Рабочая программа РАС
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рабочая программа логопеда РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа логопеда с РАС64.06 КБ

Предварительный просмотр:


                                                         Пояснительная записка

Программа коррекционной работы учителя - логопеда для детей с расстройствами аутистического спектра – это программа, для обучения детей с РАС с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию

нарушений  развития и социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы разработана с учѐтом требований федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС), определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного  образования и направлена на формирование общей культуры, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Расстройство аутистического спектра является достаточно распространенной проблемой дошкольного возраста, и характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

Дети с РАС испытывают наибольшие затруднения в социальном взаимодействии и адаптации, сложности в использовании различных средств коммуникации. У большинства дошкольников с РАС отмечаются особенности мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер, грубая асинхрония развития, которая чаще всего проявляется наличием несоответствия между уровнями развития вербального и невербального интеллекта.

Цель коррекционной работы - создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной дошкольной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии , их социальную адаптацию.

Логопедическая работа с детьми направлена на решение задач:

  1. Развитие словаря и навыков словообразования;
  2. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

        формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);

  1. Развитие дыхания;
  2. Развитие связной речи.
  3. Развитие навыков обучения грамоте

Программа коррекционной работы предусматривает:

  • создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с РАС, при которых будет возможным учитывать специфику типичных трудностей, и обеспечить дифференцированную многопрофильную помощь.


Принципы формирования Программы коррекционной работы

Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с РАС, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребѐнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения помощи детьми, имеющими различные недостатки в психическом и (или) физическом развитии.

  1. Общая характеристика коррекционной работы учителя - логопеда

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, при аутизме страдает в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно.

Логопедическая работа с детьми, страдающими детским аутизмом, очень длительна и кропотлива. Она начинается с определения речевой патологии, свойственной детям данной категории. Соответствующая коррекция направлена на преодоление артикуляционной апраксии, развития слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Вводятся дыхательные, голосовые упражнения, осуществляется постановка звуков, их автоматизация. Важной остается задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, ―проигрывания‖, драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.

Коррекционная работа учителя - логопеда включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают еѐ основное содержание:

-диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого - медико-педагогической помощи в условиях дошкольного учреждения;

-коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с РАС их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;


-информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями воспитательного процесса для детей с РАС, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

  • дошкольном образовательном учреждении создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), осуществляющий сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, который сопровождает ребенка на протяжении всего периода его нахождении в детском саду. В ПМПк входят специалисты: старший воспитатель, учитель-логопед, педагог- психолог,  и  медицинская сестра. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы,  осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей. Основными направлениями работы ПМПк являются:

Комплексное психолого-медико-педагогическое диагностическое обследование детей и выявление возможных ресурсов для развития и социальной адаптации.

Разработка рекомендаций, направленных на определение содержания индивидуального образовательного маршрута и стратегии комплексного психолого-медико-социального сопровождения ребѐнка с РАС и его семьи .

Определение максимально адекватных в каждом конкретном случае приемов и методов психолого-педагогического воздействия.

Разъяснительная, консультативная и просветительская работа с родителями (лицами их заменяющими), другими членами семьи.

Рекомендации родителям воспиттаников, в том числе о необходимости медицинской консультации;

Контроль соблюдения индивидуального образовательного маршрута ребенка с РАС в течение учебного года.

Определение характера, продолжительности и эффективности психолого-медико-социального сопровождения ребѐнка.

Реализация личностно ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития

требует        от        логопеда        углубленного        изучения        речевых,        когнитивных        и        эмоциональных

особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет организовать

различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррекции. С этой целью

  • 1 по 15 сентября, и с 15 по 30 мая учитель- логопед, проводит обследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова, словаря, навыков словообразования и связной речи детей.

Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно, в слогах, словах,

предложениях,        текстах.        Ему        предлагается        назвать        картинки,        повторить        слова,        где

исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно,

чтобы эти слова не включали труднопроизносимые звуки или их сочетания. Одновременно с

выявлением        особенностей        артикуляции        звуков        необходимо        выяснить,        как        дети        на        слух

различают фонемы родного языка.

Учитель-логопед обследует словарь, навыки словообразования и связную речь ребѐнка.


  • карте фиксируются ошибочные ответы детей и приводятся образцы их высказываний. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое должно быть аргументировано конкретными данными обследования.

