"Использование карт Проппа в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация

 Новрузова Нурида Илхам кызы

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в ФГОС ДО, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Согласно этому, одним из основных условий становления личности в дошкольные годы является речевое развитие ребенка.

Психологами неоднократно доказано, что развитие речи идет намного активнее, если задействовать образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию.

Современных детей все сложнее чем – либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Очень важно для педагога заинтересовать, суметь создать мотивацию на предстоящую образовательную деятельность, т. к. именно то, что способно вызвать живой интерес у ребенка, обеспечивает наиболее прочное усвоение новой информации.

Известный русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста В.Я. Пропп предпринял попытку выделить постоянные структурные элементы русских народных сказок, а говоря простым языком – выяснил, что сказки имеют определенную структуру. Структура имеет определенные функции. Основных, главных функций Пропп выделил 28. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Эти карты как конструктор, из деталей которого можно самостоятельно сложить и рассказать сказку.

Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы:

на 1 этапе детей знакомят со сказкой как жанром литературного произведения и ее структурой. Выявлям ее отличие от других жанров.

Для этого проводятся игры, которые знакомят с зачинами. Зачин – это приглашение в сказку. На этом этапе используются цветные, красочные карты, а затем заменяются на черно-белые со схематическим рисунком.

Вы хотите сказочку? Сказочка — это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.

Игра «Литературная паутинка»

- Сейчас я буду называть зачины сказок, а ваша задача – отгадать из какой сказки эти строки.

1.«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе, на земле
Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».)

2.«В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»)

3.«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»)

4.«Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.—X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).

5.«В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).

6.«У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»)

7. «Три девицы под окном.
Пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

8. «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).

В следующих играх и беседах актуализируется детский опыт, необходимый для составления сказки.

Игра «100 к 1».

На экране табло.

За самые популярнее ответы детей вы получите меньшее количество очков, а за самые непопулярные ответы – большее. Итак, поехали.

«Простая игра»

За самые популярные ответы детей вы получите большее количество баллов.

Как вы считаете, как ответили дети на следующие вопросы:

Назовите самого любимого сказочного героя.

  • Колобок – 38
  • Иван-царевич – 27
  • Незнайка– 16
  • Золушка- 9

Назовите самого доброго сказочного героя

  • Лунтик – 33
  • Доктор Айболит – 20
  • Конек-горбунок – 13
  • Старик Хоттабыч - 2

Назовите сказку, которую вы бы хотели услышать на ночь.

  • Теремок – 21
  • Золушка – 16
  • Крошечка-Хаврошечка - 9
  • Карлик нос – 3

«Двойная игра»

Напоминаю, что за определенные ответы детей вы получаете двойное количество очков.

На чем можно быстро отправиться к месту поисков

  • На ковре-самолете - 5 (х2)
  • В сапогах-скороходах -10 (х2)
  • На крылатом коне – 15 (х2)
  • На Сивке-бурке – 20 (х2)
  • На сером волке – 25 (х2)
  • На летучем корабле – 30 (х2)

Вспомнить чудодейтсвенные напитки и плоды

  • Живая и мертвая вода 10(х2)
  • Водица из копытца 15 (х2)
  • Яблочко 20 (х2)
  • Плоды фигового дерева 25(х2)

На 2 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

Детям предлагается набор из 5-6 карт, они могут придумывать вдвоем, втроем (так проще справиться с заданием).

С детьми оговариваются следующие положения:

  • кто будет главным героем;
  • кто будет мешать герою;
  • кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
  • придумать название к сказке;
  • какие зачины и концовки будут использованы;
  • придумывание сказочных слов и выражений;
  • присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. Приведём совсем простой пример на анализе потешки.

Разберем на простом примере.

Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живёт. Тебе хвостик отгрызёт.

Что мы здесь имеем: (ведущий выкладывает карты на мольберте).

  • Герой – огуречик.
  • Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
  • Вредитель – мышка.
  • Вредительство – хвостик отгрызёт.
  • Мораль – не послушался – остался без хвоста.

Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют элементы сказки.

Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно-ролевую игру «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки.

Давайте попробуем сочинить свою сказку

Практическая работа.

Задание    педагогам:

А теперь я предлагаю сочинить свою сказку с помощью карт Проппа. Для этого нам нужно разделиться на 4 команды. На столах у каждой команды лежат карты Проппа, с помощью которых вы и будете фантазировать.

Количество карт 9 на выбор педагогам.

Педагоги сочиняют сказки с помощью карт и озвучивают их.

О.С.Ушакова рекомендует сделать альбом творческих рассказов, дать ему интересное название. Это является хорошим толчком для развития детского творчества. В ДОУ городов Италии проводятся «Игры в рассказчика». Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуманные ими истории, затем - иллюстрируют свой рассказ рисунками.

Таким образом, творческое рассказывание оптимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который требуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. А карты Проппа выступают в роли помощника в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления.

В завершении, мне бы хотелось предложить в вашу педагогическую копилку сказку-оригами «Братья-месяцы».

Желаю Вам, уважаемые коллеги, творческих успехов, любознательных воспитанников, отзывчивых и заинтересованных родителей вашим воспитанникам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. Организация совместной деятельности.

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного   возраста.                            ...

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.

Можно выдвинуть     гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...

Тема опыта работы «Использование здоворьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Гимнастика для глаз»

В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз....

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Мастер класс по теме : " Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Цель мастер класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности  педагогов по использованию технологии "Карты Проппа"....