Работа над предложением как аспект совершенствования связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
методическая разработка по логопедии на тему

Попова Татьяна Владимировна

Мы хотим  привлечь ваше внимание  к  вопросам формирования монологической формы экспрессивной речи детей с  ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_predlozheniem_.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над предложением как аспект совершенствования связной речи  у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

За последние годы заметно увеличилось количество поступающих в школу детей, которые имеют  недостаточно четкую речь, слабый навык связной речи, плохо развитое языковое чутье. Эти же проблемы  наблюдаются у выпускников  детских садов, несмотря на то, что все звуки поставлены и  автоматизированы логопедами. Данные проблемы обусловлены группой причин. Отметим некоторые из них. Родители не  уделяют должного внимания  формированию  речи ребенка в семье, зачастую перекладывая эту привилегию на детский сад и школу. Чтение  детских книг, предоставляющих образцы грамотной, литературной речи в семье- редкость. У современных детей  с самого младшего возраста  вырабатывается модель получения информации из «зрелищных» источников- телевизора, компьютера, электронных игр и др.. Но качество и значимость этой информации оставляет желать лучшего. Она больше направлена на доставление удовольствия и в меньшей степени на   развитие мышления и речи ребенка. При коррекции речи ребенка с ФФНР логопеды основное внимание уделяют  вопросам  исправления звукопроизношения, порой недостаточно    развивая способности   связно выражать свои мысли.

 Связная речь – наиболее важная сторона устной речи. Возможность  хорошо рассказывать оказывает прямо пропорциональное воздействие, как на успеваемость ребенка, так и на карьеру взрослого. Когда человек умеет четко формулировать и озвучивать  свои мысли, его положение в социуме становится   полноценным и успешным.

  Связная речь  представляет собой   многокомпонентное целое, соединяющее   две и более группы предложений, подчиненных одной теме, имеющих четкую структуру и специальные языковые средства для связи предложений друг с другом. Данная речь складывается из двух процессов: умения говорить( экспрессивная речь) и умения понимать обращенную речь (импрессивная речь). Монолог является более сложным видом экспрессивной речи, чем диалог, так как не поддерживается репликами и требует сильных внутренних мотивов для продолжения речи. Чтобы быть понятным, монологическое высказывание должно строиться логично, развернуто, последовательно..  Мы хотим  привлечь ваше внимание  к  вопросам формирования монологической формы экспрессивной речи детей с  ФФНР.

 Логопедические аспекты  особенностей   связной речи у детей с ФФНР отражены в работах авторов : Р.Е. Левиной , Т.Б. Филичевой,  Т.В.Волосовец, Г.В. Чиркиной и других. Они отмечали, что  лексика детей с ФФНР не пополняется словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Проявления речевого недоразвития выражены нерезко, но при тщательном  обследовании  логопед  может выявить некоторые грамматические ошибки: в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании существительных с прилагательными и числительными, в использовании синтаксических связей. Предложения короткие, чаще- нераспространенные.

Заполняя речевые карты и обследуя при этом умение детей  пересказывать и  составлять различные виды рассказов, мы часто наблюдаем следующие особенности:

-  сокращение или искажение текста детьми

-стереотипность в построении высказывания;

-затруднения в выборе нужных слов  и ряд других .

 Все это является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка,  позволяющего  ребенку  с нормальной речью эмпирически овладевать всей сложной системой русского языка.

Таким образом, дети с ФФНР нуждаются в целенаправленной работе по развитию связной речи; её  можно продуктивно развивать регулярными и настойчивыми тренингами и центральное место в  этом процессе занимает работа над предложением, являющемся  основной речевой единицей.

Овладение родным языком в основном и  протекает в виде усвоения предложений разных типов.  Поэтому их формированию и совершенствованию должно  уделяться достаточное внимание на протяжении всего обучения детей с нарушениями речи.

 Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением.

.Обучение детей предполагает формирование умений планировать собственное высказывание,  самостоятельно определять содержание высказывания, формировать предложения.

.Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с нарушениями речи, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.

Самая простая  и в тоже время самая необходимая форма работы над предложением – это образец . Первоначальный прием, применяемый для построения предложений- вопрос логопеда., он служит основой. В нем даны почти все слова и намечена структура предложения, которое должно быть составлено ребенком.(Вопрос: « Что дети собирают в парке?», ответ: « Дети собирают листья»).  Самостоятельность детей проявилась в том, что они изменили порядок слов, вопросительное местоимение  «что» заменили существительным листья и придали предложению повествовательную интонацию. Можно вопрос сформулировать так, чтобы воспитанники вынуждены были ввести 2-3  «своих» слова: Что делали дети в парке? Дети в парке собирали листья ….   катались с горки…

В дальнейшем вопросы наталкивают учащихся на составление сложных предложений и различных  других синтаксических конструкций.

