«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»
статья по логопедии

Кравченко Марина Викторовна

      Статья раскрывает работу по формированию интонационной стороны речи поэтапно в следующих направлениях: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-интонационной стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.04 КБ

Предварительный просмотр:

   Шульмина Екатерина Викторовна,

 учитель - логопед МБДОУ «ЦРР д/с «Хрусталик» г. Абакан

Кравченко Марина Викторовна

учитель - логопед МБДОУ «ЦРР д/с «Хрусталик» г. Абакан

    «Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»

   

      «Попробуй рассказать стихотворение голосом лисы». «Как бы произнес этот предложение  медведь?» Детям очень нравятся такие задания. Они с удовольствием откликаются на эмоциональные реакции педагога.

       Когда то, будучи студенткой, на семинарах  часто приходилось принимать участие в чтении «по ролям», даже не думая о ценности такого умения. Позже, работая с детьми с дизартрией, появилась необходимость в использовании приемов на развитие интонационной стороны речи, так как речь у этих детей достаточно монотонная, невыразительная. И в этом случае интонационные акценты в речи педагога являются незаменимым помощником. Чаще всего приходится сталкиваться  с трудностями передачи основных видов интонации: вопросительной, незавершенной повествовательной, интонации выделения. Дети затрудняются не только в воспроизведении различных интонационных структур, но и в их слуховом восприятии и различении, воспроизведении ритма и логического ударения.  [ 2 ]

       Все эти проблемы, если их не исправить в детском возрасте, могут вызвать трудности общения с  окружающими, мешая  ребенку учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и  интеллектуальные возможности.

Учитель-логопед, формируя навыки владения правильной речью делает вклад в завтрашний день ребёнка, дающий перспективы для успешной жизни. При этом педагог является не только помощником и партнером, а примером,  «интонационной» сокровищницей и эмоциональным вдохновителей ребенка.

      В своей работе по формированию интонационной стороны речи мы поэтапно используем следующие направления: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-интонационной стороны речи.

      Первоначально в процессе работы над речевым дыханием, создаем основу для развития интонационно-выразительной стороны речи, развивая дыхательные функции в определенной последовательности.[3] В этот период устанавливаем эмоциональную связь с каждым ребенком, стараемся раскрепостить, создать «ситуацию успеха». Формируем диафрагмально-реберный тип дыхания по подражанию, развиваем умение осуществлять короткий, легкий вдох и плавный длительный выдох через рот. Проводим упражнения на развитие фиксированного и форсированного выдоха,  их сочетание, дифференцирование ротового и носового выдоха.

Специальные упражнения  постепенно  усложняем произнесением отдельных звуков, затем слов, коротких фраз, стихотворений, контролируя плавный речевой выдох. Упражнения выполняются в игровой форме по подражанию или словесной инструкции.

 Далее формируем ритмическую организацию высказывания с помощью специальной системы упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, усвоение ритмики слова и предложения.

Ударение в начале, середине, конце отрезка, отстукивание ритмического рисунка  слова, стихотворения, фразы, ориентировка на ритм движений и переключение с одного вида на другой.  Например, игра «Кто стучит в дверь?» способствует развитию умения воспроизводить громкие и тихие удары, серии чередующихся ударов. В игре «Мой дождик» дети  имитируют капание дождя, изменяя силу голоса и темп речи. Педагог при этом является полноценным участником, отводя ведущую роль одному из детей.

        И на следующем этапе работы по развитию силы голоса, на примере  речи педагога учим слышать изменения силы, тембра, высоты голоса, улавливать нюанс эмоциональной окраски. В этом случае не заменимыми являются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками. [5] Отрабатываем интонации по подражанию, используя различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить. Пение «Колыбельной», игры «Чей голос», «Эхо» помогают в работе над изменением  высоты голоса, упражнение «Посчитай» способствуют развитию речевого дыхания и силы голоса.

       Таким образом, у детей формируется умение интонационно и эмоционально окрашивать свою речь, что позволяет перейти к  развитию эмоциональной лексики и  вербализировать эмоциональную выразительность.

       Инсценировки песенок, стихи – диалоги, импровизации представляют собой творческую деятельность детей. Педагог же является только «флагом» этого творческого корабля. Происходит синтезирование различных видов деятельности, у детей возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются языковые и речевые способности.

        Развитие у детей эмоциональной лексике, состоящей из слов, называющих чувства говорящего, способствует мотивации  употребления ее в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях. Работа направлена на расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, формирование синонимических и антонимических отношений, развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов. Используя на данном этапе отрывки из художественных произведений, помогаем ребенку через слова и эмоции сказочных персонажей передать собственные чувства, а  педагог в образе персонажа может помочь проанализировать свои чувства и чувства собеседников,  происходит дифференциация интонационной выразительности в экспрессивной речи ребенка. Происходит осознание себя, своих чувств и эмоций.

Таким образом, можно сказать, что «ведущая скрипка» в развитии интонационной стороны речи дошкольников с дизартрией  принадлежит педагогу и звучать она должна громко, четко, выразительно, а главное искренне.

Библиографический список:

 1. Бабина, Г.В. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией. СПб.: 2003. 180 с.

2. Лопатина Л.В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями. Спб: ЦДК проф. Л.Б. Боряевой.

 Пожиленко Е.А.

3.Осипова Р.А., Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР. // Логопед.2013. - №6

4.Позднякова, Л. А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией / Л.А. Позднякова // Логопед в детском саду. – 2005. № 5. – С. 57-62.

5. Гельм Е.И., Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией. // Логопед.2010. - №4

Аннотация к статье

Работая с детьми с дизартрией, появилась необходимость в использовании приемов на развитие интонационной стороны речи, так как речь у этих детей достаточно монотонная, невыразительная. И в этом случае интонационные акценты в речи педагога являются незаменимым помощником. Чаще всего приходится сталкиваться  с трудностями передачи основных видов интонации: вопросительной, незавершенной повествовательной, интонации выделения. Дети затрудняются не только в воспроизведении различных интонационных структур, но и в их слуховом восприятии и различении, воспроизведении ритма и логического ударения. Работа по развитию интонационной стороны речи ведётся по следующим направлениям: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-интонационной стороны речи. В каждом направлении используются определённые игры и упражнения, способствующие эффективному формированию интонационной стороны речи.

Как точно об интонации сказал Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать это слово можно только один раз».

Таким образом, можно сказать, что «ведущая скрипка» в развитии интонационной стороны речи дошкольников с дизартрией  принадлежит педагогу и звучать она должна громко, четко, выразительно, а главное искренне.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией».

Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии, внешне сходные по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, имеют, однако, свой специфический механизм, длит...

«Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией»

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая ...

«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»

В своей работе по формированию интонационной стороны речи мы поэтапно используем следующие направления: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-инто...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...

Особенности интонационной стороны речи у детей с дизартрией

В данной статье раскрывается вопрос о состоянии интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Рассматривается понятие интонационной стороны речи. Описывается э...

Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)

Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации....

Конспект подгруппового занятия по развитию интонационной стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР III-IV уровня.

Конспект подгруппового занятия " Помоги Буратино и его друзьям" на развитие интонационной стороны речи. Данный конспект предназначен для детей 6-7 лет с ОНРIII-IV уровня....