 Деятельность по коррекционной работе проводится 3 раза в неделю.По форме логопедические занятия делятся на подгрупповые и индивидуальные.

На подгрупповых занятиях учитель – логопед  работает над развитием словаря и навыков словообразования, над развитием связной речи, над грамматическим строем речи.

На индивидуальных занятиях учитель  - логопед работает над звукопроизношением,

развитием фонематического слуха.

Коррекционная работа осуществляется систематически и регулярно.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты в логопедической работе с

детьми РАС, имеющими

второй уровень речевого развития:

  • итоге логопедической работы дети со вторым уровнем речевого развития должны научиться:

-понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; -

-узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

-соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

-сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

-понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

-правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

-общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения;

-фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки ([а], [о], [у], [ы],[и]);

-воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохраненных и усвоенных звуков;

-внимательно относится к собственной речи;

-оценивать результаты своей работы.

Критерии эффективности программы

Критерием эффективности программы является достаточный уровень речевого развития ребенка по всем параметрам, приближенным к нормативному развитию ребенка (понимание речи, лексика, грамматика) и необходимый для осуществления полноценной коммуникации.

грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.); В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

  • дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

третий уровень речевого развития:

В итоге коррекционно – развивающей работы к концу учебного года дети с ОНР III уровня речевого развития должны научиться

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

 - фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

 -пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными        предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

 - владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных и проч.;

 - грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико- грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к дальнейшему обучению: -фонематическое восприятие;

-первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

 -графо-моторные навыки;

-элементарные навыки письма и чтения (печатания букв, слогов).


  1. Содержание коррекционной работы учителя - логопеда.

Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми РАС разного уровня речевого развития (по Л.В. Лопатиной).

Содержание логопедической работы с детьми РАС, имеющими второй уровень речевого развития (ОНР 2 уровня).

Важнейшая задача обучения детей со вторым уровнем речевого развития (ОНР 2 уровня) состоит в формировании у них способности к усвоению элементарных языковых закономерностей.

Содержание логопедических занятий в этот период направлено:

  • на актуализацию и систематизацию речевого материала,

  • на совершенствование механизмов сенсомоторного уровня и формирование механизмов языкового уровня речевой деятельности в процессе расширения импрессивного и экспрессивного словаря детей,

  • на развитие навыков понимания и употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, а также различных типов синтаксических конструкций.

 Работа по развитию у детей понимания речи, накоплению и уточнению понятий, дифференциации значений слова, закрепляются умения детей правильно и отчетливо называть предмет, действия, признаки, качества и состояния, отвечать на вопросы, самостоятельно моделировать собственные речевые высказывания.

  • ходе логопедической работы употребляемые детьми слова по своей звукослоговой структуре приближаются к нормативно произносимым (с учетом произносительных возможностей детей). Совершенствование импрессивного и экспрессивного словаря, звукопроизношения, фонематического восприятия способствует усвоению детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, формированию понимания и различения значений измененных форм слова, выделению звуковых и морфологических элементов слова, образующих новую форму (слово).

На основе дальнейшего развития фонематического восприятия, отработки правильного произношения звуков и правильного воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется обучение детей элементарным формам фонематического анализа с опорой на материализованные действия. В логопедической работе с детьми с дизартрией развитию фонематического восприятия предшествует работа по формированию сенсорно-перцептивного уровня восприятия в процессе имитации слогов, поскольку при дизартрии первичные расстройства возникают на гностико-праксическом уровне, который с неврологической точки зрения обусловливает механическую имитацию звуков речи.

Одним из основных направлений логопедической работы на данной ступени обучения является развитие коммуникативной функции речи, расширение возможностей участия детей в диалоге, формирование связной монологической речи. Детей учат вести беседу на близкие и хорошо знакомые темы, описывать предмет, используя словосочетания, простые нераспространенные и распространенные предложения.

Ведущим на этом этапе работы с детьми по данной программе остается принцип «логопедизации». Сформированные на логопедических занятиях речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире, элементарных


математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности, при обучении элементарным трудовым навыкам, а также в условиях семейного воспитания.

Основные педагогические ориентиры в логопедической работе с детьми РАС, имеющими второй уровень речевого развития.

  • Развивать произвольность мыслительной деятельности детей и формировать ее основные компоненты;

  • способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, достаточных для решения поставленных задач, формированию навыка самоконтроля; поддерживать положительное эмоциональное состояние детей в течение всего занятия;

  • совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

  • расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;

  • расширять возможности участия детей в диалоге, формировать их монологическую речь;

  • учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания;

  • осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;

  • создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы;

  • осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы.

                          Содержание подготовительного этапа логопедической работы с детьми РАС, имеющими второй уровень речевого развития

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

  • Формирование новых представлений об объемных и плоскостных фигурах и формах предметов (овал, прямоугольник, овальный, прямоугольный).

  • Их различение в процессе сопоставления, сравнения.
  • Обозначение форм геометрических фигур и предметов словом.

-Закрепление названий, усвоенных ранее величин и их параметров.

  • Сравнение предметов по величине (пять-семь предметов).
  • Обозначение величины и ее параметров словом.
  • Закрепление основных цветов.
  • Освоение оттенков новых цветов (розовый, голубой, коричневый, оранжевый).
  • Различение предметов по цвету.
  • Обозначение цвета предмета словом.


  • Выделение одновременно двух (затем трех) свойств фигур, предметов (форма — цвет, форма — величина, величина — цвет, форма — цвет — величина).

  • Обучение определению пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади).

  • Выделение ведущей руки и ориентировка в схеме собственного тела.

  • Обучение определению расположения предмета по отношению к себе, ориентировке на плоскости.

  • Совершенствование умения слушать и ориентироваться в звуках окружающего мира, различать звуки по силе и высоте.

  • Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения: запоминание и воспроизведение последовательности и количества предметов(пять-шесть), картинок, геометрических фигур, различных по цвету, величине и форме; запоминание и воспроизведение ряда неречевых звуков (три-четыре), слов (четыре-шесть), объединенных по тематическому принципу и случайных.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.

  • Обучение точному выполнению двигательной программы.

  • Развитие основных качеств движения: объема, точности, темпа, активности, координации.

  • Развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции).

  • Стимуляция двигательных импульсов, направленных к определенным группам мышц.
  • Уточнение состава двигательного акта.

  • Формирование кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук («Пчела», «Лодочка» и т.д.).

  • Объединение, обобщение последовательных импульсов в единый организованный во времени двигательный стереотип («шнуровка», складывание фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховка).

  • Нормализация  мышечного  тонуса  мимической  и  артикуляторной  мускулатуры  с

помощью дифференцированного логопедического массажа (осуществляется преимущественно в работе с детьми, страдающими дизартрией, с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса).

  • Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения с помощью специальных методов.

  • Формирование кинестетической основы артикуляторных движений.

  • Развитие двигательно-кинестетической обратной связи путем уточнения положения различных артикуляторных органов во время артикулирования правильно произносимых звуков.

  • Формирование нормативных артикуляторных укладов звуков в процессе нахождения и удержания необходимой артикуляторной позы (специальные комплексы артикуляторной гимнастики).

  • Формирование кинетической основы артикуляторных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений (специальные комплексы артикуляторной гимнастики).

  • Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции (зажмурить глаза, надуть щеки, поднять и нахмурить брови).


Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации

Развитие произвольности мыслительных операций (умения слушать, понимать и четко выполнять указание взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).

  • Формирование основы словесно-логического мышления.

  • Развитие основных компонентов мыслительной деятельности (заинтересованности в выполнении задания, положительного эмоционального состояния в течение всего занятия, навыка самоконтроля и т.д.)

  • Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (формирование умения выражать результат словом), способности устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа (составление четырех-шести фигурной матрешки путем примеривания и зрительного соотнесения, занятия с конструктором, исключение неподходящей картинки).

-Формирование наглядно-образных представлений, обучение воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (составление целого из частей, «Дорисуй»).

  • Развитие способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости, делать обобщения («Последовательные картинки», «Времена года»).

  • Формирование способности к активной поисковой деятельности.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.

  • Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведению по образцу и по словесной инструкции (до пяти ритмических сигналов://; ///; ////).

  • Обучение восприятию и оценке неакцентированных ритмических структур, разделенных длинными и короткими паузами, и их воспроизведению по образцу и по словесной инструкции (// //; / //; // /; /// /).

Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми с дизартрией).

  • Обучение распознаванию звуков речи, развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука).

  • Формирование навыка аудирования (направленного восприятия звучания речи).
  • Обучение умению правильно слушать и слышать речевой материал.
  • благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.

Содержание основного этапа логопедической работы с детьми РАС,

имеющими второй уровень речевого развития

Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи.

