«Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»
электронный образовательный ресурс по логопедии (старшая группа) на тему

Колесникова Людмила Юрьевна

Тема: «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»

«Новые знания и технологии не должны лежать под сукном, не должны оставаться мертвым грузом. Мы с вами все прекрасно понимаем — такой капитал, как известно, очень быстро обесценивается и стареет. Чтобы этого не произошло, предстоит сформировать и заново создать механизмы распространения информации, сделать ее открытой и максимально доступной, через использование ИКТ» (В.В. Путин)

Современная педагогическая наука и практика ориентирует педагогов на осуществление деятельности по активизации познавательных способностей детей, для чего применяются различные педагогические средства и технологии, среди которых следует выделить информационно- коммуникационные технологии (ИКТ), чье применение непосредственно связано с техническими устройствами. При использовании ИКТ повышается интенсивность образовательного процесса, его информационная насыщенность, возрастает активность обучающихся - это объясняется тем, что средства визуализации информации включают большее число механизмов чувственного восприятия, чем традиционные средства.

Преимущества ИКТ:

− ИКТ дают возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

− движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

 − обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно- образное мышление детей дошкольного возраста;

 − слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения;

 − также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (звуки природы, работа транспорта и др.);

− побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

− ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Данный опыт работы, согласно требованиям ФГОС, направлен на внедрение информационных технологий, призванных, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Непрекращающийся технический прогресс, глобализация общественных отношений, доступность информации требуют нового подхода к образовательной деятельности. Поэтому тема использования информационно-компьютерных технологий в образовании (и в коррекционной деятельности в частности) является очень актуальной в настоящее время.

Формирование ИКТ - компетентности учителей-логопедов будет эффективной при реализации педагогических условий:

− повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;

− развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений;

 − формирование мотивации и поддержание интереса детей во время образовательной деятельности;

− приобретение детьми практических навыков работы с компьютером;

 − умение педагогов работать с образовательными сайтами и ИКТ – технологиями, интерактивной техникой.

Цель опыта работы: создание информационно-коммуникационной среды в работе учителя – логопеда, как способ повышения эффективности образовательного процесса по коррекции речи детей с ОВЗ.

Выделила основные задачи в работе учителя-логопеда по использованию ИКТ:

 − разработка интерактивных пособий с помощью образовательного педагогического портала «Мерсибо» и интерактивной программы PowerPoint, позволяющих эффективно решать коррекционные задачи;

− повышение степени включенности родителей в педагогический процесс через организацию интерактивных форм работы;

− содействие в повышении информационно-коммуникативных компетенций педагогов ДОУ.

Новизна опыта работы состоит в создании интерактивных пособий как способа повышения эффективности образовательного процесса по коррекции речи детей с ОВЗ.

Практическая значимость: обогащение развивающей коррекционной предметно-пространственной среды ДОО авторскими интерактивными дидактическими пособиями и внедрение их в практику коррекционного образовательного процесса с детьми с ОВЗ.

Риски: − низкая мотивированность учителей-логопедов к повышению квалификации в области ИКТ; а также сложности в разработке и использовании авторских электронных образовательных ресурсов.

Систему работы по использованию ИКТ можно представить как технологическую цепочку действий, включающую целевые компоненты: организационный, содержательный и результативный. Организационный компонент: изучив информацию об ИКТ и их использование в сфере образования, решила применять их в своей работе. Для этого зарегистрировалась на образовательном интерактивном педагогическом портале (ИПП) «Мерсибо». Кроме того, на ИПП «Мерсибо» постоянно повышаю свою компетентность с помощью вебинаров по ИКТ, углубленных мастер-классов по логопедии, дефектологии, психологии, раннему развитию, инклюзивному образованию, педагогике, ФГОС и другим темам.

Содержательный компонент: работа будет эффективна лишь в том случае, если ИКТ станут составной частью хорошо продуманной системы по применению ИКТ, а именно:

− работа с детьми в процессе коррекционной образовательной деятельности с применением интерактивных дидактических пособий;

− работа с педагогами в рамках творческой группы  ДОУ;

 − работа с родителями средствами современных информационных технологий.

Работая с детьми в процессе коррекционной образовательной деятельности, применила инновационные технологи: сайт развивающих игр портала «Мерсибо» Использование обучающих компьютерных программ позволило значительно повысить мотивацию, заинтересованность детей на занятиях. Красивые картинки в компьютерных играх, элементы анимации и сюрпризные моменты заинтересовали дошкольников. Это все разнообразило коррекционный процесс, тем самым вызвало положительный отклик у детей.  Портал «Мерсибо» предлагает интерактивные игры, интерактивную артикуляционную гимнастику и обучающую игровую интерактивную программу «Конструктор картинок», что в итоге позволило создать условия для речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, наиболее эффективным способом – в игре. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к образовательной деятельности и положительно сказывается на результатах коррекционной работы: Одной из основных идей Закона «Об образовании в РФ» является то, что «…родители являются активными участниками образовательного процесса». Поэтому, использование персонального сайта– очень эффективный способ взаимодействия с родителями по вопросам коррекции речи детей, консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста, а также поддерживания желания родителей к общению через электронную почту, если ребенок не может посещать детский сад. Такой вид сотрудничества позволяет педагогу адресно конкретизировать необходимую информацию и оперативно организовать обратную связь. Такая форма взаимодействия для родителей является наиболее удобной.  

Результативный компонент-

результатом проведённой работы стало:

− повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;

 − развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений;

 − формирование мотивации и поддержание интереса детей во время образовательной деятельности;

 − приобретение детьми практических навыков работы с компьютером;

− умение педагогов работать с образовательными сайтами и ИКТ – технологиями, интерактивной техникой.

Использование ИКТ в своей работе увеличил рост творческой активности и повышение уровня профессиональной компетентности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...

Использование компьютера в работе учителя-логопеда.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в разв...

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда с родителями

В этой статье изложен мой нетрадиционный опыт работы с родителями...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Обоснование использования ИКТ в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения...

План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда».

План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда»....