Использование карт Проппа в работе по развитию связной речи дошкольников с ОНР
статья по логопедии

Уличева Валентина Николаевна

Одной из важных задач по коррекции речи у дошкольников с ОНР является развитие связной речи. Большинство дошкольников любят и с удовольствием слушают и рассказывают сказки.  Помощником  педагога при составлении и пересказе сказок являются карты Проппа.  Карты Владимира Яковлевича Проппа известны давно, но и сейчас они не теряют своей актуальности.  Они  позволяют  стимулировать,  обогащать и  развивать  связную  речь, позволяют изучить огромное количество сказок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование карт Проппа в работе по развитию связной речи дошкольников с ОНР»

Одной из важных задач по коррекции речи у дошкольников с ОНР является развитие связной речи. Большинство дошкольников любят и с удовольствием слушают и рассказывают сказки.  Помощником  педагога при составлении и пересказе сказок являются карты Проппа.  Карты Владимира Яковлевича Проппа известны давно, но и сейчас они не теряют своей актуальности.  Они  позволяют  стимулировать,  обогащать и  развивать  связную  речь, позволяют изучить огромное количество сказок.

Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок    и  построении своих  рассказов с  использованием символических картинок. Владимир Пропп изучал  и анализировал сказки народов мира. Он обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций и они повторяются во многих сказках. На основе этих сказочных ситуаций появились карточки – картинки, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку. «Карты Проппа» – это  такие  карточки,  на  которых  изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.

Педагог, работая с картами Проппа может решить множество задач, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО. У дошкольников формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев. Карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь. Работая с картами Проппа педагоги развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

В  практическом пособии «Грамматика фантазии» по развитию у детей речевого творчества  Дж. Родари отмечает: «...преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке  функций  помогает  малышу  разобраться  в  самом  себе,  и в окружающем его мире людей».

Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение, а Д.Родари сократил  их  количество  до  20. Эти сюжеты и сейчас лежат в основе сказки.  Дошкольники  пересказывают  или сочиняют сказку с опорой на них.

Последовательность их может варьироваться, и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.

Введение карт Проппа происходит в несколько этапов. С помощью них детей знакомят со структурой сказкой, композицией. Совместно с дошкольниками находятся отличия от рассказа. Дети во время игр с картами Проппа становятся исследователями, проявляют творческие способности. Дошкольники учатся выделять узловые моменты сказки, выстраивают схемы по сюжету сказки и рассказывают и сочинят свои сказки. Придумывая своих добрых и злых героев, создают и решают проблемные ситуации. Дети  приходят  к  сочинению  своей неповторимой волшебной сказки.

Работая, с картами Проппа дошкольник учится играть со словами,  понимает глубинный смысл звуков, слов и фраз, учится  сочинять. Сказка и карты Проппа являются эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Литература:

В.Я. Пропп «Морфология волшебной сказки»

Джанни Родари «Грамматика фантазии»

Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»

Л.Е. Тумина «Кружок «Сочини сказку».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников"

В презентации отражены задачи, направления работы по развитию связной речи, особенности методики....

Использование методов ТРИЗ и РТВ в развитии связной речи дошкольников.

Использование методов ТРИЗ и РТВ в развитии связной речи дошкольников...

Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ»

В данном материале представленны формы и методы по развитию связной речи дошкольников ДОУ....

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....