Современная литература по вопросам раннего детского аутизма
электронный образовательный ресурс по логопедии на тему

Марченко Анна Сергеевна

Обзор популярной современной литературы по вопросам раннего детского аутизма.

 

Аутизм отделяет человека от мира межличностных отношений, делает неспособным исследовать окружающий мир, оставляет его в своём маленьком мирке. Задача взрослых - помочь особенным детям научится жить в обществе. Я хочу представить вашему вниманию список книг, которые будут интересны как педагогам, работающим с детьми с РДА, так и родителям таких детей. К сожалению сейчас не так много литературы по данной проблеме на русском языке, но с каждым годом её становится всё больше и больше.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обзор популярной современной литературы по вопросам раннего детского аутизма учитель-логопед МБДОУ д/с № 12 А.С. Марченко

Слайд 2

Франческа Аппе «Введение в психологическую теорию аутизма» (2006)

Слайд 3

Ольга Никольская «Аутичный ребенок. Пути помощи» (2007)

Слайд 4

Патрик Сансон «Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми» (2008)

Слайд 5

Б. Е. Микиртумов «Аутизм: история вопроса и современный взгляд» (2012)

Слайд 6

Елена Янушко «Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия» (2012)

Слайд 7

Елизавета Заварзина-Мэмми «Приключения другого мальчика. Аутизм и не только» (2014)

Слайд 8

Виктор Каган «Аутята. Родителям об аутизме» (2015)

Слайд 9

Стенли Гринспен «На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления» (2017)

Слайд 10

Елена Баенская «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)» (2017)

Слайд 11

Роберт Шрамм Детский аутизм и АВА. ABA. Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения (2017)

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Обзор популярной современной литературы по вопросам раннего детского аутизма.

Аутизм отделяет человека от мира межличностных отношений, делает неспособным исследовать окружающий мир, оставляет его в своём маленьком мирке. Задача взрослых - помочь особенным детям научится жить в обществе. Я хочу представить вашему вниманию список книг, которые будут интересны как педагогам, работающим с детьми с РДА, так и родителям таких детей. К сожалению сейчас не так много литературы по данной проблеме на русском языке, но с каждым годом её становится всё больше и больше.

1. "Введение в психологическую теорию аутизма"

Книга известного английского ученого Франчески Аппе представляет собой обзор современных теорий аутизма. Автор анализирует концепции и основные линии исследований, в которых аутизм рассматривается на поведенческом, биологическом и когнитивном уровнях, что дает читателю возможность увидеть проблему в целом.

Книга подойдёт для людей, изучающих аутизм в его психологическом, медицинском, логопедическом и педагогическом аспектах, а также для всех, кто заинтересован в более глубоком понимании проблемы аутизма.

2. "Аутичный ребенок. Пути помощи"

В данной книге освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании.

Кроме того, здесь рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма.

Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва). 

3. "Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми"

В книге представлен опыт работы Центров для детей и подростков с аутизмом, расположенных в пригородах Парижа. Автор - Патрик Сансон, французский эксперт с 30-летним стажем, директор одного из таких Центров.

Книга издана по материалам семинара, проводившегося в Москве в мае 2005 года. Патрик Сансон представил современные западные методики работы с аутистами, особое внимание было уделено языку МАКАТОН: МАКАТОН – это НЕ вид терапии, это вспомогательная система, которая позволяет человеку общаться. Уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи. Эти методики творчески преобразованы П.Сансоном, им создана собственная, живая и творческая, система работы с аутистами.

4. "Аутизм: история вопроса и современный взгляд"

Монография представляет собой первое в отечественной и зарубежной психиатрии исследование механизмов образования аутизма – одного из основных проявлений шизофренического процесса. Особенное внимание авторов уделено аутистической трансформации личности, ее структурным и динамическим характеристикам.

Впервые были проведены клинико-семантические исследования аутистической лексики с применением модифицированной лингвистической методики компонентного анализа. Авторами предложена концепция о специфичности психопатологической лексики и существовании при психической патологии специфического варианта индивидуального языка – патоидиолекта. Совокупность аутистических высказываний рассматривается авторами в качестве разновидности патоидиолекта.

Монография предназначена для широкого круга специалистов – психиатров, психологов, лингвистов и философов.

