Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по теме"Грибы".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Козина Ольга Викторовна

Представлен конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР в подготовительной к школе группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: Грибы.

Цель: совершенствование лексико-грамматических средств языка.

Задачи: активизировать словарь по теме; упражнять в умении образовывать существительные с помощью приставок и суффиксов; закреплять навык согласования существительных с числительными; расширять представления о многозначности слов; упражнять в образовании родственных слов.

Оборудование: мяч; наборное полотно; картинки грибов - подосиновики, подберёзовики, маслята, лисички, сыроежки, опята, боровики, волнушки, грузди; картинки «Многозначные слова – шляпка, ножка, лисичка»; картинки по теме «Родственные слова от слова гриб».

Раздаточный материал: карточки с нарисованной корзинкой на каждого ребёнка.

Ход занятия.

  1. Организационный  момент (два варианта)

      На доске выставлены картинки грибов

     а) Логопед предлагает детям по очереди ответить на его вопрос: Что рядом с лисичками (опятами, сыроежками и т.д.)? 

    б) Логопед: Сейчас я буду называть грибы, расположенные в первом (втором) ряду, но один гриб не назову. Сядет тот, кто будет внимательным и скажет, какой гриб я пропустила.

      Дети отвечают и по одному садятся за столы.

  1. Беседа о происхождении названия грибов.

     Логопед: Ребята, как вы думаете, как люди придумывали названия грибам. Попробуйте объяснить, почему так назвали:

- подосиновик – подосиновик часто (но не всегда) растёт под осиной;

- подберёзовик – подберёзовик часто (но не всегда) растёт под берёзой;

- маслёнок – у маслёнка шапка блестит, будто её намазали маслом;

- лисичка – лисичка по цвету похожа на лисий мех.

  1. Дидактическое упражнение «Сосчитай грибы».

    1) Логопед предлагает детям всем вместе, а потом и по одному, сосчитать грибы от одного до десяти.

    2) Логопед раздаёт детям карточки с нарисованной корзинкой и двумя цифрами рядом с ней.

     Логопед:  У каждого из вас карточка с нарисованной корзинкой. Справа и слева от корзинки написаны цифры, они означают количество грибов в вашей корзинке. Вам надо выбрать, какие грибы у вас в корзинке и сказать об этом. Например, у меня рядом с корзинкой написаны цифры 2 и 7. Я хочу, чтобы у меня в корзинке были боровики и опята. Я скажу: «В моей корзинке лежат два боровика и семь опят».

     Дети по очереди составляют предложения по карточке.

  1. Физкультминутка  «Два - пять» или «Большой и маленький хвастунишки» (с мячом).
  1. Логопед: Я буду называть гриб и бросать вам мяч, а вы будете говорить, что у вас два таких гриба.
  2. Логопед: Я буду называть гриб и бросать вам мяч, а вы будете говорить, что у вас пять таких грибов.

  1. Беседа о многозначности слов.

     Логопед:  Ребята, а что есть у всех грибов? – У всех грибов есть ножка, шляпка и грибница. А у каких предметов тоже есть ножки? – Ножки есть у людей, кукол, у предметов мебели (мебельные ножки) – табуреток, стульев, кресел, шкафов, столов…

Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – ножка».

      Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких ножках говорится в предложениях.

- Мы на ножки наденем сапожки. О каких ножках говорится в предложении? – В предложении говорится о ножках людей или кукол.

- У боровика ножка крепкая. О какой ножке говорится в предложении? – В предложении говорится о ножке гриба.

- Папа покрасил ножки лаком. О каких ножках говорится в предложении? – В предложении говорится о ножках стула (табуретки, стола и т. д.)

      Логопед убирает картинку «Многозначное слово – ножка».

      Логопед: А ведь и шляпки бывают не только грибные. Например, есть женские шляпки, их надевают на голову, это головной убор. Шляпки есть у гвоздей, винтов, болтов.

Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – шляпка».

Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких шляпках говорится в предложениях.

- Кате была мала шляпка. О какой шляпке говорится в предложении? – В предложении говорится о женской шляпке.

- У рыжика оранжевая шляпка. О какой шляпке говорится в предложении? – В предложении говорится о шляпке гриба рыжика.

      Логопед убирает картинку «Многозначное слово – шляпка».

      Логопед: Ребята, какие предметы может обозначать слово «лисички»? – Лисичками могут быть грибы, а могут быть и дикие лесные животные.

      Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – лисички».

      Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких лисичках говорится в предложениях.

- Мы собирали в лесу лисички. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - грибах.

- В норе спрятались лисички. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - животных.

- Лисички лежат в холодильнике. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - грибах.

       Логопед убирает картинку «Многозначное слово – лисички».

  1. Дидактическое упражнение «Подбери родственное слово».

Логопед: Сейчас я буду читать стихотворение Т. В. Куликовой «По грибы», а вы подсказывайте мне нужные словечки:

 Как-то раннею порой вдруг полился дождь ...      грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился ...         грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для ...         грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал ... грибную.

 Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький ... грибочек.

 И обрадовался вмиг наш удачливый ...                  грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле — …    грибница.

 Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные ...           грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп ...     грибной.

 Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и ...                грибище.

Логопед выставляет картинки по теме «Родственные слова от слова гриб» на наборное полотно и задаёт по картинкам вопросы:

- Как называется человек, который собирает грибы? – Грибник.

- Как называется поляна, на которой много грибов? – Грибная.

- Как называется маленький гриб? – Грибок, грибочек.

- Как называется огромный гриб? – Грибище.

- Как называется суп из грибов? – Грибной.

- Как называется подземная часть гриба? – Грибница.

- Как называется дождь, после которого растут грибы? – Грибной.

Логопед: Все слова, которые вы назвали, немного похожи на слово «гриб», они его «родственники».

Логопед ещё раз читает стихотворение, дети добавляют нужные слова, затем логопед убирает наборное полотно с картинками и предлагает детям назвать «родственников» слова «гриб».

  1. Итог занятия

Логопед оценивает работу детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш].

Данное занятие поможет закрепить знания детей о звуках [c], [ш], предупредит возникновение нарушений письма....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Зимующие птицы"

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Зимующие птицы"Используемые технологии:здоровьесберегающие, ИКТ, проблемно-игровые, технологии личностно-ориентированного вз...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие в страну Знаний»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие в страну Знаний»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч»

 Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе   «Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч» с технологической картой....

Организация логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему "Школа"

Закрепить знания детей по теме "Школа", обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи...