Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ»
методическая разработка по развитию речи на тему

Бадикова Марина Александровна

В данном материале представленны формы и методы по развитию связной речи дошкольников ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

           Выступление из опыта работы
«Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ»

                                                                       

В современном мире значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные  игры), что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях ДОУ.

Отличительной особенностью современного состояния методики развития связной речи является сочетание традиционных и инновационных технологий.

Как мы знаем  в младшем дошкольном возрасте формирование диалогической речи предшествует формированию монологической речи детей. В возрасте 3-4 лет мы подготавливаем детей к различным видам рассказывания.

Для того, чтобы эта работа проводилась в системе мы разработали модель образовательной системы формирования интеллекта в процессе развития связанной речи.   Практическая реализация указанной системы работы начинается с отведенного на проведение НОД учебного времени. Объём учебного времени составляет 36 учебных  часов в год.

 Из них  11 часов отводится  на пересказ  литературных произведений.  Составление  рассказа: описательный по предмету(игрушки) 13 занятий,

повествовательный по картине 12.

Для быстрого вхождения детей в игровую ситуацию и для более эффективного усвоения знаний я использую разнообразные  формы проведения непрерывной образовательной деятельности. Например «Магазин игрушек»,«Сундук тайн», «Клуб сказок».

 В своей работе по развитию связной речи детей я используем словесные, наглядные и практические методы. Решая образовательные задачи, пользуеясь традиционными приемами такими, как рассматривание картин,  вопрос-ответ, продолжи предложение. Для успешного развития связной речи детей, также использую нетрадиционные методы обучения. Например, всем известная методика ТРИЗ.  В рамках данной методики мы применяем игровой прием, адаптированный нами в группе «Великаны и крошки». Данная игра способствует расширению и уточнению предметного словаря детей, а также развитию умения согласовывать прилагательные и существительные в роде,  и падеже.  С этой целью в нашей группе появились игрушки  большой Заяц «Игрун» и  маленький «Игрунчик». Так, например, при проведении тематической недели « игрушки» детям предлагались предметные картинки с изображением игрушек. Ребенок должен назвать изображенный предмет, его размер и какому зайцу он ее отдаст.

Также в своей работе мы  используем игровой прием относящейся к ТРИЗ - это пособие «Кольца Луллия». С помощью этого пособия мы играем в такие игры, как

Дидактическая игра «Мамы и их детёныши», которая направлена  на упражнение в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; а так же на развитие логического мышления,  мелкой моторики пальцев рук, словарного запаса. 

Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.

Дидактическая игра «Кто что ест?» Ее целью является  закрепление знания детей об образе жизни животных, об их питании; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.

Развитие связной речи неотделимо и от воспитания звуковой культуры речи. Поэтому в своей работе, я использую такой прием как «Звуковой паровозик»

На экране появляется паровозик с вагонами, постепенно в каждом окошке вагона появляется  предмет, дети произносят звук, который издает предмет, появившийся в окошке. По аналогии проводится игра «Волшебный кубик».

Довольно часто в своей  работе по развитию связной речи детей пользуюсь приемом моделирования . Данный прием помогает подготовить детей к умению составлять описательный рассказ. Например, при рассматривании картины «Курица и цыплята» проводиться беседа, затем детям предлагаются готовые геометрические формы. И, по образцу педагога дети выкладывают маму курицу трех цыплят. Далее добавляют к геометрическим  формам заранее вырезанные клюв, лапы.

Для развития грамматического строя речи  пользуемся таким приемом как

Работа по картинке-загадке «Кто где спрятался?»

Как вы думаете, кто спрятался за деревом? За деревом спрятался медведь. Как вы догадались? Видны лапы. Чьи это лапы? Медвежьи лапы.
А из-за куста чей хвост выглядывает? Лисий хвост. Кто там, за кустом спрятался? За кустом спряталась лиса.

При подготовке детей к пересказу литературного текста использую метод театрализации, в этом мне помогает созданный в нашей группе центр

театрализованной деятельности. В нем располагаются различные виды театров. Также я использую нетрадиционное  пособие «Сундук со сказками» 

Для мотивации речи детей хорошо зарекомендовал себя метод проб и ошибок. Его суть в том, что в  обычное рассказывание сказки с элементами театра  вносятся ошибки, которые дети должны заметить и исправить, что побуждает детей к высказываниям

Развитие речи детей немыслимо без взаимодействия с семьей.

 Работу с родителями строю как в общепринятых формах: провожу беседы,  рекомендую стихи  для заучивания с детьми дома, а также,  потешки, считалки, скороговорки, чистоговорки; даю групповые и индивидуальные консультации и   советы какие книги следует читать детям 3-4 лет.

Так и в более современных – интерактивные формы на основе использования ИКТ-технологий. 

Также привлекаю родителей к обогащению РППС группы, в частности центра речевого развития, который систематически пополняется новыми пособиями и играми.

      Таким образом,   перечисленные  методы и приемы  используемые мной в  работы, помогают мне добиться высоких результатов по развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в форме презентации "Сказкотерапия - как средство развития связной речи дошкольников"

Проект "Сказкотерапия -  как средство развития связной речи дошкольников"  Использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей пятого года жизни....

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста.

В данном материале описывается метод наглядного моделирования и его значение в педагогической деятельности в работе с дошкольниками. Описываются приемы наглядного моделирования....

Выступление на педагогическом совете: «Использование малых фольклорных форм в проектной деятельности по развитию связной речи дошкольников»

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение.Ссылка на проект по данной тематике:https://nsportal.ru/det...

Выступление "Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Выступление на методическом объединении педагогов района по теме: "Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"  «Учите ребенка каким -нибудь неизв...

Современные педагогические методы и технологии развития связной речи дошкольников

В материале описаны современные методы и технологии развития связной речи дошкольников, представлен наглядный материал....