Конструктивные упражнения очень разнообразны. Широко распространены следующие.Построение предложений из разных слов, восстановление деформированного текста. Постепенное ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов.(Птицы вернулись. Какие птицы? Откуда вернулись? Куда вернулись?) Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объему предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами. Также используются в работе соединение двух  или трех простых предложений в одно сложное, или простое с однородными членами. Редактирование предложений, содержащих ошибки или недочеты, нелепицы.

.Логопед следит за порядком слов в предложении  ( в случае необходимости поправляет с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным.

По мере того, как дети овладевают навыками употребления простого распространенного предложения с однородными членами, можно начинать обучать их составлять разные виды сложных предложений. Коррекционная работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходит к сложноподчиненному.

Дети должны составлять предложения разных типов:

-простые  распространенные из 5-7 слов

-сложносочиненные, состоящих из 2 простых( Воробьи зимующие , а  скворцы перелетные)

-  с противительным союзом «а»( Сначала надо нарисовать снегиря, а потом его раскрасить)

-сложноподчиненные предложения с придаточным причины ( Мальчик заплакал, потому что потерял удочку).

- с дополнительным  придаточным, выражающими желательность(нежелательность действий) : Я хочу, чтобы пошел снег.

При обучении правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения  используется вопросно-ответная  форма речи, поэтому на первых порах от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос( Логопед: « Почему Соня не идет гулять?» Ребенок: «Потому, что на улице  идет дождь». В дальнейшем предложение проговаривается целиком, логопед следит за правильным его синтаксическим и грамматическим оформлением. Необходимо научить детей правильно строить предложения, отвечая на вопрос « Почему?», не начиная ответ со слов потому что…

Переход к практическому усвоению более сложных морфологических закономерностей диктует необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз. При работе над предлогами в предложениях основными задачами будут: научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи.

 Сначала изучаются наиболее простые предлоги НА , ПОД. Затем  другие: В, ОКОЛО, МЕЖДУ, НАД, ПОД, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,

.Логопед дает детям задания (Положи кубик на стол, а мяч под стол. Куда ты положил кубик? Где кубик? и т.д.) . Даются задания на понимание обобщающего значения предлогов, например: НА СТОЛЕ. А где еще может лежать книга? ( на стуле, на окне, на полке, на диване и т.д.). Большая роль отводится вслушиванию в грамматические формы.

Детей учат определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи, составлять графические схемы  предложений, выделять предлог как отдельное служебное слово.

.Овладение грамматическим строем идет одновременно  с обогащением словаря и практическим усвоением предложения как единицы речи.

Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложений должно проводиться практически.

Колоссальные возможности для совершенствования связной речи предлагают компьютерные технологии. В  нашей работе  используются  презентации по автоматизации звуков, где большое внимание уделяется составлению предложений: с однородными членами, по 2 и более предметным картинкам, предложений с противительным союзом  «А» (и все это с использованием приемов анимации). Данные формы работы поддерживают  внимание и интерес детей и позволяют добиться нужных результатов.

Многофункциональное  магнитное настенное панно представляет множество сюжетов для составления предложений, массу возможностей для формирования предложно-падежных конструкций. Выполняя задания логопеда, дети передвигают  выпуклые фигурки-магниты в соответствии с инструкцией логопеда. (Посади птичку на дерево, на крышу. А теперь - под дерево, и т.д.  Расскажи, где сидела птичка вначале, а где потом?). При этом  ребенок  развивает не только языковые возможности, но и мелкую моторику.  

Желательно, чтобы каждый ребенок, выпускаясь в школу, мог членить предложения на слова, называть количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, исправлять деформированное предложение, записывать предложение графически.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ.

К методам относятся дидактические игры,игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

Эти методы могут выступать  и в качестве приемов при использовании других методов.

Используются беседы., наблюдения за предметом и действием, игра, опора на вербальный образец и т д.Средствами обучения языку является дидактический материал, языковой материал педагога, организация упражнений, выбор бытовых ситуаций для использования в целях развития практики общения.

Пересказ и заучивание наизусть  коротких рассказов и сказок- ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной  и красивой речи. Эти занятия обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме и конструкции предложения.

Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций,, подсказ нужной формы, вопросы подсказывающего и оценочного характера, привлечение детей к исправлению ошибок…

Усвоение грамматических форм- сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения.Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Дидактические игры- эффективное средство формирования предложений, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей дают возможность  упражнять детей  образовании нужных словоформ. Изменяя слова и образуя новые словоформы, дети многократно их повторяют и запоминают непроизвольно

.Большие возможности для совершенствования связной речи предлагают компьютерные технологии.. У нас  в работе  используются  презентации по автоматизации звуков, где большое внимание уделяется составлению предложений. Составление предложений с однородными членами, составление предложений по 2 и более предметам, составление предложений с противительным союзом  «А»,                                        и все это с использованием приемов анимации поддерживает внимание и интерес детей и позволяет добиться нужных результатов

Яркое многофункциональное настенное панно представляет множество сюжетов для составления предложений, массу возможностей для формирования предложно-падежных конструкций. Выполняя задания логопеда, Дети передвигают  выпуклые фигурки-магнит в соответствии с инструкцией логопеда.(посади птичку на дерево, на крышу. А теперь- под дерево, и т.д..) Расскажи, где сидела птичка вначале, а где потом?) При этом ребенок  развивают не только языковые возможности, но и мелкую моторику.Ковролин.то же

В результате систематической планомерной работы у ребенка должны быть сформированы умения планировать собственное высказывание,  определять его содержание и необходимые языковые средства дляегопостроени

Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, сказочными героям и героями мультфильмов, предметами и картинками, так и без наглядного материала- в форме словесных игр ,построенных на словах и действиях играющих.

Важно,чтобы грамматические формы оставались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в своей речи

В результате систематической планомерной работы у ребенка должны быть сформированы умения планировать собственное высказывание,  определять его содержание и необходимые языковые средства для его построения, избегая ошибок..

Унас-КОМПЬЮТЕР, НАГЛЯДНОЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МАГНИТНОЕ ПАННО, КОВРОЛИН, РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ АНИМАЦИЯ

Большие возможности для совершенствования связной речи предлагают компьютерные технологии.. У нас  в работе  используются  презентации по автоматизации звуков, где большое внимание уделяется составлению предложений. Составление предложений с однородными членами, составление предложений по 2 и более предметам, составление предложений с противительным союзом  «А»,                                        и все это с использованием приемов анимации поддерживает внимание и интерес детей и позволяет добиться нужных результатов

Яркое Многофункциональное настенное панно представляет множество сюжетов для составления предложений, массу возможностей для формирования предложно-падежных конструкций.Манипулируя с подвижными выпуклыми фигурками-магнитами, дети развивают не только языковые возможности, но и мелкую моторику. ,передвигая их в соответствии с инструкцией логопеда и озвучивая ковролин- то же

Увеличение количества детей с недостатками  речи, « усложнение» нарушений   ставит перед логопедами задачи более рационального использования времени  и  форм коррекционного воздействия. Все это обуславливает необходимость применения интегративных  приемов в логопедической работе. Так, нам представляется перспективным   сочетание  автоматизации звуков в предложении и  работы над структурой предложения, синтаксической и морфологической правильностью речи. Если хорошо продумать и грамотно выстроить  систему работы над предложением, составить перспективный план, то эти виды работы вполне можно совместить..

 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

,1.Расскажи, что с чем?(составление предложений со словосочетаниями по картинкам, насыщенным автоматизируемым звуком.)

Сад со сливами и абрикосами

Самолет с колесами и хвостом

Подсолнух с листьями и лепестками…..

2.Что с чем рядом?(по 3 картинкам, начинаем с картинки в середине)

 Рядом с лисой слон и собака

Рядом с автобусом самосвал и самолет

3. Учить запоминать и проговаривать сложные рифмованные предложения с противительным союзом « а:

У нас рассыпчатый рис, а у вас сладкий ирис.

У нас в супе соль, а у вас в супе фасоль.

4. Чего не бывает?

(картинки)

Не бывает самолета без хвоста, стула без спинки, сосны без ствола…..

. 5Что из чего сделано?(Составление сложноподчиненных предложений с относительными прилагательными)

Стакан сделан из стекла, значит, он стеклянный.

Колбаса сделана из мяса, значит, она мясная.

