Конспект занятия на тему: « Практическое усвоение в речи детей притяжательных прилагательных » (старшая группа)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Нилова Наталья Михайловна

Практическое усвоение в речи детей притяжательных прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie1.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему:

« Практическое усвоение в речи детей притяжательных прилагательных »

(старшая группа)

Программное содержание:

Учить детей образовывать от существительных притяжательные прилагательные.

Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными в числе и роде.

Продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения (по образцу) с противительным союзом "а".

Развивать логическое мышление через отгадывание загадок, составление целого из частей.

Воспитывать любовь к животным.

Оборудование: нарисованные хвосты белки, лисы, волка, медведя, зайца. Изображения логова, дупла, берлоги, норы. На каждого ребенка конверты. В них части картинок, на которых изображены животные. Цепь из нарисованных шишек

Предварительная работа. Проводятся занятия по темам: "Дикие животные", "Домашние животные", рассматривание картин и иллюстраций с изображениями животных, чтение произведений о животных, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Ход занятия.

- Ребята, я хочу пригласить вас в лесную школу. Но прежде чем туда попасть, надо отгадать загадки.

Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы?

(белка).

Ох мохнатый, ох большой, Спит в берлоге он зимой, Летом ягоды жует, Дикий мед у пчел берет, Грозно может зареветь Косолапый зверь ...

(медведь).

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы -

Уши больше головы.

(заяц).

Хитрая плутовка, Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее ...

                       ( лиса)

- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки, и мы с вами попали в сказочный лес.

(Раздается плач, и в зал входит белка).

- Дети, давайте спросим у белочки, что случилось?

Белочка отвечает:

- Там, в лесу беда случилась:

Только солнце заискрилось, Пробудился лес и вдруг Всех в нем охватил испуг:

Без хвостов проснулись звери, Бросились искать потерю, Порешив, что ветер злой

Их унес ночной порой!

Но, чтоб хвост свой отыскать, Важно правильно назвать:

"Где, чей хвост и чья потеря", Помогите, дети, зверю!

- Давайте поможем животным. Леша, ты кому хочешь помочь?

(ответ ребенка). Значит, ты, чей хвост будешь искать? (ответ ребенка). (Спрашиваю каждого ребенка, кому он хочет помочь. Предлагаю поискать хвосты животных). Дети ищут хвосты животных, спрятанные на елках.

- Дима, чей хвост ты нашел? (ответ ребенка). (Опрашиваю всех детей).

- Положите их в корзину, а затем отдайте белке.

- А теперь, вспомните, как называются хвосты у домашних животных?

(ответы детей).

- Хвост собаки - собачий.

- Хвост кошки - кошачий.

- Хвост коровы - коровий.

- Хвост лошади - лошадиный.

- Хвост быка - бычий.

- Хвост козы - козий.

- Хвост барана - бараний.

- Хвост овцы - овечий.

- А сейчас, садитесь на "пеньки" (стулья) и мы поиграем в игру "Ералаш".

У вас под "пеньками" лежат конверты. В них находится часть картинки. Вы должны  правильно назвать чья это голова, чей хвост или чьи лапы. (Ответы детей: "У меня на картинке заячья голова", "У меня на картинке лисий хвост"). (на доске выставляется одна из частей какой-либо картинки, например, изображение туловища животного. Дети находят у себя в конверте изображения других частей: головы, хвоста и т. д. А затем составляют целое изображение животного).

Физмuнутка.

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (мелкие поскоки сразу на двух ногах) Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки (указательным и средним разведенными                           пальцами изображают "ушки").

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется (пугливо оглядываются) Заяц путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся, (скачет, бежит по кругу и "петляет", затем на двух ногах большой прыжок в сторону).

И под кустиком свернулся, Словно беленький клубок -

Чтоб никто найти не смог (свернулся в клубок).

