Использование игровых приёмов и методов на физкультурных и логоритмических занятиях с детьми с ОНР и заиканием
статья (физкультура) по теме

Материалы опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых приёмов и методов на физкультурных и логоритмических занятиях с детьми с ОНР и заиканием

Инструктор по физкультуре

МКДОУ компенсирующего вида №11

Двоеглазова Т.А.

В нашем д/с ведется комплексная работа пo кoррекции речи и сопутствующих отклонений. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедическая ритмика /логоритмика/.

Логоритмику определяют как систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осу ществляемых с целью логопедической коррекции. Целью логоритмики  является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции движений в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

- коррекционные

- оздоровительные

- образовательное

- воспитательные

- познавательные.

Средствами логоритмики являются:

- ходьба и маршировка в различных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пение;

- игровая деятельность;

- упражнения для развития творческой инициативы.

Средства логоритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий. Занятия логоритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, разви вают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, развивают ловкость, силу, выносли вость, координацию движений. В конечном итоге благотворно влияют на коррекцию речи.

Логоритмика проводиться  в старших и подготовительных группах 2 раза в неделю по 25 минут-30минут.

По наблюдениям, у многих детей, страдающих ОНР и заиканием, ослаблена мелкая и общая моторика,нарушена координация движений,ослаблена память (они быстро устают при выполнении прыжков, бега, танцевальных движений, плохо запо минают последовательность движений, их элементы и т.д.). Организация специальных логоритмических занятий способствует развитию и коррекции двигательных качеств, навыков, развивает дыхание, слуховую, зрительную память, чувство темпа и ритма, учит ритмично двигаться, развивать мимические, речевые движения.

Каждое логоритмическое занятие является сюжетным. Широко используются игровые сюжеты, элементы психогимнастики, пантомимы и импровизации. Разнообразные игровые ситуации побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта. Игры и игровые приемы повышают эффектив ность коррекционной работы. На логоритмике также знакомлю с новыми движениями под музыку. Использую при этом стихотворения, поговорки. К каждой фразе или слову придумываем движения. Стараюсь делать так, чтобы были задействованы все анализаторы (слуховой, речевой, двигательным и т.д.).

 У многих детей с ОНР и заиканием нарушена слоговая структура слов, ее темп, ритм, плавность, поэтому  все движения начинаем выполнять в замедленном темпе.

Обучая детей правильной ходьбе, работаю над осанкой, движениями рук и ног.

Занятия логоритмикой строю в соответствии с лексической темой, над которой работает логопед и воспитатель. Например, в группе лексическая тема "Деревья". Мы с детьми отправляемся в импровизированный лес.

Упражнение для мелкой моторики

МЕЖ ЕЛОВЫХ МЯГКИХ ЛАП

поглаживают подушечками пальцев колени

ДОЖДИК - КАП - КАП – КАП.

стучат пальцами по коленям

ГДЕ СУЧОК ДАВНО ЗАСОХ,

поднимают руки вверх, сжимают.

ВЫРОС МОХ МОХ МОХ.

пальцы в кулачки и разжимают

ГДЕ ЛИСТОК К ЛИСТКУ ПРИЛИП,

руки опускают вниз, пальцы

ВЫРОС ГРИБ, ГРИБ, ГРИБ.

прижимают друг к другу, то расставляют как можно шире

КТО НАШЕЛ ЕГО ДРУЗЬЯ?

указательным пальцем правой руки поочередно касаются пальцев левой.

ЭТО Я, Я, Я.

сжимаем все пальцы, кроме мизинца и показываем его.

Так, решая задачи логоритмики, мы одновременно закрепляем материал лексической темы. Кропотливо и настойчиво отрабатывая с детьми каждый элемент движений, пытаемся добиться успеха у всех.

Через занятия логоритмики у безречевых детей можно добиться появления активности речи, т.к. ребенок на них более раскрепощен, эмоционально настроен и открыт для контактов в доступной и интересной для него деятельности.

В заключение следует сказать, что по мнению воспитателей и логопедов, занятия логоритмикой благотворно влияют на развитие речи и психических процессов, поэтому, думаю, и в массовых д/с инструкторам по физкультуре целесообразно включать в занятия элементы логоритмики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых приёмов и методов в обучении детей грамоте в домашних условиях"

Консультация для родителейВнедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры в...

Использование игровых приёмов и методов при обучении детей с комплексными нарушениями (ЗПР) изодеятельности.

Данный материал является методическими рекомендациями по обучению детей, имеющих нарушения слуха, речи и комплексные нарушения (ЗПР)...

Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед  должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...

Конспект подгруппового логоритмического занятия с детьми дошкольного возраста c логопедическим заключением заикание (на этапе отраженной речи)

Конспект  подгруппового логоритмического занятия с детьми дошкольного возраста c логопедическим заключением заикание (на этапе отраженной речи)...

Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста

Ранний возраст – особенный возраст, он во многом определяет, каким будет ребёнок – здоровым, жизнерадостным, любопытным, творческим или он будет неуверенным, плаксивым, пассивным. Работая ...

Консультация для педагогов "Использование игровых приёмов, как метод активизации речевой и учебной деятельности, в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...