Применение театрализованной деятельности в рамках логопедических занятий по развитию связной речи детей с речевой патологией.
учебно-методический материал по логопедии на тему

лялина людмила

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, "основанная на действии",совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями". Л.С.Выготский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование театрализованной  деятельности в работе логопеда

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями»

 Л.С. Выготский

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется уровнем развитием речи. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. У дошкольников отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность.

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы  (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминология); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

         Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях  детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.  Главной целью  является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели, можно выделить  следующие задачи:

 - развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

 - развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;

 - обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

 - развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

 - развитие эстетических способностей.

 Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:

· развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

· развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

· развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия;

· совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи  можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:

- развитие дыхание и свободы речевого аппарата,

-умение владеть правильной артикуляцией,

-четкой дикцией,

-разнообразной интонацией,

-логикой.

-игры со словом, развивающие связную речь(диалогическую, монологическую)

-творческую фантазию,

-умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

-подбирать простейшие рифмы.

Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание предметно – развивающей среды.

По мнению М.Д. Маханевой проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:

— обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

— организация «зон приватности»;

— предоставление права и свободы выбора;

— создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

— полифункциональность использования помещений и оборудования;

— возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина,  настольный театр, теневой,  плоскостной,  пальчиковый.  би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести  роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.

На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединенные одной темой.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются  при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции,  интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

На занятиях может использоваться следующее оборудование:

  • настольная и напольная ширмы:
  • плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
  • декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);
  • наборы кукол для пальчикового театра;
  • куклы би-ба-бо;
  • рукавички с изображением мордочек животных:
  • костюмы персонажей сказок;
  • игрушечные персонажи.

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе  систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики.  Благодаря им, движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного  движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции,  четкой дикции, разнообразной интонации.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек.  Дети заранее заучивают тексты, за тем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные  маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.

Театрализованная игра всегда приносит ребенку большую радость и удивление.

Игровые упражнения

Развитие мимики        

  • Съешьте кислый лимон. Дети морщатся.
  • Рассердитесь па драчуна. Дети сдвигают брови.
  • Встретьте знакомую девочку. Дети улыбаются.
  • Испугайтесь забияку. Дети приподнимают брови,

широко раскрывают глаза, при открывают рот.

Обучение жестам

  • Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя.
  • Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг.
  • Покажите разных людей: я, ты, мы.

Развитее пантомимики

  • Расцвели, как цветы.
  • Завяли, как травка.
  • Полетим, как птицы.
  • Идет медведь по лесу.
  • Крадется волк за зайцем..

               Выработать точные, дифференцированные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. При её проведении мы используем мягкую варежковую игрушку. Движениями языка игрушки можно управлять рукой, а значит показывать различные артикуляционные уклады. Активное участие в этом процессе принимает ребенок, тем самым подключаем тактильный анализатор в создании кинем.

Развитие  диапазона голоса, интонационной выразительности речи.

             «Самолет»

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он, то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

            «Звериные скороговорки»

Цель: учить четкости дикции,

 Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

 Ткет ткач ткани на платок  Тане.

 От топота копыт пыль по  полю летит.

 Лежебока рыжий кот  отлежал себе живот.

 Кукушка кукушонку  купила капюшон.

             «Диалогические скороговорки»

 Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.

 Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.

 - Расскажи мне про покупки.

 - Про какие про покупки? 

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

 Театрализованная деятельность в работе логопеда

фронтальном занятии используются куклы — Буратино, Незнайка, Мальвина. Буратино, по замыслу логопеда, не умеет правильно произносить звуки, Незнайка неправильно образует и употребляет слова, а Мальвина учит детей правильно выполнять задания, быть сдержанными, внимательными. На дальнейших занятиях эти персонажи вводятся отдельно. Буратино ребята объясняют правильную артикуляцию звуков, вместе с ним произносят слова с изучаемым з На занятии пригодятся любые куклы, персонажи, игрушки. Вот, например, на первом вуком. Куклу Незнайки можно использовать при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказал Незнайка?).

