Перспективное планирование по лексическим темам
план-конспект занятия по логопедии на тему

Бык Лариса Васильевна

Планирование по лексическим тема на учебный год в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc234.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekty.doc1.12 МБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЯ ОСЕНЬЮ

Тематический план

Сентябрь

Темы

Количество занятий

I неделя

Обследование детей

1

II неделя

1

III неделя

Части тела

1

IV неделя

Геометрические фигуры, основные цвета

1

Октябрь

I неделя

Игрушки

1

II неделя

Овощи

2

III неделя

Фрукты

2

IV неделя

Деревья

1

Ноябрь

I неделя

Грибы

1

II неделя

Перелетные птицы

1

III неделя

Осень

I

IV неделя

Домашние птицы

1

Материал для закрепления

I.        Повторить названия частей тела и уметь называть и показывать их на себе, на кукле, на другом человеке. Знать, что глазами
видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Составление предложений по данной теме с предлогами: на, в,
за, между, около, перед.

2.        Образование существительных множественного числа.
Например: ухо — уши, шея — шеи и т.д.

3.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: нос — носик, рот — ротик и т.д.

4.        Подбор слов-антонимов.

Например: большой — маленький, высокий — низкий, тонкий — толстый, длинный — короткий.

5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «С о с ч и т а и».

Материал для закрепления

I.        Уметь различать основные цвета и геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Знать, что у квадрата четыре одинаковые стороны, четыре угла.

—        У треугольника три стороны, три угла. Аналогично — описание прямоугольника. У круга нет углов, он круглый. У овала нет углов, он овальный.

Знать понятие «геометрические фигуры». Уметь описать геометрическую фигуру.

—        Это квадрат. У него четыре одинаковые стороны, четыре угла,
он красного цвета. (Аналогично составить описание остальных геометрических фигур.)

Нарисовать и заштриховать: круг, квадрат, треугольник — сверху вниз; овал, прямоугольник — слева направо.

Найти в своем окружении предметы квадратной, прямоугольной, круглой, овальной, треугольной формы.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Например: прямоугольное окно, красный квадрат, прямоугольная дверь, коричневый треугольник, прямоугольный стол, зеленый овал, прямоугольные книги, оранжевый прямоугольник и т.д.

2.        Согласование притяжательных местоимений.
Например: Что это? — Овал. Овал чей? — Мой и т.д.

3.        Образование существительных множественного числа имени
тельного и родительного падежей.

Например: круг — круги — кругов и т.д.

4.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: прямоугольник — прямоугольничек и т.д.

5.        Употребление предлогов: в, на, под, над, между, около, за, из-за.
Например:
Где лежит треугольник? — На столе и т.д. (со всеми

предлогами).

Материал для закрепления

I.        Закрепить обобщающее понятие «игрушки». Уметь составлять описательный рассказ об игрушке, используя их названия, внешние признаки и их части.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа роди
тельного падежа.

Например: пирамида — пирамиды и т.д.

2.        Образование прилагательных от существительных.
Например: Собака из меха. Собака какая? — Меховая и т.д.

3.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: мяч — мячик и т.д.

  1. Дидактическая игра «Сосчитай до 5». (Согласование числительных с существительными: машина, мяч, кукла, самолет.)
  2. Закрепить навык употребления предлогов: на, под, из-за, в, перед, между, с, за, над.

Придумать предложения с этими предлогами.

Материал для закрепления

I.        Запомнить названия овощей.

Уметь составлять описательный рассказ по плану: Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?

Уметь находить сходство и различие между овощами.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных единственного и множественного числа в именительных и родительных падежах.

Например: помидор — помидоры — помидоров и т.д.

2.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: огурец — огурчик.

3.        Образование прилагательных от существительных.
Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.)
Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.)

4.        Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Например: Чья это репа? — Это моя репа.

5.        Согласование прилагательных с существительными в роде,
числе.

Например: красный помидор, желтая репа.

6.        Обозначение признаков предметов.
Про что можно сказать:

  • Вкусный? Сочный? Ароматный?
  • Вкусная? Сочная? Ароматная?
  • Вкусные? Сочные? Ароматные?