5. "Приключения другого мальчика. Аутизм и не только"

В конце восьмидесятых в московской семье родился второй ребенок - мальчик. Он оказался другим. Умный, обаятельный, но Петя не умел делать простых вещей - бегать, показывать пальцем, говорить; боялся незнакомых людей и громких звуков. Пете поставили диагноз "аутизм". "Приключения другого мальчика", написанные его мамой, - это пособие для родителей и воспитателей, подробный и доступный рассказ о том, как помочь особому ребенку и его близким жить полноценной жизнью. Это книга о том, что усилия никогда не бывают напрасными, а надежда - ложной. А еще - о том, как легко и трудно любить детей. Елизавета Заварзина-Мэмми - кандидат биологических наук, специалист по методу облегченной коммуникации (FC), участник международных конференций по аутизму.

6. "Аутята. Родителям об аутизме"

Книга построена как живой разговор об аутизме и помощи младшим детям в преодолении связанных с ним трудностей. Текст обращен к родителям – они основные помощники ребенка, помогающий мост между ним и миром. Как пережить встречу с аутичностью ребенка и связанные с этим изменения в жизни? Как чувствовать и понимать происходящее с ребенком, чтобы это помогало жизни с ним и его развитию? Как строить помощь ребенку и быть его эффективным помощником? Как сохранять себя в этом долговременном и нелегком деле? Чего ждать от помощи? Как готовить ребенка к самостоятельной жизни? Содержание книги – обсуждение этих и других вопросов. Книга адресована в первую очередь родителям аутичных детей дошкольного возраста.

7. "Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия"

В книге описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Практические советы, обращенные к близким аутичного ребенка, объясняют как оптимально организовать его режим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий. Рекомендации педагогам и психологам, которые работают с аутичными детьми, предлагают варианты действий в сложных ситуациях. В книге представлена информация об организациях, оказывающих помощь аутичным детям, и ресурсы Интернет, посвященные этой проблеме.В отличие от существующих изданий по этой теме, книга является не теоретическим изложением, а прикладным пособием. Материал намеренно изложен кратко и в популярной форме, снабжен множеством примеров из опыта работы.

8. "На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления"

В книге впервые на русском языке представлена распространенная система помощи детям с расстройствами аутистического спектра DIR/Floortime, разработанная профессором Стенли Гринспеном - одним из крупнейших в мире специалистов в этой области.

Методика успешно применяется в работе с детьми с самого раннего возраста, с подростками и взрослыми людьми. Для оценки достижений выделяются такие параметры, как эмоциональная теплота, способность строить отношения с людьми, способность к творческому мышлению и осмысленному общению. Занятия проводятся в атмосфере эмоционального контакта, в них участвуют не только специалисты, но и вся семья, и в результате навыки общения и мышления быстро входят в повседневную жизнь.

9. "Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)"

Рассматриваются ранние этапы и закономерности эмоционального развития в норме. Описываются наиболее значимые для ранней диагностики признаки аффективного неблагополучия. Прослеживается логика формирования разных вариантов раннего детского аутизма, определяются специфические для них проблемы. Предлагаются адекватные для раннего возраста приемы психологической коррекционной работы с детьми с аутизмом. 

10. "Детский аутизм и АВА. ABA. Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения"

Во всем мире для помощи детям с аутизмом более полувека успешно используются научно обоснованные методы ABA или прикладного анализа поведения. Настоящее издание - первое в России, которое системно рассказывает о прикладном анализе поведения и позволяет читателям познакомиться с одним из наиболее эффективных его направлений - анализом вербального поведения.

Роберт Шрамм, сертифицированный специалист в области ABA, снабжает родителей методами и техниками, которые помогут скорректировать любое нежелательное поведение ребенка вне зависимости от тяжести расстройства, понять, как следует контролировать процесс обучения ребенка новым навыкам и как позволить ему стать более успешным в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.

Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....

Презентация "Ранний детский аутизм"

В презентации обобщен и представлен опыт работы по теме "ранний детский аутизм"...

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.

Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....

Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.

Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...

Ранний детский аутизм

Содержание1.     Психофизическое развитие детей в младенческом возрасте2.     Психофизическое развитие детей в раннем возрасте3.     Особенн...

Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду

Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя  в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстни...