"В гостях у сказки" карточки Проппа в работе логопеда
электронный образовательный ресурс по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Марченко Анна Сергеевна

Основные примеры заданий с карточками Проппа, используемые для формирования связной речи у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1svyaznaya_rech_karty_proppa.ppt2.2 МБ
Microsoft Office document icon kartochki_proppa.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование карточек Проппа при формировании связной речи. Учитель-логопед МБДОУ №12 А.С. Марченко

Слайд 4

Наглядное моделирование пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.

Слайд 8

Карты Проппа встречаются в различных вариациях:

Слайд 9

1 этап

Слайд 10

«Волшебные или чудесные вещи» 2 этап

Слайд 11

лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух . Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Собирается кот на охоту и говорит петушку: — Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит. Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела. Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. — Петушок испугался, закричал: « » Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается. 3 этап

Слайд 12

Сказка «ГУСИ – ЛЕБЕДИ» 4 этап

Слайд 13

5 этап

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Использование метода наглядного моделирования при формировании связной речи.

Что такое связная речь?

2 слайд Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

3 слайд На сегодняшний день, у детей с нарушением речи, отмечаются следующие недостатки сформированности связной речи:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Для повышения уровня сформированности связной речи необходимо обучать ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей.

4 слайд Одним из наиболее эффективных способов планирования связного высказывания служит метод наглядного моделирования

Наглядное моделирование -это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

5 слайд Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  • развития замыслов-идей будущего продукта.

Основными средствами развития связной речи являются:

  • сказки;
  • дидактические игры;
  • театрализованные игры.

6 слайд В качестве условных элементов модели могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • Карточки Проппа.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

Карты Проппа позволяют стимулировать развитие внимания, восприятия, фантазии,  творческого воображения, активизируют связную речь

7 слайд Остановимся на истории их создания. Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок. Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, В.Я. Пропп выделил 31 постоянную функцию сказок (Д.Родари в последствии сократил их количество до 20). При помощи карт ребенок может легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

8 слайд Последовательность карточек может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Д.Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т.к каждая карта- целый срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты Проппа, как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций 20:

  1. Запрет
  2. Нарушение запрета
  3. Вредительство
  4. Отъезд героя
  5. Задача
  6. Встреча с дарителем
  7. Волшебные дары или волшебное средство
  8. Появление героя
  9. Вредитель или антигерой
  10. Борьба
  11. Победа
  12. Возвращение домой
  13. Прибытие домой
  14. Ложный герой
  15. Трудные испытания
  16. Ликвидация беды
  17. Узнавание героя
  18. Изобличение ложного героя
  19. Наказание ложного героя
  20. Свадьба или счастливый конец.

Работа с карточками Проппа проходит в 5 этапов:

9 слайд. 1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения.

Объясняем общую структуру сказки:

- присказка, зачин (приглашение в сказку);

- повествование;

- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

10 слайд 2 этап. Проведение «подготовительных игр».

  • «Чудеса в решете»-выявление  различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
  • «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
  • «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт. и т.д. (слайд)

11 слайд 3 этап. Чтение сказки (сопровождается выкладыванием карт Проппа). Сказка «Кот, петух и лиса»

12 слайд 4 этап. Пересказ сказки (с опорой на карты Проппа).

Рассмотрим на примере сказки «Гуси-лебеди»

(Запрет, нарушение запрета, вредительство, отъезд героя, задача, волшебные дары, сверхъестественные свойства антигероя, борьба, победа, возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец.)

13 слайд 5 этап. Сочинение собственной сказки.

На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.

Давайте попробуем сочинить свою сказку!

14 слайд Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно ролевую игру «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки.

В конце концов, дети приходят к сочинению своей неповторимой  волшебной сказки.

15 слайд Таким образом можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять великолепные сказки. В заключение небольшой совет. При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут быть неожиданными и захватывающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....

Использование карт Проппа в работе по развитию связной речи дошкольников с ОНР

Одной из важных задач по коррекции речи у дошкольников с ОНР является развитие связной речи. Большинство дошкольников любят и с удовольствием слушают и рассказывают сказки.  Помощником  педа...

«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»

В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...

«Карты Проппа в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняйший день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...