6. Найти предмет, к которому подходит действие и сформулировать предложение

Станислав сколотил  …… скамейку( слепил снеговика, связал, спилил, снял, смял, съел и т.д.

Ш

7. Что у кого? Опираясь на картинки и подсказку педагога, ребенок составляет рифмованные сложносочиненные предложения.

Камешки у Маши, а  шкатулка у Наташи.

Бусы у Аси, а  самосвал у Васи.

8.Что где находится?

Шляпа на макушке, а сережка в ушке.

9.Составление сложносочиненных предложений с  союзом «потому, что»

Почему малыш играет? Малыш играет, потому что у него игрушка.

Танюшке тепло, потому что у Танюшки шубка.

10.Составление распространенных предложений  с однородными членами по образцу педагога и картинкам.

Машеньке нужны  подружки, шоколадки и игрушки.

Станислав  искал  поднос, глобус, самокат, насос.  

11.Употребление уменьшительной формы существительных в сложносочиненном предложении с союзом « А»

Лапы у белки, а  лапки у бельчонка.

Глаза у лошади,  а глазки у жеребенка.(Л)

Нос у взрослого, а носик у ребенка(С)

12. Предложения, составленные как ответ на вопрос

Кто сидит на сосне, днем как будто во сне?. Сова      

Составить предложения по двум опорным словам.( спутник- космос, снег- санки и т. Д.)

13 Уточнение грамматических представлений  в предложениях. Задание: Составь и проговори новые предложения, употребляя числительное два вместо один.

Один автобус остановился у моста . Два автобуса остановились у моста.

14. Закрепление звука в предложениях с однородными членами, дополненных картинками. На столе много  салфеток, посуды, салатов, мисок, сосисок.

15.                     в предложениях, составленным по картинкам и словам-признакам.9 Серебристый, смолистый, вкусный, усатый, ананасовый, спелый, соленый, острый, сладкий, высокий.

Для развития языкового чутья и чувства языка : закрепление звука в пословицах и поговорках, скороговорках,договариваниечистоговорок подходящим словом

Са СА СА –бегает в лесу ….лиса,

( точность значений употребляемых слов

Выбор правильных словосочетаний для забавных чистоговорок

Су-су –су – поселился сом( лис) в лесу.

В рифмовках: Я в фасоль насыплю соль, станет вкусною фасоль.

Работа над деформированным предложением

Составление предложений из слов, в начальной форме

Распространение предложений :

В самостоятельно исправленных предложениях: У гусенка появились лисята.

Сосна идет к Славе.

Составление предложений со словосочетаниями. :Скользкий спуск, пустая посуда …..

Измени по образцу:

Я насыпал   сладкий сахар в стакан

ТЫ ОН ОНА МЫ ВЫ ОНИ

Распространение предложений . Запомни и повтори предложения Старинный . самовар стоит на  высоком столе,  накрытом красной   скатертью.

 Что находится справа, а что слева? По картинкам. Исправь.Стас сказал неправильно: Голосистая соловей поет грустную песню.

Изменить прилагательные: Светлый-цвет, комната, небо. волосы., составить сначала словосочетания, потом предложения.

Таким образом, при правильном подходе к формированию предложений у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими и грамматическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в процессе построения связного речевого высказывания и         конкретных условиях общения.

:Логопедическая работа по формированию связной речи предполагает обучение детей пользованию различными структурами предложений .Это  усложнение  «синтаксического стереотипа» опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме. После овладения навыками составления 2-3словных предложений , настает черед  обучения умениям составлять  распространенные предложения. Рекомендуется предлагать в качестве зрительной опоры предметные картинки, используя которые ребенок заканчивает начатое логопедом предложение. Постепенно количество слов увеличивается за счет однородных членов предложения. В этот период должна проводиться работа по овладению навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по сюжетной  картинке, предметной картинке(сложнее для детей), по 2 предметным картинкам, по моделям .Например: именительный падеж существительного+ согласованный глагол+ прямое дополнение: Мама(папа, брат, сестра,КАЗЫВАТЬ КОРРеКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ И НАВЫКОВ РЕЧЕТВОРЧЕСТВА И ФАНТАЗИИ УДЕТЕЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...

Педагогический час «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развити...

Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста

В собранном материале представлены приемы работы и виды деятельности с детьми, направленные на развитие связной речи...

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи(звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи)   Чтобы правильно организовать познавательно – речев...

"Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...

Консультация "Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста."

Консультация для воспитателей "Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речидетей дошкольного возраста."...