Консультация: «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией».
консультация по логопедии на тему

Черепинова

Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии, внешне сходные по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, имеют, однако, свой специфический механизм, длительную и сложную динамику коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация: «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией».

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. У детей с речевой патологией данная проблема приобретает особую актуальность, т.к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии, внешне сходные по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, имеют, однако, свой специфический механизм, длительную и сложную динамику коррекции.

Проведенное экспериментальное изучение детей с дизартрией показало:

-  у 80% детей нарушено фонационное дыхание, оно может быть грудное, недостаточное, слабое, затухающее;

-  у 60% детей снижена длительность и сила ротового выдоха;

- у 70% детей нарушена возможность произвольного изменения высоты голоса;

- у 90% детей воспроизведение восклицательной интонации не удается.

Таким образом, интонационная сторона речи у детей с дизартрией часто формируется  фрагментарно, что негативно влияет на процесс преодоления данного речевого нарушения.

Разработка целостной системы формирования компонентов речи позволила определить основные задачи логопедического воздействия:

1 Развитие физиологического и фонационного дыхания;

2 Развитие голоса;

3 Формирование голосовых модуляций и умения использовать их для выражения различных интонационных структур;

4 Развитие эмоциональной лексики.

Коррекционная работа проводится в несколько этапов.

На первом этапе  - подготовительном – внимание уделяется развитию дыхательных функций. Развивается умение осуществлять короткий, легкий вдох и плавный длительный выдох через рот. Для этого используются специальные упражнения с постепенным усложнением, произнесением отдельных звуков, затем слов, коротких фраз, стихотворений. Задания выполняются в игровой форме по подражанию или словесной инструкции.

Таким образом, в ходе работы над речевым дыханием, тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно-выразительной стороны речи.

На втором этапе формируется ритмическая организация высказывания с помощью специальной системы упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур слов. Эти упражнения подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности и способствуют ее развитию. К ним относятся отхлопывания, отстукивания ритмического рисунка слова, стихотворения, фразы, вместе с логопедом и самостоятельно; подбор слов, картинок к определенной структуре.

Основная задача третьего этапа – формирование представлений об интонационной выразительности речи, которое проводится в две стадии.

1стадия - это развитие восприятия различных видов интонации, путем

знакомства со средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, ударение).

        2 стадия - это формирование интонационной выразительности речи. В ходе этой работы используются упражнения со звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками. На начальных этапах работы отрабатываются интонации  по подражанию и  повторяя за логопедом, а затем самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонации необходимо использовать различные стихотворения.

Таким образом, у детей формируется умение интонационно и эмоционально окрашивать свою речь, что позволяет перейти к следующему этапу логопедической работы.

На четвертом этапе решаются задачи формирования умения выражать свои эмоции средствами интонационной выразительности и развития эмоциональной лексики.

Для этого можно использовать эмоциональные междометия, выражающие:

 - Радостные чувства и положительную оценку (О! Браво! Вот это да!);

 - Отрицательное отношение (Ох! Увы! Беда!);

 - Удивление (Ух, ты! Ах!).

Эта работа может проводиться на материале стихотворений К.И. Чуковского («Доктор Айболит», «Тараканище» и др.), предложений, коротких рассказов, сказок с использованием выражения эмоций: мимики, жестов, пантомимики.

Обучение детей эмоциональной лексике, состоящей из слов, вызывающих чувства, переживания, обуславливает выполнение следующих задач:

 - Расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики;

 - Формирование словаря антонимов и синонимов;

 - Развитие самостоятельных связных высказываний.

От того, как ребенок произносит звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией или вяло, невнятно), какие из возможных просодем выберет (тихо – громко, быстро – медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные), будет зависеть стиль его связной речи, ее эмоциональная окраска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у дошкольников с дизартрией

В ходе изучения методической литературы были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефи...

Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией

У дошкольников с дизартрией обнаруживаются стойкие нарушения тех или инных компонентов просодической стороны речи. ...

Консультация "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников"

Консультация предназначена воспитателям ДОУ. Она познакомит их с просодическими компонентами, формирующими  интонационную выразительностьречи детей, поможет выстроить систему работы, сделать ее л...

«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»

    Статья раскрывает работу по формированию интонационной стороны речи поэтапно в следующих направлениях: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы г...

«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»

В своей работе по формированию интонационной стороны речи мы поэтапно используем следующие направления: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-инто...

«Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией».

Речевое общение - это сложный и многосторонний процесс. Развитие детской речи - одна из важнейших проблем в общей и специальной психологии и педагогике. В данных программах не выделены разд...

Особенности интонационной стороны речи у детей с дизартрией

В данной статье раскрывается вопрос о состоянии интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Рассматривается понятие интонационной стороны речи. Описывается э...