Консультация для родителей "Игры и игровые приемы, используемые для развития фонематических процессов у детей с ОНР"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Приведены игры и упражнения для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Игры и игровые приемы, используемые для развития фонематических процессов у детей с ОНР

Как мы знаем, фонематический слух и фонематическое восприятие имеют первостепенное значение в подготовке к школьному обучению, поэтому давайте сейчас вместе вспомним, что мы подразумеваем под этими процессами, а затем поговорим, как их можно развить или сформировать при недоразвитии.

Фонематическое восприятие – умение услышать и воспроизвести ряд звуков в необходимой последовательности. Нарушение фонематического восприятия проявляется:

  1. в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  2. неподготовленностью к элементарным формам звукового анализа, выражающегося в том, что ребенок воспринимает слово целиком, опираясь на смысловую сторону, и не воспринимают фонетической стороны, то есть определенной последовательности звуков в слове. При нарушении синтеза ребенок не может из данного ряда букв составить слово. Впоследствии нарушение фонематического восприятия проявляется в пропусках на письме: тава (вместо трава); перестановках: тко (вместо кто); написании лишней буквы: тарава; недописании буквы: красны(й).
  3. дети испытывают затруднения при анализе звукового состава речи.

Фонематический слух – умение услышать и выделить звук. Нарушение фонематического слуха проявляются в том, что дети не различают фонем:

  1. по глухости –звонкости (публики-бублики)
  2. по твердости – мягкости (тота – тетя)
  3. смешение аффрикат со звуками, входящими в их состав: ц=т, с; ч=ть, ш.
  4. смешение гласных I и II ряда
  5. смешение акустико-артикуляционному сходству: с = ш, з = ж, р = л.

Фонематический анализ – выделение звука на фоне слова, определение места звука.

Фонематические представления – придумать слово на заданный звук.

Если в детском саду с детьми не будет проведена работа по коррекции фонематических процессов, то в школе дети будут иметь дисграфию – нарушение письма или дислексию – нарушение чтения, так как обучение грамоте, как известно, производится аналитико-синтетическим методом. Поэтому давайте остановимся на играх и упражнениях по формированию фонематического слуха.

Каждый этап коррекционной работы по развитию фонематических функций предполагает ряд различных упражнений и игр.

I этап. Определение неречевых звуков.

1. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

2.  Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя для детей задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько озвученных игрушек или несколько предметов (например: стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов в такой игре постепенно увеличивается от двух до пяти.

3. Логопед показывает несколько колокольчиков с различным звучанием. Вместе с ребятами называем колокольчики соответственно их звучанию. Колокольчик-"папа", "мама", "дочь", "сын". Затем прикрывает колокольчики ширмой и просит отгадать: "Кто к вам пришёл?" (последовательное звучание двух колокольчиков). "Кто за кем пришёл?" (последовательное звучание двух колокольчиков).

II этап. Формирование понятий тихо - громко, далеко - близко и тембр голоса

1. Логопед показывает детям игрушку - котёнка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает близко (громко), а как - далеко (тихо). Затем произносит: "Мяу", меняя силу голоса, а дети должны отгадать, близко или далеко мяукал котенок. Затем логопед просит детей мяукать по его команде: "Близко" или "Далеко".

2. Дальнейший вариант игры состоит в следующем. Логопед объясняет детям, что котёнок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает, кто из ребят это был, ориентируясь на тембр голоса.

3. Логопед выставляет перед детьми игрушки или картинки трех медведей - большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях (в сокращенном варианте), произносит соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать.

III этап. Формирование слухового внимания при работе над фонематическим слухом

1. Логопед показывает детям картинку и громко, чётко называет: "Вагон". Затем объясняет детям: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неверно, а вы внимательно слушайте. Как я ошибусь - вы хлопните в ладоши". Логопед произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагон - факон -вагом" и т.д. Затем показывает детям листок бумаги и называет: "Бумага -пумага - тумага - бумага - пумака - бумака" и т.д. А дети, услышав неверно сказанное логопедом слово, хлопают в ладоши.

2. Дети должны найти ошибки в употреблении слов в стихотворении, которое читает логопед, и сказать, какой звук заменялся, когда возникало неправильное слово. Можно использовать следующие стихотворения:

Будьте добры, позовите врача!

Куда вы звоните? Какого грача?

Врача позовите, будьте добры!

Чего вы хотите? Какие бобры?

Будьте бобры, позовите грача!

Если бодры, так зачем же врача? (В. Баширов)

"Буква заблудилась"

Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей - то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква - озорница,

Очень странные дела

Начали твориться ...