7.        Согласование числительных с существительными.
Например: одна морковка, две морковки, три ..., четыре ...

и т.д.

8.        Согласование прилагательных с существительными в роди
тельном падеже единственного и множественного числа.

Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров.

9.        Согласование существительных с глаголами единственного и
множественного числа.

Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.

Материал для закрепления

I. Уточнить названия фруктов.

Учить составлять описательный рассказ по плану:

  1. Что это?
  2. Какой формы?
  3. Какого цвета?
  4. Какой на ощупь?
  5. Какой на вкус?
  6. Какие блюда можно приготовить?

Например: Это яблоко. Оно круглой формы, красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное, душисто и т.д.

Уметь находить сходство и различие между фруктами.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: яблоко — яблоки — яблок и т.д.

2.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: лимон — лимончик и т.д.

3.        Образование прилагательных от существительных.
Например:

  • Сок из груши. Сок какой? (Грушевый.)
  • Варенье из яблок. Варенье какое? (Яблочное.)
  • Салат из фруктов. Салат какой? (Фруктовый.)

4.        Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Например: Это чей мандарин? — Это мой мандарин. И т.д.

5.        Согласование прилагательных с существительными в роде и

числе.

Про что можно сказать?

Вкусный? Сочный? Ароматный?

  • Вкусная? Сочная? Ароматная?
  • Вкусное? Сочное? Ароматное?
  • Вкусные? Сочные? Ароматные?

 Согласование числительных с существительными.

Например: одна груша, две груши, три ... , четыре ... , пять груш и т.д.

7. Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа.

Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины.

Материал для закрепления

I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают лиственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки, почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия между лиственными и хвойными деревьями.

И. Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа роди
тельного и именительного падежей.

Например: лист — листья — листьев, береза — ... , дерево — ... , тополь — ... , ветка — ... и т.д.

2.        Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: лист — листочек, береза — ... , ветка — ... , дуб — ... , дерево — ... и т.д.

3.        Образование прилагательных от существительных.
Например: лист с клена — кленовый лист, лист с осины — ... ,

лист с дуба — ... , лист с липы — ... , лист с рябины — ... и т.д.

4.        Образование слов-антонимов.

Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — короткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д.

5.        Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

Например: один лист, два листа, три ... , четыре ... , пять листьев.

Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.

Материал для закрепления

  1. Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка, шляпка). Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Подобрать эпитеты к слову грибы. Составить описательные рассказы.
  2. Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа роди-
тельного падежа.

Например: лисичка — лисички — лисичек и т.д.

2.        Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: гриб — грибочек и т.д.

3. Дидактическая игра «Чей?»

 Согласование притяжательных местоимений с существительными.

4.        Подбор слов-антонимов.

Например: большой гриб — маленький гриб, высокая ножка — ... ,                         толстая ножка — ... и т.д.

5.        Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

6. Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, рядом (Придумать предложения с предлогами по данной теме).

Материал для закрепления

I.        Уточнить названия перелетных птиц (грач, скворец, утка, лебедь, гусь, журавль, аист, цапля, чиж, соловей, зарянка, горихвстка)
Знать строение птиц, внешние признаки. Закрепить понятия «перелетные», «водоплавающие». Составить рассказ о птице.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа имени-
тельного и родительного падежей.

Например: грач — грачи — грачей и т.д.

2.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: чиж — чижик и т.д.

3.        Образование сложных прилагательных.
Например: короткий хвост — короткохвостая утка;
острый клюв — ... ,

черное крыло — ... , красные лапы — ... , тонкие лапы — ... , длинные лапы — ... и т.д.

4.        Образование приставочных глаголов.
Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела.
Птичка к дереву (что сделала?) подлетела.

Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д. Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.

  1. Согласование числительных с существительными.
    Дидактическая игра «С о с ч и т а и».
  2. Подбор слов-антонимов.

Например: короткий хвост — длинный хвост, длинные лапы — ... , тонкая шея — ... , черное крыло — ... , острый клюв — и т.д.

7.        Правильное употребление предлогов: в, на, с, из, под, из-под, из-
за, над.

Материал для закрепления

I.        Уточнить время года, осенние месяцы, характерные признаки осени. Чем отличается осень от лета?

Составить рассказ об осени по плану: солнце, небо, деревья, животные, птицы, люди.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Согласование прилагательных с существительными.
Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, деревья,

трава.

2.        Образование существительных множественною числа имени
тельного и родительного падежей.

Например: дерево — деревья — деревьев, лист — листья — листьев, трава — травы — трав и т.д.

3.        Подобрать антонимы к словам:
тепло — холодно,

пасмурный день — солнечный день, длинный — короткий, сухой — мокрый и т.д.

4.        Составить предложения с предлогами: в, на, около, под, с, из-за, из-под.

Материал для закрепления

I. Уточнить с детьми названия домашних птиц и их детенышей, внешние признаки, повадки, чем питаются, где живут, почему называются домашними. Какую пользу приносят?

11.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Согласование прилагательных с существительными.
Например: О ком можно сказать маленький? маленькая? толстый? толстая? и т. д.
2.        Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

3.        Образование существительных множественного числа имени
тельного и родительного падежей.

Например: утка — утки — уток и т.д.

  1. Образование притяжательных прилагательных.
    Например: Клюв утки. — Чей клюв? — Утиный и т.д.
  2. Образование сравнительной степени прилагательных.
    Например: Хвост петуха красивее, чем у курицы и т.д.
  3. Образование сложных прилагательных.

Например: У петуха перья коричневые и белые. — Коричнево-белые перья и т.д.

ЗАНЯТИЯ ЗИМОЙ

Тематический план

Декабрь

Темы недели

I неделя

Домашние животные

II неделя

Зима

III неделя

Зимующие птицы

IV неделя

Новогодний праздник

Январь

I неделя

Зима, зимние забавы

II неделя

Мебель

III неделя

Посуда

IV неделя

Одежда

Февраль

I неделя

Звери наших лесов

II неделя

Транспорт

III неделя

День защитника Отечества

IV неделя

Животные Севера

Материал для закрепления

I. Знать названия домашних животных. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как передвигаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят. Знать ни пиния детенышей. Подобрать эпитеты к каждому животному. Уточнить ,почему животные называются «домашние».                                              Составить описательный рассказ о любом животном.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа имени
тельного и родительного падежей.

Например: корова — коровы — корон и т.д.

2.        Образование существительных с уменьшительно 'искательными
суффиксами:

Например: овца — овечка и т.д.

3.        Образование сложных прилагательных.

Например: У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая.

У быка острые рога. Бык какой? — ... У свиньи короткие ноги. Свинья какая? У кролика длинные уши. Кролик какой? У лошади длинная грива. Лошадь какая? У овцы мягкая шерсть. Овца какая? — ... и т.д.

4.        Образование притяжательных прилагательных
Например: Конура собаки. Чья конура? — (собачья).
Копыта коровы. Чьи копыта? — ...

Борода козы. Чья борода? — ... Хвост лошади. Чей хвост? — ... Морда кролика. Чья морда? — ... Лапы кошки. Чьи лапы? — ... и т.д.

5.        Образование существительных с помощью суффикса -ищ.
Например:
нос — носище, лапы — ... , ХВОСТ — ... , усы — ...

зубы — ... , глаза — ... .

6.        Образование слов-антонимов.

Например: У коровы длинный хвост, а у свиньи ....

У козы острые рога, а у барана ....

У свиньи жесткая щетина, а у кошки ... .

У свиньи толстые ноги, а у ягненка ... .

  1. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

Закрепление предлогов. Составление предложений с ними по теме.

Материал для закрепления

I. Активизировать словарь детей по данной теме. Знать признаки зимы и названия зимних месяцев. Уточнить, после какого времени года наступает зима и какое время года наступает после зимы. Вспомнить с детьми зимние развлечения. Составить рассказ о зиме.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Подобрать эпитеты к словам.

Снег (какой?) — белый, рассыпчатый, холодный и т.д., лед — ... , день зимой — ... , ночь зимой — ... .

висят —

- ... , бушует — метут — ... .

2.        О чем можно сказать?
Ударили — ... , хрустит

замерзли — ... , скрипит — ... О чем можно сказать? Морозный — ... , холодное — ... , снежная — ... , ледяные — ....

3.        Изменить слово так, чтобы слово отвечало на вопрос —
какой (-ая, -ое, -ие)?

Например, мороз — морозный. «Холод» (какое?) — ... «Снег» (какая?) — ... «Лед» (какие?) — ...

  1. Образование существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом.
            5.  Образование множественного числа существительных
     родительного падежа со словами: санки, лыжи, коньки, клюшка, шайба, снежинка.

Например: Снег (много чего?) — снега.

6.        Закрепить употребление предлогов. Составить предложения с
предлогами и записать в тетрадь.

Материал для закрепления

I. Уточнить и закрепить названия зимующих птиц. Почему называются «зимующими»? Их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются. Дать характеристику каждой птице (воробей — шустрый, драчливый, быстрый, ловкий и т.д.). Составить описательный рассказ о любой зимующей птице. II. Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование множественного числа существительных имени
тельного и родительного падежей.

Например: синица — синицы — синиц и т.д.

2.        Образование сложных прилагательных.
Например: У сороки белые бока — белобокая сорока.
У снегиря красная грудь — ....

У воробья короткие лапы — ... . У вороны длинный клюв — ... . У дятла красная голова — .... У синицы желтая грудь — ... .

3.        Образование приставочных глаголов.

Придумать предложения со словами: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел.

4.        Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а и».

5.        Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои?

6.        Закрепить употребление предлогов: в, на, с, со, из, под, около, за.
Составить предложения с этими предлогами.

Материал для закрепления

Знать название времени года, зимние месяцы, признаки зимы, вспомнить с детьми игры зимой. Составить краткий рассказ о характерных признаках зимы и зимних забавах.

Материал для закрепления

I.        Уточнить название видов мебели, ее составных частей, назначение. Различать мебель: кухонную, столовую, гостиную, мебель для спальни. Уметь описывать: стол, стул, диван, шкаф.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

  1. Образование существительных единственного и множественного числа именительного и родительного падежей.
  2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
  1. Согласование числительных с существительными.

4.        Образование прилагательных от существительных.
Кровать из дерева — ....

Стол из стекла — ....                                                              Стул из пластмассы — ....                                                   Кресло из велюра — ....                                                          Мебель для кукол — ... и т.д.

5.        Согласование прилагательных с существительными.

—        Про что можно сказать: деревянная, деревянное, деревянный, деревянные? кукольная, кукольный, кукольное, кукольные?

6.        Подбор слов-антонимов.
Большой стул — ... .
Высокий стол — ....
Широкая кровать — ....
Мягкое кресло — ....
Тонкая ножка — ....
Длинная полка — ... .

7.        Правильное употребление предлогов: в, на, за, под, над, между,
около.

Придумать предложения с этими предлогами.

Материал для закрепления

  1. Уметь различать и называть кухонную, столовую и чайную посуду. Знать внешние признаки посуды, ее назначение. Составить и записать описательный рассказ о чайнике, кастрюле по плану:
    название; внешние признаки; из чего сделана;
    назначение.
  2. Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование единственного и множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

Например: кофейник — кофейники — кофейников и т.д.

2.        Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: миска — мисочка и т.д.

3.        Образование прилагательных от существительных.
Например: сковорода из чугуна —... , чашка из фарфора —... ,

солонка из дерева —... , хлебница из железа... , стакан из стекла — ... .

4.        Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

  1. Согласование существительных с притяжательными местоимениями моя, мое, моя, мои.
  2. Составить предложения с предлогами: в, на, из, со, около, между.

Материал для закрепления

  1. Уточнить название одежды и отдельных ее частей

(воротник, рукав, манжета, карман и т.д.). Различать одежду для девочек и мальчиков; зимнюю, летнюю и демисезонную; белье, верхнюю одежду, головные уборы. Знать название ткани, из которой шьют, из чего вяжут одежду. Выяснить: кто шьет одежду, где шьют, какой инструмент необходим портному, как вяжут одежду.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: рубашка — рубашки — рубашек и т.д.

2.        Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: юбка — юбочка и т.д.

  1. Образование прилагательных от существительных.
    Например: Платье из ситца. Какое платье? — Ситцевое и т.д.
  2. Образование притяжательных местоимений и прилагательных.
    Например: Это чья кофта? — Моя кофта. — Как тебя зовут? —

Таня. — Значит, кофта чья? — Танина и т.д.

  1. Согласование числительных с существительными.
    Дидактическая игра «С о с ч и т а й».
  2. Подбор слов-антонимов.

Например: длинный рукав — короткий рукав; узкая юбка ... ,    короткое платье — ... , острый воротник — ... , белый костюм — ... .

7.        Согласование прилагательных с существительными.
Например: Про что можно сказать: красивая, красивое, красивый, красивые.

Разноцветная, разноцветный, разноцветное, разноцветные.

Материал для закрепления

I.        Уточнить, почему они называются дикими животными, чем
питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детенышей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить
рассказ о любом животном.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа имени
тельного и родительного падежей.

Например: волк — волки — волков и т.д.

2.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: белка — белочка и т.д.

3.        Образование сложных прилагательных.

Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? — Длиннохвостая.

У зайца короткий хвост — ... тонкие лапы — ... , короткие лапы — ... , толстые лапы — ... , длинные уши — ... , острые уши — ... , короткие усы — ... .

4.        Образование притяжательных прилагательных.
Например: Нора лисы. Чья нора? — Лисья.
Берлога медведя. — ...

Дупло белки. — ... Логово волка. — ... Морда лисы. — ... Хвост зайца. — ...

  1. Образование существительных с помощью суффикса -ищ.
    Например:
    нос — носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы).
  2. Подбор слов-антонимов.

Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы ... и т.д.

7.        Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

8.        Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

С этими предлогами составить предложения.

Материал для закрепления

I.        Уточнить понятие «транспорт». Различать и называть транспорт по видам: наземный, подземный, железнодорожный, грузовой, пассажирский, легковой, специального назначения (скорая, милиция, пожарная). Закрепить детали транспорта. Уточнить профессии людей, которые работают на транспорте. Составить описательные рассказы о любом наземном транспорте.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: автобус — автобусы — автобусов и т.д.

2.        Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай»: трамвай, машина, велосипед, колесо.

3.        Образование прилагательных от существительных.
Колесо из резины — ... , кабина из металла— ... ,

руль из пластмассы — ... , сиденье из кожи — ... , кузов из дерева — ... , фургон из брезента — ... , рельсы из железа — ... , окно из стекла — ... .

4.        Правильное употребление приставочных глаголов.

Машина из гаража ... (выезжает). Машина вокруг гаража ... (объезжает). Машина к мосту ... (подъезжает). Машина с моста ... (съезжает). Машина перекресток ... (переезжает). Машина со стоянки ... (отъезжает). Машина в гараж ... (въезжает).

5.        Составить предложения по данной теме с предлогами: в, из, под, из-за, из-под, с, на, между.

Материал для закрепления

I.        Уточнить знания детей об армии, их представления детей о родах войск. Составить рассказ «В каких поисках хочу служить».

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа и согласование их с прилагательными.

Например: военный парад — военные парады и т.д.

2.        Подбор слов-антонимов.
Далеко — близко, высоко — ... ,
легкий — ... , медленный — ... ,
кривая — ... , толстая — ... ,
чистая — ... и т.д.

3.        Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

Согласование числительных с существительными: ракета, самолет, войско.

4.        Дидактическая игра «Составь предложение».

Материал для закрепления

I.        Знать внешние признаки животных. Чем питаются, как передвигаются, где обитают. Уточнить, почему называются «животные Севера». Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить описательный рассказ о любом животном.        

Вопросы к описанию животного: Кто это? Где живет? Какого
цвета? Как передвигается? Чем питается?        

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: тюлень — тюлени — тюленей и т.д.

2.        Образование сложных прилагательных.    

Например: У моржа длинные усы. Морж какой? — Длинноусый.
У оленя длинные рога. — ...

У медведя толстые лапы. — ...        '

У песца острые зубы. — ...        

3.        Образование притяжательных прилагательных.
Например: Рога оленя. Чьи рога? — Оленьи
Шкура медведя. Чья шкура? — ...

Хвост песца. Чей хвост? — ...

Клыки моржа. Чьи клыки? — ...

Ласты тюленя. Чьи ласты? — ...        

4.        Закрепить употребление предлогов на, с(co), под, из-под, за, из-за.        

Придумать предложения с этими предлогам по данной теме.

ЗАНЯТИЯ ВЕСНОЙ

Тематический   план

Март

Темы недели

I неделя

8 Марта

II неделя

Семья

III неделя

Животные жарких стран

IV неделя

Ранняя весна

Апрель

I неделя

Наша столица

II неделя

Космос

III неделя

Хлеб

IV неделя

Птицы

Май

I неделя

Школа

II неделя

Лето

III неделя

Насекомые

IV неделя

Ягоды

Материал для закрепления

I.        Знать состав семьи: бабушка, дедушка, мама, папа, дочь, сын, брат, сестра. Знать имя, отчество родителей, кем работают, где и какую работу выполняют. Составить рассказ о своей семье.

Дидактическая игра «Кто для  кого?»

Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (Сын, дочь.) Кто для дедушки и бабушки мальчик и девочка? (Внук, внучка.) Кто для дедушки и бабушки папа? (Сын.) Кто для дедушки и бабушки мама? (Дочь.) Кто мальчик для девочки? (Брат.) Кто девочка для мальчика? (Сестра.)

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Согласование прилагательных с существительными в роде и
числе.

Например: О ком можно сказать? Добрый... Радостный... Строгий ... Добрая... Радостная... Строгая... Добрые ... Радостные... Строгие...

2.        Образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными.

Например: Это чья юбка? — Мамина.

Это платье бабушки. — Чье это платье? — Бабушкино.

Это брюки папы. Чьи это брюки? — и т.д.

3.        Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: сестра — сестры — сестер, брат — ... , бабушка — ..., сын — ... , дочь — ... .

4.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: папа — папочка и т.д.

5.        Образование сравнительной степени прилагательных.
Например: Мама добрее, чем .... Папа сильнее, чем .... Брат

меньше, чем ....

Материал для закрепления

I.        Знать названия животных жарких стран, их строение, внешние признаки, чем питаются, характерные повадки. Уточнить, почему животные называются «домашние» и «дикие». Подобрать эпитеты к каждому животному. Уметь называть семью животных.

Например: тигр — тигрица — тигренок — тигрята. Составить рассказ о животном.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

  1. Образование множественного числа существительных имени
    тельного и родительного падежей.
  1. Образование сложных прилагательных.

Например: У жирафа длинная шея — длинношеий жираф.

  1. Образование притяжательных прилагательных.
    Например: Шерсть верблюда — верблюжья шерсть.
  2. Образование существительных с помощью суффикса -ищ.
    Например:
    У жирафа нос — а у слона носище.

5.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: жираф — жирафик.

6.        Согласование числительных с существительными.
.    Дидактическая игра «Сосчитай».

Например: один кенгуренок, два — ... , три — ... , четыре — ... , пять кенгурят.

Материал для закрепления

  1. Уточнить время года, знать весенние месяцы, характерные признаки ранней весны. Учить детей находить отличительные признаки ранней весны от зимы. Составить рассказ о ранней весне.
  1. Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа имени
тельного и родительного падежей.

Например: лужа — лужи — луж,

ручей — ... , дерево — ... , снег — ... , туча — ... , проталина — ... и т.д.

2.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: ручей — ручеек, дерево — ... и т.д.

3.        Согласование прилагательных с существительными в роде и
числе.

Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, снег, деревья, ручей, туча.

  1. Подобрать антонимы к словам: тепло — ... , дождливо — ... ,
    пасмурно — ... , длинный — ... , сухой — ... и т.д.
  2. Составить пять—шесть предложений с предлогами, и определить первое, второе, третье и т.д. слово в предложении.

Материал для закрепления

Знать название города, округа, улицы, домашний адрес. Познакомить с достопримечательностями города, историей города Москвы. Уточнить, почему Москва является крупным политическим, промышленным и культурным центром.

Материал для закрепления

I.        Знать, что 12 апреля отмечается День космонавтики, имя первого летчика-космонавта. Закрепить знания о космосе.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: космонавт — космонавты — космонавтов и т.д.

  1. Подбор слов-антонимов,
    большой — маленький; далеко — ... ;
    высоко — ... ; длинный — ... ;
    северный — ... ; легкий — ... ;
    быстрый — ... ; смелый — ... .
  2. Согласование числительных с существительными.
    Дидактическая игра «Сосчитай».
  3. Правильное употребление предлогов: на, в, из, под, с.

Материал для закрепления

I.        Знать названия злаковых культур (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза), уметь их различать. Знать, как выращивают хлеб, какие продукты можно из него приготовить.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных родительного падежа.
Например: кукуруза — кукурузы.

2.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: зерно — зернышко.

  1. Образование прилагательных от существительных.
    Например: Печенье из овсянки. Какое печенье? — Овсяное.
  2. Согласование числительных с существительными.
    Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

Например: одно зернышко, два зернышка, три ..., четыре ..., пять зернышек, и т.д. (колос, кукуруза, початок, урожай, стебель).

Материал для закрепления тема «Перелётные и зимующие птицы»

Материал для закрепления

I.        Уточнить знания детей о школе. Закрепить название и назначение учебных принадлежностей. Развивать словарь по данной теме.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа родительного падежа.

Например: книга — книги — книг.

2.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: тетрадь — тетрадочка.

  1. Образование прилагательных от существительных.
    Например: Пенал из пластмассы. Пенал какой? — Пластмассовый.
  2. Согласование числительных с существительными.
    Дидактическая игра «С о с ч и т а й».
  3. Подбор слов-антонимов.

Например: тупой — острый, длинный — ... , толстый — ... , умный — ... , высокий — ... , веселый — ... и т.д.

6.        Правильное употребление предлогов.

Материал для закрепления

I.        Уточнить с детьми название времени года, самое теплое время года, летние месяцы, характерные признаки лета. Учить составлять творческие рассказы о лете.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа роди
тельного падежа.

Например: ягода — ягоды — ягод.

2.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: река — речка.

3.        Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Например: О чем можно сказать — большое-, большой, большая, большие? (Солнце, река, муравей и т.д.)

4.        Составление предложений с предлогами

Материал для закрепления

I.        Уметь называть и различать насекомых, знать внешние признаки, их строение. Уметь составлять описательные рассказы о насекомых. Закрепить словарь по данной теме.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: комар — комарик.

2.        Образование сложных слов.

Например: Бабочки разного цвета. Какие бабочки? — Разноцветные.

3.        Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

Материал для закрепления

I.        Уметь называть лесные и садовые ягоды, различать их внешние признаки. Составлять описательные рассказы. Закрепить словарь по данной теме.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: малина — малинка.

2.        Образование прилагательных от существительных.
Например: Компот из черники. Какой компот? — Черничный.

3.        Согласование прилагательных с существительными в роде и
числе.

Например: О чем можно сказать — вкусная, вкусный, вкусное, вкусные? (Малина, компот, варенье, ягоды.)

4.        Правильное употребление предлогов: на, в, с, под, за, из-под, из-
за, со.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по лексическим темам в старшей группе для детей с ОНР

Перспективное планирование по лексическим темам в старшей группе для детей с ОНР...

перспективное планирование по лексическим темам 2 младшая група

перспективное планирование по изобразительной деятельности, конструировании, чтении художественной литературы....

Перспективное планирование по лексическим темам средняя группа

Перспективное планирование по изобразительной деятельности, конструировании, чтению художественной литературы....

перспективное планирование по лексической теме : лес,грибы,ягоды. Старшая группа.

Разнообразные  виды   совместной   деятельности  по  лексической  теме....

Перспективное планирование по лексической теме "Транспорт" в подготовительной группе компенсирующей направленности

Календарное планирование разработано по лексической теме "Транспорт" для детей подготовительной группы компенсирующей направленности...

Перспективное планирование по лексической теме "Профессии" в подготовительной группе компенсирующей направленности

Планирование разработано по лексической теме "Профессии" для детей подготовительной группе компенсирующей направленности...