Развитие связной речи у дошкольников
консультация по логопедии на тему

Лесниченко Светлана Игоревна

Развитие связной речи у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech_seminar.docx200.42 КБ

Предварительный просмотр:

http://mdou7-umka.ucoz.ru/logo11.png

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №7 «Умка»

СЕМИНАР

Развитие связной речи у дошкольников.

Учитель-логопед Лесниченко С.И.

Похожее изображение

Развитие связной речи у дошкольников.

           Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.

     Остановим свое внимание на методике развития связной речи.

Слайд 2. Что же такое связная речь? Она представляет собой развернутые высказывания, которые связаны между собою по смыслу, структуре и обеспечивают общение людей. Слайд 3.   Как же происходит развитие связной речи дошкольника в онтогенезе?

 Слайд 4.  Простейшая форма связной речи – диалогическая речь начинает развиваться у ребенка третьего года жизни.

        Ребенок третьего года участвует в диалоге, сначала отвечая на вопросы взрослого однословно, потом постепенно расширяя свои ответы.

      К двум с половиной годам он все чаще становится инициатором общения и сам начинает задавать собеседнику вопросы. К трем годам жизни у малыша начинается развитие монологической речи.

     Дошкольник четвертого года жизни овладел диалогической формой речи и часто выступает инициатором общения, по образцу или предложенному плану может составить описательный рассказ об игрушке, с помощью взрослого может составить рассказ по серии сюжетных картинок или по простой сюжетной картинке.

     Ребенком пятого года жизни используются различные формы общения (диалогическая и монологическая речь, ситуативная и контекстная речь), он с удовольствием общается со сверстниками и взрослыми, по-прежнему задает взрослым много вопросов.

Слайд 5. Ребенок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и монологической формами речи. У него сформированы навыки близкого к тексту и краткого пересказа, он может составить рассказ по серии картинок и по сюжетной картине по предложенному или составленному вместе со взрослым плану. Проблем в общении со взрослыми и детьми у него не возникает.

     Ребенок седьмого года жизни овладевает развернутой фразовой речью, основными формами устной речи – внешней устной и внутренней, диалогической и монологической. Он владеет пересказом, в том числе с изменением лица рассказчика. Ему доступно составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картине, из личного опыта, творческий рассказ. Он сам может составить план рассказа или пересказа текста, выразительно рассказывает стихи.

Слайд 6.                         Методика развития диалогической речи

            Диалогическая речь – наиболее простая форма устной речи, которая служит для общения людей. Она характеризуется смысловым, семантическим и структурным единством, она ситуативна и эмоциональна, так как участвующие в диалоге используют неязыковые выразительные средства: жесты, мимику, интонацию, взгляды.

          Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи, таких качеств, как общительность, вежливость.

       Для привлечения ребенка к диалогу можно использовать следующие приемы: 

Слайд 7.

- демонстрации игрушек, картинок;

- обращения к опыту ребенка;

- элементарных вопросов, вызываемых обстоятельствами;

- сюжетно-ролевых игр;

-индивидуальных и коллективных разговоров, бесед;

-образца ответов и вопросов; словесных поручений и совместных трудовых действий.  

-Такой прием как образец речи педагога приобретает в детском саду особое значение.

Слайд 8   Одним из действенных приемов развития диалогической речи является беседа.

    Беседа представляет собой заранее подготовленный разговор педагога с группой детей на   определенную тему.

В беседе можно выделить такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.

                      Методика развития монологической речи. Обучение рассказыванию.

Слайд 9   В методической литературе принято выделять следующие виды рассказывания:

- рассказывание по восприятию (рассказы-описания о предметах и объектах, сравнительные и объяснительные описательные рассказы, сюжетные рассказы, рассказы по сериям картинок и по картинам, пересказ)

- рассказывание по памяти (из личного или коллективного опыта детей)

- творческое рассказывание (рассказывание по воображению).

   Слад 10.  Рассказывание по восприятию – достаточно сложный вид речевой деятельности, самостоятельное изложение.  Рассказывая, ребенок сам определяет содержание и выбирает речевую форму. Этот вид рассказа оказывает стимулирующее влияние на развитие ребенка, способствует развитию сенсорики, воображения, мышления.

    Описание представляет собой рассказ о каком-либо предмете, объекте, явлении и его признаках.  Описательный рассказ имеет определенную структуру. Сначала называется предмет или объект, перечисляются его признаки, составляющие части, и в заключение рассказывается о применении, назначении предмета.

  Уже в младшей группе проводится большая подготовительная работа к рассказыванию по восприятию. Малышей учат рассматривать игрушки, натуральные предметы, предметные картинки, выделять цвет, форму, размер, запах, вкус, формируют соответствующий словарь. В последнее время педагоги широко используют алгоритмы для описательных рассказов детьми. Обязательным условием использования алгоритмов (не более 4-х этапов) является их оговаривание. Педагог должен показать на схеме каждый рисунок и объяснить какому этапу рассказа соответствует. Алгоритм должен находиться перед глазами детей (можно поместить в уголок развития речи). Самым простым является алгоритм рассказа об игрушке.

    В средней группе начинается обучение рассказыванию, формирование репродуктивных форм речи (опора на наглядность и речевой образец). Дети сначала повторяют небольшие рассказы-описания вслед за педагогом и только к концу учебного года самостоятельно, пользуясь готовым планом, мнемотехнической схемой.

     В старшей группе продолжаются формирование самостоятельных форм речи, обучение составлению описательных рассказов по плану, составленному совместно со взрослым.

В подготовительной группе у детей развивается стремление обсуждать увиденное, обучение рассказыванию происходит без опоры на наглядность, по самостоятельному замыслу, с элементами творчества, из собственного опыта. Для составления описательных рассказов можно использовать многофигурные композиции, слайды и фотографии, пейзажную живопись, натюрморты.

В обучении рассказыванию применяются такие приемы, как

образец рассказа

частичный образец

разбор образца рассказа

план рассказа

воспроизведение плана детьми, коллективный разбор плана

коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям

окончание детьми рассказа, начатого педагогом

оценка детских рассказов

Слайд 11.                         Сравнительный и объяснительный рассказы.

    Сравнительный и объяснительный рассказы являются разновидностями описательного рассказа. Дошкольников учат составлять сравнительные рассказы о двух или нескольких предметах, имеющих ярко выраженные сходства и различия. Для составления объяснительного рассказа перед ребенком ставят какую-либо проблему: «Расскажи о волке и докажи, что это дикое животное.

Слайд 12.                        Рассказывание по серии картинок и по картине

       Для обучения детей рассказыванию в детском саду всегда широко использовались серии картинок и сюжетные картины. Для обучения дошкольников рассказыванию по сериям картинок и по картине применяются разнообразные приемы: вопросы, беседа, образец рассказа, частичный образец, разбор образца рассказа, план рассказа, воспроизведение плана детьми, коллективный разбор плана, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание рассказа, начатого воспитателем, подсказ, указание и т.п. Слайд 13

  Слайд 14.              Структура занятия по обучению рассказыванию по картине

  • Слайд 15. Организационный момент. Объявление темы занятия.
  • Создание эмоционального положительного фона (прослушивание отрывка музыкального или литературного произведения, отгадывание загадки, дидактическая игра и т.п.).
  • Рассматривание картины под руководством педагога. Беседа по картине.
  • Сообщение плана рассказа по картине педагогом (совместное составление плана с педагогом, самостоятельное составление плана детьми).
  • Пауза для подготовки детей к рассказыванию.
  • Рассказ по картине несколькими детьми по частям.
  • Обобщающий рассказ по картине одним ребенком или педагогом.
  • Оценка работы детей. Подведение итога занятия.

Слайд 16.                          Методика обучения пересказу

         Пересказ является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Следует напомнить, что пересказ – это не механическое воспроизведение текста, он обязательно включает в себя элемент творчества.

Структура занятия по пересказу текста

  • Организационный момент. Сообщение темы занятия. Создание эмоционального положительного фона.
  • Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.
  • Беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения.
  • Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
  • Сообщение детям плана пересказа или совместное составление плана детьми.
  • Пауза для подготовки детей к ответам.
  • Пересказ текста несколькими детьми.
  • Обобщающий пересказ педагогом или одним из детей.
  • Оценка работы детей. Слайд 17,18

Слайд 19.                              Структура занятия по пересказу сказки

  • Вводная беседа. Подготовка детей к восприятию произведения, его основной идеи. Создание эмоционального фона восприятия сказки (слушание отрывка музыкального произведения, рассматривание репродукции картины и т.п.).
  • Выразительное чтение или рассказывание сказки педагогом.
  • Беседа по содержанию сказки (Педагог выясняет, правильно ли дети поняли содержание и смысл сказки. Беседа проводится живо, с привлечение образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоциональное восприятие сказки. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога. Чтобы дети могли проявить творческую активность, вопросы педагога должны сосредотачивать их мысль на центральных моментах повествования. Иногда вопросы бывают очень конкретны, и дети теряют к ним интерес, или сложны для младших дошкольников, поэтому педагог должен отнестись к этому этапу работы с должным вниманием. В процессе беседы дети активно оперируют языковым материалом сказки, воспроизводят отдельные словосочетания, упражняются в использовании выразительных интонаций.).
  • Повторное рассказывание сказки педагогом с целью закрепления ее целостного восприятия (Перед повторным рассказыванием дается установка на внимательное прослушивание для последующего пересказа.).
  • Сообщение детям плана пересказа или составление его с детьми.
  • Пауза для обдумывания содержания сказки детьми.
  • Пересказ сказки двумя-тремя детьми. (На начальном этапе педагог может использовать совместный или отраженный пересказ сказки, пересказ по частям, коллективный пересказ, указание, подсказ-напоминание.)
  • Оценка пересказа

    Слайд 20.  При обучении детей рассказыванию по памяти используются такие приемы, как демонстрация наглядного материала, беседа, вопросы; окончание детьми рассказа, начатого педагогом; указания, оценка работы детей и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....