Посмотрите - ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села. (А.Шибаев)

3.  Можно использовать двустишия со словами - паронимами.

В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.

В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.

4. Логопед произносит слоговой ряд, например: на - на - на - па. Дети должны определить и сказать, что лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.

5. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например "па". Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять красный кружок, если слоги одинаковые, если разные -спокойно сидеть, или если разные - поднять красный кружок, одинаковые -зеленый.

Понятно, что и в этой игре должен варьироваться подбор слогов для называния и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от последовательности всей звуковой работы в целом. Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: шипящие и свистящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

  1. "Испорченный телефон".

IV этап. Формирование фонематического слуха с опорой на гласные звуки

1. Детям раздается по несколько разноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например, а, ау, иоу, о и т.д. Дети должны отложить на столах столько кружков, сколько звуков было названо.

2. У детей на столах лежит по три кружка разного цвета, например, красный, желтый, зеленый. Предварительно логопед договаривается с детьми, что красный соответствует звуку а, желтый — звуку у, зеленый — звуку и. Когда дети запоминают это, логопед произносит сочетания из этих звуков сначала по два звука: ау, уи, уа, аи. Затем - по три звука: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау. Дети должны разложить на столах разноцветные кружки в определенной последовательности.

3. Логопед читает слова, дети повторяют их и поднимают карточки со знаком "+", если заданный звук есть в слове, и знак"-", если этот звук отсутствует.

Сначала даются слова, в которых начальный гласный стоит в ударной позиции, затем слова с безударным первым гласным. Потом предлагаются слова с ударным гласным в середине слова.

4.  Выделение гласного звука по ударением в начальной позиции. Логопед называет слова, дети должны выделить первый звук и громко его произнести. Набор слов: искра, армия, обувь, астра, узкий, улица, остров, игра, очередь, аист, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область

5.  Выделение ударного гласного звука, стоящего в середине слова. Услышав слово, дети называют звук, стоящий в середине слова. Перечень слов: пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.

6.  "Утки и окуни".

Целью игры является научить детей узнавать на слух и различать ударные гласные О и У. Дети делятся на две команды - "утки" и "окуни". Они двигаются произвольно по комнате. Ведущий произносит поочередно слова то с ударным звуком У, то с ударным звуком О. Дети - "окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово со звуком У. Кто не останавливается во время, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, утро, умный, узкий, уголь.

7. "Куклы заблудились".

Цель игры - научить детей выделять в слове звук, произносимый с утрированной интонацией.

У детей несколько кукол. Их имена -Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню, какой - Олю, какой - Улю, а какой - Элю. Каждый ребенок должен найти свою куклу, назвав тот звук, который логопед выделял в имени куклы (голосом выделяются ударные гласные).

8. "Замени букву"

Логопед называет слово, а дети должны заменить гласный звук в нем так, чтобы получилось новое слово. Набор слов:

дом - дым пил сон вал бак мел сок сыр

V этап. Формирование фонематического слуха с опорой на согласные звуки.

При анализе согласных звуков целесообразно использовать следующие игры и упражнения:

1.  Выделение согласного звука из серии слогов. Логопед называет цепочку из трех слогов с одним и тем же согласным звуком, например, та-то-ту. Детям необходимо выделить одинаковый звук, в данном случае т.

2. "Закончи слово"

Логопед показывает детям картинки и называет их, но не договаривает последний звук. Дети должны произнести слова за логопедом и выделить тот звук, который они добавили. Например, ко ..., пау..., вени... и др.

3. "Найди общий звук"

Логопед называет слова, например, со звуком С в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес, и спрашивает детей, какой одинаковый звук встретился во всех этих словах.

4. "Цепочка"

Логопед называет слово, например, автобус, а следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники делают то же самое, составляя цепочку из слов.

1. Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

6.  "Доскажи звук"

Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в

последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. Если звук

назван неправильно, участник выходит из игры. Выигрывает самый

внимательный, не сделавший ни одной ошибки. В качестве речевого

материала можно использовать известные детям стихи и потешки.

Например:

Ходит по лесу хорек,

Хищный маленький звере _.

Голосок твой так хорош,

Очень сладко ты пое_.

Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал зая_.

Поскорее наливай

Мне в стакан горячий ча_.

7.  Найди сбежавший звук.

Для развития фонематического слуха можно использовать ряд упражнений и игр:

1.   отбор детьми предметов, игрушек или картинок с их изображениями, в названии которых содержится изучаемый звук.