Использование игрушек на логопедических занятиях

Для автоматизации звуков так же можно использовать игрушки, выступающие в роли образа или модели звука: например, жук – Ж, комар – З, змея-шипелка – Ш и т.п. При этом можно придумать целые этюды: жук и комар делят картинки, в названии которых есть звуки Ж и З. Удобно использовать простые игрушки для из пальчикового театра: во-первых, они не занимают много места на столе, во вторых, с помощью них можно многократно повторять слоги и слова и это не будет утомительно. Например, перед ребёнком раскладываются несколько игрушек и логопед даёт задание научить эти игрушки проговаривать звук Ш. Ребёнок подносит змею-шипелку к каждой игрушке по очереди и проговаривает звук изолированно или слоги, после этого можно предложить ребёнку игру «Кто сказал неправильно?» — указывая на игрушку слева направо, проговаривать слоговую цепочку, один из слогов в которой будет отличаться от всех остальных, например, ша-ша-са-ша (по типу «четвёртый лишний»).

При автоматизации звука ш можно использовать игрушку Мышку  

- проговорить стихотворение И.Лопухиной «Шепталка», для звука щ- «Страшная сказка» и т.д

“Инопланетяне” (автоматизация звука в слогах).

Логопед предлагает поговорить с инопланетянами (показывается соответствующая иллюстрация), но предупреждает, что они понимают только слова со слогом ЛА. (привет).Далее ребенку предлагается запомнить и повторить три слога подряд, с разной интонацией. Например:

ЛА-ЛО-ЛА! – Привет!

ЛА-ЛО-ЛА? – Как дела?

ЛА-ЛО-ЛА? – Как тебя зовут?

ЛА-ЛО-ЛА – (имя ребенка).

ЛА-ЛО-ЛА! – Поздравляем! Ура!

Аналогично можно автоматизировать любые звуки в различных слогах.

“По ягоды” (автоматизация звука Ш).

Проводится беседа по содержанию, уточняются поза, жесты, мимика, голос, движения.

- Куда вы, детушки?

- По ягоды, бабушка.

- Где же ягоды, детушки?

- Над землёй, бабушка.

- Уж не голубика ли, детушки!

- Нет, повыше, бабушка.

- Не малина ли, детушки?

- Угадала, бабушка!

.

 М.М. Кольцова в своих исследованиях доказала, что развитие мелкой моторики, тренировка пальцев рук положительно воздействуют на формирование речевых реакций. Поэтому в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, активно используют пальчиковую гимнастику. В проведении упражнений можно применять “веселые перчатки”. Каждый пальчик – человечек со своим выражением лица (веселый, серьёзный, застенчивый, строгий, грустный). Развитию мелкой моторики способствуют игры с пальчиковыми куклами бибабо. Игры-имитации образов животных, людей используем во время динамических пауз, физкультминуток.

“Семейка на ферме”.

Один ребенок изображает грозного быка – смотрит исподлобья, тяжело дышит, крутит головой, бьет копытом. Другой ребенок – заботливая, ласковая корова. Третий ребенок – игривый жеребенок, который легко подпрыгивает.

“Сова”.

Дети имитируют движения совы на охоте. Показывает, как она внимательно смотрит по сторонам, поворачивает голову очень медленно, прислушивается. Бесшумно парит в воздухе. Хватает когтями добычу.

“Рыбки”

Дети изображают рыбок, которые резвятся летним днем в прозрачной, теплой воде. Зима. Подо льдом рыбки медленно шевелят плавниками.

Вязаный пальчиковый театр “Репка” применяется на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (тема “Овощи”). Чтобы хорошо известная сказка заинтересовала детей старшего дошкольного возраста,  используется прием инверсии. Последовательность появления героев может быть случайной (ребенок достанет пальчиковые куклы из “волшебного мешочка”) или “задом наперед”, то есть рассказывание сказки с конца. Введение в сюжет сказки нового объекта (вместо репки другой овощ) так же модифицирует сюжет сказки, а значит, привлекает внимание ребенка.

На занятии проводится работа по расширению, уточнению словаря признаков, действий. Логопед объявляет, что дети могут помочь героям сказки собрать урожай, если назовут как можно больше прилагательных. Например, репа желтая, круглая, крупная, спелая, крепкая. Дети подбирают подходящие слова-действия: Как убирают овощи? Выдергивают, срывают, выкапывают, срезают. Отрабатывается употребление простого предлога ЗА: Внучка взялась ЗА бабку, бабка ЗА дедку, отрабатывается последовательность появления героев  в игре «Кто сначала? Кто потом?»и т.д.

