"Перелётные и водоплавающие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

Занятиепоразвитию речи по Нищевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

ОКТЯБРЬ   5 неделя

                                   Занятие 1

Тема ««Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

Коррекционно-образовательные цели: Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней

Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы» (птица. лебедь, журавль. утка, гусь, ласточка, стриж, кукушка, грач, скворец; летать, зимовать, собираться, курлыкать, тосковать, возвращаться; перелетный, водоплавающий, пернатый). Совершенствование навыка рассказывания по картине. Формирование целостного представления об изображенном на картине. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка анализа предложений. Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении. Совершенствование фонематических представлений (дифференциация сонорных звуков в словах).

Коррекциоино-развиваюшие цели: Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти. артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации движений.

Воспитательные цели: Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Мольберт, альбом «Круглый год»', плоскостные изображения деревьев и перелетных птиц, контейнер с материалами для анализа предложений, аудиопроигрыватель, CD с записью криков улетающих журавлей, резиновый мяч среднего размера.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  Отгадайте загадку:

Птицы стаями летят.

Грустно. Дождь и листопад.

Ветер тучи в небе носит.

Потому что это...( ...осень.)

Верно. И сегодня мы продолжим разговор об осени, поговорим о том, что происходит осенью в жизни птиц, рассмотрим картину «Отлет птиц» и составим рассказ по ней

  1. Предварительная беседа.

Логопед включает запись криков улетающих журавлей. Запись звучит одну минуту.

Что вы услышали? (Мы услышали крики журавлей.)

Какими были крики? (Грустными, печальными, пронзительными.)

 Почему? (Журавли улетают в теплые края, прощаются с родиной до самой весны, поэтому им грустно.)

  1. Рассматривание картины «Отлет птиц» и беседа по ней. 

Логопед помещает на мольберт картину *Отлет птиц» и организует беседу по ней.

Кого вы видите на картине? (Мы видим перелетных птиц).

Что они делают? (Они готовятся к отлету в теплые края.)

 Где они собираются в стаи? (Они собираются в стаи на лесном озере.)

Каких птиц вы видите на переднем плане? (Мы видим на переднем плане белых лебедей и несколько маленьких куликов).

 Какие птицы собрались у самой воды? (У самой воды собрались журавли.)

 Кого вы видите вдалеке на воде? ( По озеру плавают утки).

Стаи каких птиц поднялись высоко в осеннее небо? (Высоко в небе летят стаи лебедей и журавлей. Птицы прощаются с озером и лесом.)

 Какая природа окружает птиц? Расскажите о времени года, о лесе на заднем плане картины, о воде, о небе. (Наступила поздняя осень. Лес на заднем атане картины совсем голый, темный. Трава пожелтела и засохла. Вода в озере серая и холодная. Небо покрыто тучами. Идет дождь. Дует ветер).

 Подумайте, какие слова можно сказать о дожде и ветре. ( Дождь осенний, моросящий. Ветер порывистый, холодный.)

 Какое настроение вызывает картина? (Картина вызывает грустное осеннее настроение.)

4.Подвижная игра «Лебеди учатся летать». 

По предложению логопеда дети встают и делают знакомое упражнение. Они поднимают руки, разводят их в стороны и выполняют взмахи руками, двигаясь по кругу с высоки» подниманием

колена. По команде логопеда дети заканчивают выполнение упражнения

  1. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье

А теперь уже знакомая игра «Чей? Чья? Чье?» Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на него. Шея лебедя — чья шея? (Лебединая шея)  Ноги журавля — чьи ноги? ( Журавлиные ноги.) Клюв утки — чей клюв?       ( Утиный клюв.) Крыло гуся — чье крыло?  (Гусиное крыло.)

6.Упражнение «Составь схему». 

Логопед ставит перед детьми контейнер с материалами для анализа предложений.

Ешё раз повторите предложение о том, что делают птицы. которые поднялись в осеннее небо. (Птицы прощаются с озером и лесом.)

 Сосчитайте слова в этом предложении и составьте его схему

( В предложении шесть слов). Назовите слова по порядку.

 1- Птицы, 2- Прощаются, 3 –с, 4 – озером, 5 – и, 6 – лесом.

Молодцы. Вы очень хорошо справились с трудным заданием.