- Ребята, а теперь давайте опять присядем на пенечки. Ой, посмотрите, что наделал проказник - ветер! Он перемешал изображения всех животных   . Давайте их заново соберем. Наташа, кто это? (Ответ ребенка: "Это медведь, а хвост у него лисий. Ему нужен медвежий хвост. Или: это лиса, а уши заячьи. Ей нужныI лисьи уши. ") (Дети собирают изображения.)

- Дети, все звери живут в разных домах: дупле, норе, логове, берлоге.

Найдите для своего зверя домик. Выбрать зверя вам помогут картинки, которые были у вас в конвертах. Вы будете говорить так: " Это лисий хвост. Этот зверь лиса. Она живет в норе." (Ответы детей).

Белка: "Вы старались не напрасно!

Снова все в лесу прекрасно. Всем спасибо говорю

И подарочки дарю:

Рисовал художник летом Всех лесных зверей портреты, Только очень уж спешил

И дорисовать забыл. Дорисуйте их, друзья,

С вами же прощаюсь я.

Вот гостинцы - даже в спешке Не забыла я орешки!

Вы рисуйте, а потом Соберетесь за столом!"

        -         Ребята, поблагодарите белку и скажите ей "до свидания". А теперь, дорисуйте портреты, которые она нам оставила. (Дети дорисовывают портреты животных. 

- Молодцы, вы хорошо справились со всеми заданиями. Угощайтесь орешками, которые нам принесла белка.

Литература.

Каше Г. А. "Подготовка к школе детей с недостатками речи" - М 1985 г. Пожиленко Е. А. "Использование наглядных пособий и игровых приемов

в коррекции речи дошкольников" - Дефектология 1995 NQ3 -76-81 Швайко Г. С. "Игры и упражнения для развития речи" - М 1983 г. Пожиленко Е. А. "Волшебный мир звуков и слова" - М 1999 г. Лопухина И. С. "Логопедия. Речь. Ритм. Движение" - С.П. 1999 г. Новоторцева Н. В. "Развитие речи" - Ярославль 1997 г.

1000 загадок - Ярославль 1996 г.

Максаков А. И., Туманова Г. А. "Учите, играя" - М 1983 г.

Бондаренко А. К. "Дидактические игры в детском саду" - М 1991 г. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. "Дети с общим недоразвитием речи" - М

2000 г.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. "Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников" - С.П.1993 г.

Ткаченко Т. А. "Формирование лексико-грамматических представлений" -М2001 г.

"Придумай слово" (под редакцией Ушаковой О. С.) - М 2001 г. "Загадки с рифмами" - М 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: Нравственно - патриотическое воспитание «О Русь моя» в старшей группе.

задачи:- расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;- воспитывать интерес, уважение к этим традициям;- развивать познавательный интерес у детей;- продолжа...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с ОНР старшая группа "Слог"

Предлагается конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР старшая группа, тема "Слог - закрепление"....

Конспект занятия по сенсорному воспитанию и развитию речи детей в первой младшей группе «Собери лепестки по цвету»

Занятия по сенсорному воспитанию и развитию речи детей в первой младшей группе"Собери лепестки по цвету"  Программное содержание.-Учить детей рисовать предмет круглой  формы...

Конспект занятия на тему «Их именами названы улицы нашего города» в старшей группе

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса. Познакомить детей с известными людьми – славными земляками (имена и биография), расширить знан...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию и развитию речи детей в первой младшей группе На Teмy: «Собери цветок»

Учить детей рисовать предмет круглой  формы, и закрашивать его.-Учить детей знанию основных цветов (красный, желтый, черный)...

Конспект занятия на тему: нравственно - патриотическое воспитание «О Русь моя» в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи

Конспект занятия на тему:нравственно - патриотическое воспитание«О Русь моя» в старшей группе,для детей имеющих нарушения речи...

Конспект занятия (НОД) Тема: "Все работы хороши, выбирай на вкус" в старшей группе

Цель: Формирование позитивных установок к различным видам труда, развитие нравственных качеств ребенка....