Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Вискова Наталья Васильевна

В данном материале описывается метод наглядного моделирования и его значение в педагогической деятельности в работе с дошкольниками. Описываются приемы наглядного моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx149.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» пгт. Изъяю

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста.

                                                                             Составила:

                                                                воспитатель подготовительной группы

                                                            МДОУ «Детский сад» пгт. Изъяю

                                Вискова Н.В.

                                              2017 год

Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Целью моей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

В нашем ДОУ приоритетной годовой задачей является развитие связной речи дошкольников. Метод наглядного моделирования для развития речи дошкольников оказался для меня педагогической находкой. В процессе использования этого метода я увидела оживленный интерес детей, желание и стремление к речевой деятельности, повысился уровень программного освоения материала дошкольниками. Метод наглядного моделирования речевой деятельности стараюсь использовать во всех видах деятельности детей.

 Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи :

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Мнемотаблицы :

• являются дидактическим материалом по развитию речи;

• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.

Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:

1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

Сначала детям предлагаю простые мнемотаблицы, построенные на изображении последовательности процессов простых действий. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку легко воспроизвести усвоенную информацию.

Затем мнемотаблицы усложняю. Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

C:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\DSC_0041.jpgC:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\DSC_0006.jpgC:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\DSC_0166.jpg               

C:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\DSC_0151.jpgC:\Users\Пользователь\Pictures\2017-11-28\002.jpgC:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\DSC_0041.jpg

Для составления описательного рассказа о погоде и ее явлениях оформила в уголке природы наглядное пособие, которое позволяет составить описательный рассказ с помощью  использования знаков и картинок о погоде. Дети каждый день с  удовольствием играют в дидактическую игру «Прогноз погоды» и,  моделируя признаки погоды, рассказывают о ней.

C:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\DSC_0079.jpgC:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\DSC_0077.jpgC:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\DSC_0038.jpgC:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\DSC_0039.jpg

В данном виде наглядного моделирования дошкольники моей группы могут  составить связный описательный рассказ о времени года, месяце года, дне недели, о признаках погоды в течении дня ( облачность, осадки, направление ветра, явлении природы).

Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Алгоритм:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения:

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме .

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу. C:\Users\Пользователь\Pictures\2017-12-17\001.jpg

«Зима» И.Суриков

Пересказ с помощью мнемотаблиц

С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном последовательном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Алгоритм:

1. Чтение взрослым текста;

2. Рассматривание мнемотаблицы;

3. Ответы на вопросы по содержанию:

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

C:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\IMG_20170420_194133_6.jpg C:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\IMG_20170420_194138_7.jpg

Также в своей работе с дошкольниками старшего возраста использую карты Проппа.

Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп  проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.

При помощи карт Проппа вы можете легко проанализировать структуру сказки, снова разбив её на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

План действий:

1этап: познакомить детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
-присказка, зачин (приглашение в сказку);
-повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;
3этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
4этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.
C:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\DSC_0058.jpgC:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\DSC_0059.jpgC:\Users\Пользователь\Documents\фото с телефона\DSC_0053.jpg 
Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц

Практическое задание:

-Составьте зарисовки на загадки:

1. «Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками »

2. «Без рук, без топорёнка построена избёнка»

3. «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает».

Вывод

Как же сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.

Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.

Что дает мнемотехника?

Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:

• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

• Мнемотехника является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут педагогу в развитии связной речи дошкольника.