 Используя сказку «Теремок» , проводится работа по расширению словаря по теме «Дикие животные»( обсуждается внешний вид, жилище, питание, детеныши и т.д., применяются  игры «Назови ласково»,  «Большой – маленький», «Кто сначала , кто потом?» и т.д.)

На материале сказки «Три поросенка» расширяем словарь по теме «Дом и его части»,  поработаем над развитием сильной воздушной струи.

Вершиной  использования театрализованной деятельности является создание мультфильма своими руками.  Например, при изучении сказки «Как олененку маму искали». После того как сказка изучена, выявлены особенности всех героев, распределены роли, можно организовать озвучивание мультфильма (или презентации).

Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т.д.), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по развитию речи и познавательному развитию. Театрализованная деятельность должна стать частью занятия или режимного момента.  
Цель занятий с детьми театрализованной игрой – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радость творчества. Чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №87 комбинированного вида»

Использование элементов театрализованной деятельности для развития связной речи дошкольников с нарушениями речи

Учитель-логопед

высшей квал. категории

Лялина Л.Ю.

Казань,2016

Использование театрализованной деятельности в работе логопеда Опубликовано: LogoPortal.ru 23.09.2012 | 1 комментарий Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. В этом логопеду могут помочь средства театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность в работе логопеда На занятии пригодятся любые куклы, персонажи, игрушки. Вот, например, на первом фронтальном занятии используются куклы — Буратино, Незнайка, Мальвина. Буратино, по замыслу логопеда, не умеет правильно произносить звуки, Незнайка неправильно образует и употребляет слова, а Мальвина учит детей правильно выполнять задания, быть сдержанными, внимательными. На дальнейших занятиях эти персонажи вводятся отдельно. Буратино ребята объясняют правильную артикуляцию звуков, вместе с ним произносят слова с изучаемым звуком. Куклу Незнайки можно использовать при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказал Незнайка?). При помощи данных кукол можно проводить целые занятия или фрагменты, например, ввести куклу только для проведения артикуляционной гимнастики или для того, чтобы дать задание. Куклы используются по очереди, чтобы интерес к ним не угасал. А если это случилось, можно убрать эти куклы на месяц и, после перерыва, они опять воспринимаются детьми как добрые друзья.

Использование игрушек на логопедических занятиях Для автоматизации звуков так же можно использовать игрушки, выступающие в роли образа или модели звука: например, жук – Ж, комар – З, змея-шипелка – Ш и т.п. При этом можно придумать целые этюды: жук и комар делят картинки, в названии которых есть звуки Ж и З. Удобно использовать простые игрушки для из пальчикового театра: во-первых, они не занимают много места на столе, во вторых, с помощью них можно многократно повторять слоги и слова и это не будет утомительно. Например, перед ребёнком раскладываются несколько игрушек и логопед даёт задание научить эти игрушки проговаривать звук Ш. Ребёнок подносит змею-шипелку к каждой игрушке по очереди и проговаривает звук изолированно или слоги, после этого можно предложить ребёнку игру «Кто сказал неправильно?» — указывая на игрушку слева направо, проговаривать слоговую цепочку, один из слогов в которой будет отличаться от всех остальных, например, ша-ша-са-ша (по типу «четвёртый лишний»). Игрушки для автоматизации звуков Так же можно многократно проговорить слова, предложения. Из занятия в занятие можно менять игрушки, задания, вносить элемент соревнования. Можно ещё много говорить об использовании игрушек на логопедических занятиях, но уже и так понятно, что использование театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым.

Источник:
http://logoportal.ru/ispolzovanie-teatralizovannoy-deyatelnosti-v-rabote-logopeda/.html

http://www.logoped.ru/images/ramka-vp.gif

Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников.

Александрова О.И., учитель-логопед, МБДОУ д/с комбинированного вида №399 городского округа Самара.

Актуальной проблемой для педагога является поиск и использование в практике методов и приемов, наиболее полно учитывающих принципы личностно-ориентированного образования, способствующих гармоничному развитию физических, психических, нравственно-волевых, художественно-творческих качеств ребенка.