  1. Коллективное составление плана рассказа.

Давайте все вместе составим план рассказа по картине. С чего вы начнете рассказ? (Можно начать рассказ с описания времени года и природы.) О чем вы расскажете потом? (Потом мы расскажем о птицах.)

Чем вы закончите рассказ? ( Рассказ можно закончить описанием настроения, которое вызывает картина.)

Хорошо. А теперь подумайте одну минуту и подготовьтесь к составлению рассказа.

  1. Пауза для подготовки детей к рассказу.
  2. Рассказ по картине «Отлет птиц».

(Наступила поздняя осень. Лес стоит голый, темный. Трава пожелтела и засохла. Небо покрыто тучами. Идет холодный моросящий дождь. Дует порывистый ветер. Вода в озере стала холодной.

Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.

На передаем плане картины мы видим белых лебедей и маленьких куликов. У самой воды собрались журавли. По озеру плавают утки. Высоко в небо поднялись стаи лебедей и журавлей. Птицы прощаются с озером и лесом.

Картина вызывает грустное осеннее настроение. )

10. Игра «В парке».

 В заключение занятия я предлагаю вам игру « В парке». Здесь перелетные птицы тоже готовятся к отлету. Вы видите поляну, на которой растут береза, клен, дикие груша и яблоня. А перед вами изображения птиц. Назовите их. Постарайтесь правильно произносить все звуки в словах. (Лебедь, кулик, грач, дрозд, ласточка, иволга, скворец, стриж.)

Хорошо. Теперь поместите птиц со звуком [р] в названиях на дикую грушу, расскажите о том, где они сидят. И следите за произношением звуков.

Один ребенок прикрепляет изображения птиц на дерево и комментирует свои действия.        (Грач и дрозд сидят на груше.)

Птиц со звуком [р'] в названии поместите на березу.

Один из детей прикрепляет изображения птиц на дерево и комментирует свои действия. (Скворец и стриж сидят на березе.)

Птиц со звуком [л] в названии поместите на дикую  яблоню.

 Птиц со звуком [л'] в названии поместите под клен. (Лебедь и кулик стоят под кленом).

Отлично. Это было непростое задание! Я горжусь вами!

11. Окончание занятия. Оценка работы детей

Дети рассказывают о том. что они делали на занятии, какие игры и задания им понравились.

ОКТЯБРЬ   5 неделя

                                   Занятие 2

Тема ««Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

Коррекционно-образовательные цели: Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка рассматривания картины,формирование целостного представления об изображённом на них. Совершенствование грамматического строя речи(предложно-падежные конструкции) Совершенствование навыка звукового анализа предложений.

Коррекционно-развиваюшие цели: Развитие связной речи. Развитие фонематического восприятия, речевого

Воспитательные цели: Воспитание эмоционального отклика на изображённое на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Оборудование: Запись курлыканья журавлей. Картина Башкирцевой “Осень”контейнеры с жёлудями, каштанами, камешками, листьями, плоскостные изображения птиц, фишки, сюжетные

Ход занятия

1.Организационный момент.

На мольберте репродукция картины М.Башкирцевой «Осень» и звучит запись криков улетающих журавлей.

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Вот и наступила поздняя осень. Всё реже солнышко выглядывает из-за туч. Голые и скучные стоят деревья. Улетают на юг последние стаи птиц. Крики каких птиц вы слышали сейчас?(Это крики журавлей)

Да, это журавли покидают родину до весны и грустно курлыкают, улетая.

Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел!

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.   Е. Благинина

Сегодня мы будем говорить о поздней осени и завершим разговор о перелётных птицах.

  1. Рассматривание репродукции картины М.Башкирцевой «Осень». Беседа по картине.

