Выступление "Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"
статья по коррекционной педагогике

Ермошина Галина Николаевна

Выступление на методическом объединении педагогов района по теме: "Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников" 

 

«Учите ребенка каким -нибудь неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он усвоит их на лету…»

К. Д. Ушинский

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

«Учите ребенка каким -нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет

долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он усвоит их на лету…»

К. Д. Ушинский

Речь - это прежде всего инструмент общения. Развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире

его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее

и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее

осуществляется его психическое развитие.

К сожалению, в настоящее время у детей всѐ чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

- Неспособность грамматически правильно построить предложение.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Употребление нелитературных слов и выражений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими

словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- Нарушения дикции.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточно устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своѐ внимание на каком-то значимом для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников –очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Одним из принципов педагогики, которыми мы руководствуемся, является принцип наглядности. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Это позволяет сделать вывод о том, что мнемотехника один из самых

лучших способов для развития связной речи детей. Мнемотехнику в

дошкольной педагогике применяют давно и называют по- разному. В.К.

Воробьева [3] для развития связной речи предлагает использовать сенсорно -

графические схемы, Т.А. Ткаченко [10] – предметно- схематические модели,

В.П. Глухов [4] – блоки- квадраты. Взяв за основу мнение великих

педагогов, мы убедились в том, что именно использование приѐмов

мнемотехники поможет решить проблему развития речи дошкольников.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это

система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,

сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях

объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание

структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Мнемотехника – это система, которая включает в себя методы и приемы, использующие визуализацию информации для запоминания в процессе обучения. В какой-то степени, мнемотехника это тексты в графическом виде. Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст (слова и словосочетания) представляется в последовательных картинках.

На основе визуальных символов дети запоминают информацию в

необходимой последовательности и в результате могут ее повторить,

опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления

и т.д.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

 Развитие связной и диалогической речи.

 Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с

помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки,

стихи по мнемотаблицам и коллажам.

 Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с

буквами.

 Развитие у детей умственной активности, сообразительности,

наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные

признаки.

 Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания,

воображения, памяти.

 Содействие решению дошкольниками изобретательских задач

сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как все процессы обучения, мнемотехнику следует применять по принципу «от простого к сложному». На первоначальном этапе используют

мнемоквадраты, затем переходят к мнемодорожкам и, позже, к

мнемотаблицам. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы используются:

 для обогащения словарного запаса

 при обучении составлению рассказов

 при пересказах художественной литературы

 при заучивании стихов

 при отгадывании и загадывании загадок

Этапы использования мнемотаблиц:

Этап № 1 - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап № 2 - Перекодирование информации, т.е. преобразование из

абстрактных символов в образы.

Этап № 3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с

опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания

Этап № 4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап № 5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее

показе ему.

Работу с использованием метода мнемотехники целесообразно строить по следующим направлениям:

1. Обогащение словаря, составление простых предложений и

формирование предложно-падежных конструкций.

Здесь используют мнемоквадраты, а затем и мнемодорожки. Любая

наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Работа строится поэтапно:

- Выполнение действия педагогом

- Выполнение совместных действий вместе с детьми по словесной

инструкции. На этом этапе происходит знакомство с символами и

схемами.

- Составление простого высказывания по демонстрации действия с

опорой на графическую схему.

- Составление словосочетаний по схеме.

- Чтение фразы по графической схеме.

- Составление предложений по графическим схемам.

2. Разучивание стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

- Выразительное чтение стихотворения.

- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще

раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную

мысль.

- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в

доступной для детей форме.

- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с

опорой на мнемотаблицу.

- Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

 3. Составление описательных рассказов, пересказ.

Это наиболее трудный вид монологической речи. Описание задействует все психические функции: восприятие, внимание, память, мышление. Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

         Мнемотехника многофункциональна. На основе ее можно создать

разнообразные дидактические игры. Используя модели, необходимо только

придерживаться следующих требований:

-модель должна отображать обобщѐнный образ предмета;

-раскрывать существенное в объекте;

-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была

им понятна.

Подчеркнем, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование

мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать

зрительную информацию, сохранять и воспроизводить еѐ.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны

использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться

классифицировать предметы, развивать речь, зрительное

восприятие, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки

самопроверки.

 Считаем, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Список использованной литературы

1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с

помощью мнемотехники / Спб.,2005

2. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному

моделированию /Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системными

нарушениями речи /Воробьева В.К. М.:Астрель, 2006. – 158 с.

4. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию

связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по

обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. 2008. №4. С8–

10.

5. Дошкольное воспитание. Обучение творческому рассказыванию 2-

4/1991

6. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с

детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего

воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников /М., 1985 —

с.92

8. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под

ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988., стр.73.

9. Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии

связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

10.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных

рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-

21.

11.Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей

дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для

воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.:

Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004. – 288


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование методов мнемотехники для развития связной речи у детей».

Консультация для воспитателей по теме «Использование методов мнемотехники для развития связной речи у детей»....

Памятка для родтителей по использованию методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного

Данная памятка предназначена для родителей по применению методов мнемотехники  в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста .[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9107...

"Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Статья предназначена для воспитателей старших групп,для родителей.Она раскрывает значимость  использования данной технологии для обучения рассказыванию,составления описательных рассказов....

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста.

В данном материале описывается метод наглядного моделирования и его значение в педагогической деятельности в работе с дошкольниками. Описываются приемы наглядного моделирования....

Методическая разработка «Методы и приемы развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники»

Мнемотехника является программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторы...

Доклад по теме: «Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Доклад по теме:«Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»                        ...