Л.С. Выготский отмечал необходимость использования тех видов деятельности, которые привлекают ребенка, соответствуют его возрасту. Для дошкольника – игра. Игровое общение формирует, совершенствует речевую активность ребенка. Для решения логопедических задач в своей работе мы используем театрализованные игры, привлекаем театральные средства, атрибуты.

А.Р. Лурия писал, что “активность самого ребенка, необходимая для сохранения каждой полноценной деятельности, всегда возможна только при устойчивом активном внимании ребенка и только при его активном участии в данном виде деятельности”. У детей с ОНР имеет место неустойчивость внимания, трудности его распределения. Патология речевой деятельности отрицательно влияет на формирование интеллектуальной, сенсорной и эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с речевой патологией не может овладеть речевыми операциями стихийно, в процессе неорганизованного ознакомления с той или иной областью действительности. Речевая деятельность формируется, корректируется у детей с ОНР в условиях специального систематического обучения. Здесь необходимо избегать монотонности, будничности. Театрализация логопедического процесса помогает заинтересовывать и активизировать детей на занятиях. Такое обучение проходит не по принуждению, вызывает у детей радость, модулирует положительное психоэмоциональное состояние.

На логопедических занятиях мы используем различные театральные куклы и игрушки (бибабо, настольные, стендовые театры и др.). Конечно, наибольшей ценностью обладают игрушки, изготовленные самими детьми. В этом случае развиваются изобразительные умения, мелкая моторика, воображение, творческие способности.

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, предполагает решение большого объёма задач. Далее предоставлен игровой материал, используемый нами в коррекционной работе с детьми с ОНР старшего и подготовительного дошкольного возраста. Описанные игры и приёмы могут применяться на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Выработать точные, дифференцированные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. При её проведении мы используем мягкую варежковую игрушку. Движениями языка игрушки можно управлять рукой, а значит показывать различные артикуляционные уклады. Активное участие в этом процессе принимает ребенок, тем самым подключаем тактильный анализатор в создании кинем.

М.М. Кольцова в своих исследованиях доказала, что развитие мелкой моторики, тренировка пальцев рук положительно воздействуют на формирование речевых реакций. Поэтому в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, активно используют пальчиковую гимнастику. В проведении упражнений мы применяем “веселые перчатки”. Каждый пальчик – человечек со своим выражением лица (веселый, серьёзный, застенчивый, строгий, грустный). Развитию мелкой моторики способствуют игры с пальчиковыми куклами бибабо.

Вязаный пальчиковый театр “Репка” применяем на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (тема “Овощи”). Чтобы хорошо известная сказка заинтересовала детей старшего дошкольного возраста, мы используем прием инверсии. Последовательность появления героев может быть случайной (ребенок достанет пальчиковые куклы из “волшебного мешочка”) или “задом наперед”, то есть рассказывание сказки с конца. Введение в сюжет сказки нового объекта (вместо репки другой овощ) так же модифицирует сюжет сказки, а значит, привлекает внимание ребенка.

На занятии проводится работа по расширению, уточнению словаря признаков, действий. Логопед объявляет, что дети могут помочь героям сказки собрать урожай, если назовут как можно больше прилагательных. Например, репа желтая, круглая, крупная, спелая, крепкая. Дети подбирают подходящие слова-действия: Как убирают овощи? Выдергивают, срывают, выкапывают, срезают. Отрабатывается употребление простого предлога ЗА: Внучка взялась ЗА бабку, бабка ЗА дедку и т.д.

В логопедической группе находятся дети с различными поведенческими нарушениями, коммуникативными проблемами. Самостоятельное управление куклами, речь от лица кукольного персонажа стимулирует выступать перед зрителями застенчивого, неуверенного в себе ребенка. Наблюдение за действиями театральных кукол организуют внимание, дисциплинируют гиперактивных детей. На занятиях кукла хвалит, поощряет ребят.

Занятия по обучению грамоте проходят увлекательнее, если использовать стилизованные буквы в виде зверей, птиц. Например, буква М – мышка, Л – лягушка, З – заяц, Л – лиса, В – волк и др.

Ролевые диалоги мы используем в работе по автоматизации и дифференциации звуков. На занятии применяются карточки, с одной стороны которых напечатан текст диалога, содержащий слова с необходимыми звуками, с другой – приклеена соответствующая картинка-иллюстрация.

