Причины неправильного звукопроизношения
консультация по логопедии на тему

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми.Ведущая роль в речевом развитии ребенка принадлежит родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherkavskaya.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Причины неправильного произношения

С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Неточное произношение у детей в возрасте до 3-х лет естественно - это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном психическом и физическом развитии и наличии полноценного слуха), обусловленное недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются самостоятельно, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. К 4 – 5 годам ребёнок долженё овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.

Наиболее распространёнными дефектами речевого аппарата являются:

  • Укороченная подъязычная связка – не даёт языку высоко подниматься и затрудняет его движение;
  • Слишком большой или маленький, узкий язык затрудняет правильную артикуляцию;
  • Узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо- препятствует правильной артикуляции многих звуков;
  • Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа- затрудняет чёткое произношение губных и губно- зубных звуков;
  • Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса;
  • Неправильное строение зубов, зубного ряда- при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение;

В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Это может быть вызвано другими причинами, такими как:

  • Физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
  • Недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребёнка наблюдаются затруднения в различении звуков, отличающихся тонкими акустичекими признаками, например, звонких и глухих согласных (Б-П, В-Ф, Г-К,) и других, мягких и твёрдых ( Б-Бь, В-Вь, Г-Гь), свистящих и шипящих ( С-Ш, З-Ж).ё
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться в неумении удерживать язык в нужном положении;
  • Снижение слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто мешает нормальному развитию произношения);
  • Неправильная речь окружающих взрослых или общение ребёнка с детьми, имеющие неправильное произношение;
  • Нарушение звукопроизношения может возникнуть и вследствие подражания.  Ребенок может подражать и детям, и взрослым, чья речь неясна, искажена, слишком тороплива;
  •  Может плохо сказаться на речи детей и пребывание в двуязычном окружении.

Родители и окружающие ребёнка взрослые должны говорить, правильно артикулируя каждый звук и чётко проговаривая окончания слов. Ни в коем случае нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены упражнения артикуляционной гимнастики для всех органов речевого аппарата, рекомендации к их выполнению. Для интереса детей к упражнениям весь материал сгруппирован в ви...

ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА

Возможны разные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетания. В результате на листе получаются не ровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких де...

ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА.

Статья о причинах неправильно сформированых навыков письма и приемах их овладения....

статья "Родителям о неправильном звукопроизношении детей или нужно ли обращаться к логопеду"

В статье размещена информация для родителей о том, какие бывают нарушения речи у детей, указываются причины возникновения таких нарушений. Указаны факты, когда ребенку необходима помощь логопеда....

Исправление неправильного звукопроизношения. Варианты развития коррекционной работы.

В материале указаны возможные варианты развития коррекционной работы и даны рекомендации по участию родителей в процессе исправления нарушенных звуков у ребёнка....