. Дети читают слово на карточке.

        Учитель-логопед: Отлично! Читаем слово. У первой команды слово "трава", у второй команды – слово "гроза". Составляем цветную схему слова, раскрасим слова!

        Дети составляют схему слова с помощью фишек. Вместе с логопедом дети проверяют правильность выполнения задания.

        Учитель-логопед: Как еще мы можем поиграть с этими словами? Разделим слово на слоги. Что такое слог?

        Дети: слог – это две или три буквы "дружат" и произносятся вместе.

        Учитель-логопед: Молодцы. Давайте назовем слоги в словах "трава" и "гроза".

        Дети: тра-ва, 2 слога. Гро-за, 2 слога.

        Учитель-логопед: Теперь посовещайтесь одну минуту и скажите, на какой слог приходится ударение в этих словах.

        Дети: тра-ва, гро-за.

10.Составление схемы предложения. Закрепление навыка составления предложений. Развитие сукцессивных функций.

Учитель-логопед: Я придумала предложения с этими словами. Перед вами карточки, с помощью которых мы можем составить схему предложения. Предлагаю вам составить схемы к следующим предложениям. Первая команда: "Утром на траве появляется роса". Вторая команда: "Ночью была сильная гроза".

                Дети составляют схему предложения. Вместе с логопедом дети проверяют правильность выполнения задания.

11.  Итог занятия.

Учитель-логопед: Как много всего мы сегодня успели сделать! Вспомним, что мы делали.

Дети: мы изображали ветер, деревья, грозу  составляли рассказы по иллюстрациям, сделали массаж для пальчиков, играли в игру «Раскрась слово», составляли схемы предложений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе образовательная область "Познание" "Лето красное пришло".

Конспект НОД в подготовительной группе. Дети закрепляют знания о лесных ягодах....

Конспект НОД по развитию связной речи детей с ОНР в подготовительной группе "Лето красное пришло"

НОД предполагает составление рассказа по сюжетной картине с использорванием авторской наглядной модели...

Конспект занятия в подготовительной группе по ИЗО (рисование) На тему «Как я провел лето»

Выполнила: воспитатель Низамутдинова А.Т.2015 г. Цели и Задачи: 1)Учить детей отражать в рисунке впечатления полученные летом. Продолжить учить составлять небольшие рассказы из личного опыта...

КОНСПЕКТ НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе «Лето» (рисование)

КОНСПЕКТНОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе«Лето» (рисование)...

Конспект занятия в подготовительной группе по ИЗО (рисование) На тему «Как я провел лето»

Конспект занятия в подготовительной группе по ИЗО (рисование)На тему «Как я провел лето»Выполнила: воспитатель Алексеенко Валентина Алексеевна Цели и Задачи: 1)Учить де...

Конспект развлечения в подготовительной группе «Лето - это маленькая жизнь»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности.Задачи:1.Создать условия для создания  тёплого, радостного, «солнечного» настроения, обогащая представления...