Дети рассматривают картинки и выбирают карточку. Педагог читает напечатанный на ней диалог, обращает внимание детей на звучание слов, проводит беседу по содержанию, уточняет, какие выразительные движения и мимика могут помочь передать настроение персонажей. Дети повторяют текст, постепенно заучивая его наизусть, автоматизируя звуки. Затем самостоятельно его обыгрывают. Чтобы сделать декламацию более живой и интересной, дети могут использовать пальчиковые куклы, соответствующие содержанию диалога.

“Инопланетяне” (автоматизация звука в слогах).

Логопед предлагает поговорить с инопланетянами (показывается соответствующая иллюстрация), но предупреждает, что они понимают только слова со слогом ЛА. (привет).Далее ребенку предлагается запомнить и повторить три слога подряд, с разной интонацией. Например:

ЛА-ЛО-ЛА! – Привет!

ЛА-ЛО-ЛА? – Как дела?

ЛА-ЛО-ЛА? – Как тебя зовут?

ЛА-ЛО-ЛА – (имя ребенка).

ЛА-ЛО-ЛА! – Поздравляем! Ура!

Аналогично можно автоматизировать любые звуки в различных слогах.

“По ягоды” (автоматизация звука Ш).

Проводится беседа по содержанию, уточняются поза, жесты, мимика, голос, движения.

- Куда вы, детушки?

- По ягоды, бабушка.

- Где же ягоды, детушки?

- Над землёй, бабушка.

- Уж не голубика ли, детушки!

- Нет, повыше, бабушка.

- Не малина ли, детушки?

- Угадала, бабушка!

Игры-имитации образов животных, людей используем во время динамических пауз, физкультминуток.

“Семейка на ферме”.

Один ребенок изображает грозного быка – смотрит исподлобья, тяжело дышит, крутит головой, бьет копытом. Другой ребенок – заботливая, ласковая корова. Третий ребенок – игривый жеребенок, который легко подпрыгивает.

“Сова”.

Дети имитируют движения совы на охоте. Показывает, как она внимательно смотрит по сторонам, поворачивает голову очень медленно, прислушивается. Бесшумно парит в воздухе. Хватает когтями добычу.

“Рыбки”

Дети изображают рыбок, которые резвятся летним днем в прозрачной, теплой воде. Зима. Подо льдом рыбки медленно шевелят плавниками.

“Овощи”.

Дети изображают, как тыква поворачивается бочком к солнцу. Соленые огурцы и помидоры теснятся в банке.

“Коза”

Дети изображают козу в огороде, которая ворует капусту и боится, что ее увидит хозяйка.

Пластические этюды проводим и по текстам стихотворений.

Драматизация стихов. Ребенок повторяет текст стихотворения, изображая персонаж с помощью мимики, жестов и интонации.

Мышка в свою норку

тащит хлеба корку.

Маловат у норки вход,

Корка в норку не пройдет.

Имитация действий с предметами.

Дети изображают действия по тексту чистоговорки:

У папы на пол

упала шляпа.

Её от пыли

Мы мылом мыли.

Но мыли мало -

Пыль не пропала.

Поохал папа –

Пропала шляпа.

Пластические этюды, игры-имитации подбираем в соответствии с тематическим планированием и предлагаем использовать воспитателям, психологу, педагогам на музыкальных, физкультурных занятиях.

Театрализованные игры проходят поэтапно:

  1. На первом этапе  систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики.  Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного  движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
  2. На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции,  четкой дикции, разнообразной интонации.

III. На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек.  Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

IV.На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные  маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.

Методы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»

В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....

Логопедическое занятие по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами мнемотехники.

Логопедическое занятие по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами мнемотехники.Составление описательного рассказа по теме"Одежда" с опорой на мнемотабли...

Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (

Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи детей с ОНР в группе комбинированного вида (3 ступень, 2 год обучения)

В конспекте представлен материал по составлению сравнительного описательного рассказа о  деревьях по плану-схеме, составленному в рисунках детей. В предварительной работе дети обследовали реальны...

Материал для логопедических занятий по развитию связной речи "Контрастная рамка"(по временам года)

Данное пособие предназначено как для подгрупповых, так и для индивидуальных занятий с детьми в логопедической группе.      Приемы фрагментарного рассказывания , когда какой-то элемент к...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...