Посмотрите на картину и опишите настроение, возникающее у вас при рассматривании. Действительно становится грустно, но почему? В каких тонах нарисована картина? ( Картина написана неяркими красками. Аллея тонет в густом холодном тумане. Деревья на картине уже почти голые, а оставшиеся  листья подсохшие и неяркие. Трава вдоль дорог пожелтела и подсохла. Дорога грязная и на ней лежат кучи сухих листьев. Слева от дороги глубокая лужа с холодной водой. Справа в глубине виден мостик над каналом. Там тоже вода холодная. Неба не видно, потому что всё закрывает туман)

Послушайте как пишет об осенних туманах М. Гумелевская 

«…Стелются над землёй осенние туманы. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покрывалом. Да ведь так и есть! Потому что и облака в небе, и туман низко над землёй состоит из крохотных капелек воды…»

Какой воздух там, на аллее осеннего парка, если всё окутал туман? (Воздух влажный, сырой, холодный)Какое время суток изобразил художник? (Это раннее утро)Что мы можем услышать на пустынной аллее? (Высоко в небе слышны крики журавлей. А на земле шелестит листья.) Да, листья шелестят чуть слышно, потому, что ветра на аллее нет. А вот мы с вами сейчас устроим сильный осенний ветер.

3.Упражнение «Осенний ветер»

Дуем на сухие листочки.

Задрожали листы, облетая

Тучи неба закрыли красу

С поля буря ворвавшися злая

Рвёт и мечет и воет в лесу.

Превращайтесь в сильный осенний ветер. Сделайте глубокий вдох через нос и сильно подуйте на листья, вытянув губы трубочкой, не раздувая щёки.

Ой, какой страшный ветер на аллее в парке! Давайте соберём листья в корзину.

  1. Упражнение «Узнай на ощупь»

Чудесный мешочек с Жёлудем, каштаном, шишкой, листок, еловая иголка, мох.

Дети на ощупь определяют, что они нашли и называют, что это и почему они так решили.

5.Упражнение «Осень»

Осень. По утрам морозы.

В рощах жёлтый листопад.
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат.
В лужах лёд прозрачно-синий.
На листочках белый иней.

Встают на носочки и подымают руки вверх, потом приседают. Кружатся на носочках. Руки на поясе.

Приседают, плавные движения руками перед собой.

Бегут по кругу на носочках.

Останавливаются, приседают.

  1. Игра «Найди место»

Я предлагаю вам сыграть в игру «Найди место» для каждой птицы на картинке, отметь, какие предлоги есть в вашем предложении. (Лебедь плавает по озеру предлог – маленькое слово - «по». Журавль стоит в воде. Предлог «в». Ласточка поднялась высоко в небо. Предлог «в». Грач сидит на берёзе. Предлог «на». Утка сидит в камышах. Предлог «в». Кулик ходит по берегу. Предлог «по». Скворец сидит под скворечником. Предлог «под». кукушка сидит в кустах орешника. Предлог «в».)

  1. Упражнение «составь схему»

Повторите последнее предложение. Сколько в нём слов?. Какое слово первое? Какое второе?...  Выкладываем схему предложения на столе.

__________   __________   ____________  __________  ___________  .

  1. Отгадывание загадок.

Вы узнали много нового о перелётных и водоплавающих птицах, поэтому вам не составит труда  отгадать загадки о них и объяснить, как вы это сделали, как догадались.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех заводит трели

Голосистее, нежней?

Кто же это?... соловей- он самый лучший певец среди птиц.

Вдоль по речке. По водице

Плывёт лодок вереница

Впереди корабль идёт,

 За собою всех ведёт.. утка с утятами.- По форме утка напоминает кораблик.

У меня ходули

Не страшит болото

Лягушат найду ли.

Вот моя забота…цапля- у неё длинные ноги, похожи на ходули, она питается лягушками.

  1. Упражнение « Кто чем питается?»

И наконец, последнее задание.рассмотрите картинки и составьте предложение о том, чем питаются изображённые на них птицы.

(ласточка ловит мелких насекомых. Цапля питается лягушками. Грач ищет в земле червячков. Скворец собирае гусениц с листьев берёзы.

10.Окончание занятия.

 Оценка работы детей. Дети рассказывают о том. что они делали на занятии, какие игры и задания им понравились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по лексической теме"Перелётные и водоплавающие птицы".

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми подготовительной к школе группы....

«Перелётные водоплавающие птицы»

Конспект занятия«Перелётные водоплавающие птицы»...

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Перелётные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту".

Цель: Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц осенью. Закрепить с детьми обобщающее понятие ...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тема: «Перелётные птицы. Водоплавающие птицы»

Конспект ООД в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тема: «Перелётные птицы. Водоплавающие птицы»...