Консультация: «Логоритмические занятия в ДОУ»
консультация по логопедии на тему

Черепинова

Ритм - это основа правильного формирования речи и ее восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования). Таким образом, ритмические движения можно использовать для создания оптимальных условий для восприятия, развития и осуществления речи. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Целью нашей работы является помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Логоритмические занятия в ДОУ»

Пространство и время

Наполнены материей,

Подчиненной законам

 Вечного ритма.

Э. Жак-Далькроз.

Ритм - это основа правильного формирования речи и ее восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования). Таким образом, ритмические движения можно использовать для создания оптимальных условий для восприятия, развития и осуществления речи. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Целью нашей работы является помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада.

Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте можно использовать логоритмические занятия. Если отклонения в психофизиологической сфере ребенка носят более серьезный характер, то ритмика используется в коррекционных целях. На современном этапе под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии( терапии движением ), направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Занятия в детском саду могут организовываться, как целое логоритмическое занятие и логоритмические упражнения, используемые как часть занятия.

Уже доказана эффективность логопедической ритмики при работе с детьми, имеющими речевую патологию и нарушения слуха.

    Например, проводимая на занятиях динамическая пауза-логоритмическое упражнение без музыкального сопровождения, воздействует на нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений рук, шеи и туловища.

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции- положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

- расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и зрительной памяти;

- совершенствование общей и мелкой моторики;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

В занятия по логоритмике можно включать различные виды музыкальной деятельности:

* пение, для тренировки периферических отделов речевого аппарата( дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного );

* восприятие музыки( слушание ), для релаксации, развития слухового внимания, волевых черт характера;

* музыкально - ритмические движения - это игры с пением и словом;

* игра на музыкальных инструментах - способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Релаксационные упражнения на занятиях по ритмике используются во всех структурных компонентах. Например, при формировании речевого дыхания необходимо почувствовать мышечное напряжение и расслабление мышц брюшного пресса; при коррекции, автоматизации и дифференциации звуков надо помнить, что одни движения выполняются с напряжением, другие, наоборот, с расслаблением. Развитие мелкой моторики пальцев рук так же является неотъемлемой частью каждого занятия логоритмикой и по возможности должно предшествовать речевой активности детей.

Для развития артикуляционной моторики на занятиях проводятся упражнения для губ, языка нижней челюсти. Например:

• «Прятки» - чередование плотного смыкания туб с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;

• «Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;

• «Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки.

Позднее детям можно предложить задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движениями разных частей тела:

•  открыть широко рот и развести руки в стороны;

•  округлить губы и руками показать обруч;

• вытянуть губы вперед «трубочкой» и потянуться за руками вперед.

Занимаясь постановкой и автоматизацией правильного звукопроизношения у ребенка, логопед упражняет его в ориентировке на ритм повтора и чередования:

• чередовать произнесение пар гласных звуков, например «А-У», «А-И»;

•  слогов: «ЛА-ЛА-ЛА! Одинаково сказала. Язычок вверх. ЛА-па-ЛА-па! Язычок то наверху, то внизу. Делай как я».

При этом формируется умение осуществлять безошибочную переключаемость с одного артикуляционного движения на другое. Для развития способности дифференцировать слоги используется, прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками.

Коллективность в проведении логоритмических занятий обеспечивает формирование подражательных действий, появление ориентировки на общий ритм движений, воспроизведение действий по образцу и моделирование действий по аналогии. Кроме того, это способствует повышению уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений.

В рамках подходов для проведения занятий или упражнений по логоритмике необходимы психолого- педагогические условия:

* создание благоприятной психологической атмосферы для проведения занятий;

*   постоянное привлечение внимания детей;

* пробуждение у воспитанников интереса к выполнению упражнений.

Важное место в этом процессе отводится роли педагога. Человек, который проводит занятия по ритмике или фрагмент, должен:

* хорошо двигаться под музыку и без нее, выполнять упражнения в определенном темпе и ритме;

* обладать приятным тембром голоса, уметь изменять силу и высоту голоса, передавать свои чувства голосом и мимикой, уметь пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на детей;

* уметь владеть собой, обладать актерскими способностями. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал. К речевому, стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:

* разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма; для развития словаря; для автоматизации звукопроизношения и т. д.

* определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

* среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

* насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;

* сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;

* при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей. Таким образом, подводя итог можно констатировать, что логоритмические занятия в работе логопеда имеют важную роль и помогают добиться специфически поставленных целей, путем заинтересованного восприятия, усвоения ребенком этих целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья "Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста" (из опыта работы)...

Конспект итогового логоритмического занятия

Итоговое логоритмическое занятие с детьми подготовительной группы с ЗПР...

проект логоритмических занятий «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Музыка» на логоритмических занятиях»

Цель: преодоление речевой, двигательной и коммуникативной недостаточности у   детей с нарушением  речи и зрения....

Консультация для педагогов "Роль логоритмических занятий для детей с нарушением речи".

       Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с ре...

Консультация для учителей-дефектологов: Формирование темпа-ритма средствами логоритмических занятий у детей, страдающими заиканием.

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным с...

Тема проекта: «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий на развитие связной речи у дошкольников старшего возраста»

Актуальность«Возможно самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни – это красивая речь и свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка». А. Буренина.Актуальност...