2.   подбор слов по определенной лексической теме с использованием фонетических заданий.

3.   называние, а затем рисование учебных вещей, посуды и т.д., в названии которых есть заданный звук.

4.   нахождение  на  специально  подобранной  сюжетной  картине  предметов,  в  названии которых содержится нужный звук.

5.   отгадывание загадок и выделение 1-го или последнего звука в словах-отгадках.

6.   выделение из ряда слов, произносимых логопедом, тех, в которых имеется заданный звук (дети хлопают).

7.   называние имен детей, кличек животных, предметов, наименование которых начинается с данного звука.

8.   выделение из предложений слов с заданным звуком.

        9.   игра  «Домашние   животные   и   их  детеныши».   Дети  должны   вспомнить  домашних животных и птиц, в названии которых имеется определенный звук, например, [к]: коза - козленок, кошка - котенок, корова - теленок. Аналогично проводится игра «На чем люди ездят», например, назвать слова, содержащие [с]: самолет, автобус, троллейбус. «Вооружение солдата», в названии оружия должен быть звук [т]: автомат, пулемет, пистолет, граната, винтовка. Так же можно проводить игры: «Покажи инструменты, в названии которых есть определенный звук», «Обставим комнату», «Построим дом» (на доске - стены дома. Нужно построить дом, но дорисовывать можно лишь то, в названии которого есть звук [р]: крыша, дверь, ручка, трубка, крыльцо. Затем благоустраивается участок.

Для развития фонематического слуха используются игры, которые построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учатся различать и определять первый звук в слове - игре «Определи первый звук». Детям раздаются карточки с предметными картинками и карточки с буквами. Сочетание предметов на карточке может быть разным: предметы, название которых начинается с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы). Картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль, собака); на звонкие - глухие звуки. Найти слова на определенный звук и накрыть соответствующей буквой. Затем дети называют картинки на заданный звук. Если к концу  игры у некоторых детей остаются незакрытые картинки, дети называют их и определяют, с какого звука начинается слово.

Определению первого и последнего звуков в ряде слов способствует игра «Цепочка слов». На столах у детей лежат карточки. Педагог объясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется с карточки, в левом углу которой звездочка -карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою карточку к моей, назовет свой предмет так, чтобы отчетливо слышался последний звук и т.д., пока не будут использованы все карточки. Далее дети определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце, в середине). Можно использовать игровое упражнение «Найди место звука в слове». На доске выставляются картинки: шар, вишня, душ.

- Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах?

Позицию звука мы можем показать при помощи символов, где красный прямоугольник - положение звука в слове. Дети к символам подбирают картинки. Игра «Кто в домике живет?» способствует упражнению в подборе слов с определенным звуком. Педагог помещает на доску 2 домика, а на наборном полотне или столе - предметные картинки. Рассказывает: «Для зверей и птиц построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселится. В 1-ом домике могут жить животные, в названии которых есть, например, звук [з] (зебра, обезьяна, коза); а во 2-ом - в названии которых есть [с] (собака, свинья, песец, барсук).

В игровом упражнении «Найди пару» дети учатся подбирать слова, отличающиеся друг от друга одним звуком.

Диск разделен на 2 части. В верхней части размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а другая - на пустой кружок. В этот кружок можно поместить картинку с предметом, название которого сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.

*  Игра «Живые буквы». Детям раздаются буквы. Они должны выйти и стать так, чтобы получилось названное слово.

* Оригинальная игра «Включи телевизор», по условиям которой дети составляют слово, ориентируясь на первые или последние звуки в названии предмета: шишка, арбуз, рыба -шар.

- Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить 1-ый звук в словах - названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующее изображение.

* Игра «Поезд» преследует несколько целей:

1.   учит определить наличие указанного звука в словах.

2.   упражнять в определении звуков (количество) в словах.

Чтобы помочь детям выделить и осознать звучащее слово как последовательность звуков, широко используется звуковые линейки. Протяжно произнося звуки в слове, окошки открываются лишь по числу произнесенных звуков; помогает определить место звука в слове.

Звуковая линейка с подвижными вертикальными полосками дает возможность делить слово на слоги. Если движки в разных концах линейки - один слог, если 2 движка в центре - 2 слога, если движки делят на 3 части - 3 слога.

Когда дети начинают читать, можно предложить им задание на вставление пропущенных дифференцируемых звуков.

Чем больше мы будем искать новых методов и приемов по формированию у детей фонематического слуха и восприятия, тем более подготовленными наши дети будут к обучению в школе.