  • Увеличение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности ;


  • Усвоение бытового словаря (названий частей тела, лица, игрушек, посуды, мебели, одежды, действий, совершаемых с ними), природоведческого словаря (названий явлений неживой природы, растений, животных), эмоционально-оценочной лексики, лексики, обозначающей время, пространство, количество.

  • Дифференциация в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода («Покажи, где гриб, где грибы», «Покажи, где слива, где сливы», «Покажи, где окно, где окна», «Покажи, где зеркало, где зеркала»).

-Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме единственного и множественного числа прошедшего времени («Покажи, кто шел, кто шли», «Покажи, кто рисовал, кто рисовали»).

-Обучение пониманию значений глаголов совершенного и несовершенного вида («Покажи, где малыш рисует ракету, где малыш нарисовал ракету», «Покажи, где девочка поливает цветы, где девочка полила цветы»).

  • Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени по родам: мужской, женский и средний род: «Покажи, кто спал» (мальчик), «Покажи, кто спала» (девочка), «Покажи, кто упал» (дедушка), «Покажи, кто упала» (бабушка), «Покажи, что упало» (дерево).

  • Дифференциация в импрессивной речи грамматических форм прилагательных: «Покажи, про что можно сказать большой (большая, большое, большие)», «Покажи, про что можно сказать голубой (голубая, голубое, голубые)».

  • Совершенствование понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на, под, за,

у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за (по картинкам).

  • Обучение различению предлогов в  из, над  под, к  от, на  с.

-Совершенствование навыков понимания значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк).

-Формирование понимания значения менее продуктивных суффиксов(- оньк-, -еньк-, -онок, -енок, -ышек, -ышк-, -ушк-, -ишк-): «Покажи, где бочка, где бочонок», «Покажи, где воробей, где воробышек», «Покажи, где зерно, где зернышко» и т.д.

-Формирование понимания значения приставок: в-, вы-, при-, на- и их различения   вы,

на  —  вы,  вы  —  при):  «Покажи,  где  мальчик  входит  в  дом,  а  где  выходит  из  дома»,

«Покажи, где мама наливает воду, а где выливает воду», «Покажи, где девочка выбежала

из дома, а где прибежала домой»

-Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной

Сказке ( с использованием иллюстраций).


Формирование связной речи.

  • Целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе использования настольно- печатных игр ).

  • Обучение пересказу хорошо знакомых и незнакомых сказок.

  • Обучение самостоятельному составлению описательных рассказов (по игрушке, по картинке).

  • Включение в повествование элементов описаний действующих лиц, природы, пересказа диалогов героев, соблюдая последовательность рассказывания.

Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.

  • Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений.

  • Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений.

  • Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому.

  • Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
  • Формирование речевого дыхания.

  • Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х], [С], [Ш], [Щ], слогов с согласными звуками).

  • Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения).

  • Развитие основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях (в работе с детьми, страдающими дизартрией, — снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче путем отработки произвольных движений нижней челюсти).

  • Формирование мягкой атаки голоса.

Содержание логопедической работы с детьми РАС, имеющими третий и четвертый уровень речевого развития и ФФНР

Основным в содержании логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР третьего и четвѐртого уровня, является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. В качестве первостепенной задачи выдвигается развитие связной речи детей на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей (параллельно с формированием звукопроизношения и слухопроизносительных дифференцировок), различных синтаксических конструкций. Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных


компонентов языковой способности (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, семантического).

  • процессе работы над активной речью детей большое внимание уделяется переработке накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формированию умений устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями с целью определения их последовательности и ориентировки во времени. Расширение и уточнение понятий и представлений, словаря импрессивной и экспрессивной речи, овладение разнообразными способами словоизменения и словообразования и синтаксическими конструкциями, установление логических связей и последовательности событий является основой для дальнейшего обучения детей .

На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоплению и осознанию языковых явлений, формированию языковых обобщений, становлению «чувства языка», что становится базой для формирования метаязыковой деятельности и способствует подготовке детей с нарушениями речи к продуктивному усвоению дошкольной программы.

 Параллельно с изучением звуков и букв предусматривается знакомство с элементарными правилами грамматики. Сформированные на логопедических занятиях речевые умения закрепляются другими педагогами и родителями.

Основные педагогические ориентиры в логопедической работе с детьми РАС, имеющими третий уровень речевого развития.

-Работать        над        совершенствованием        процессов        слухового        и        зрительного        восприятия,

внимания,        памяти,        мыслительных        операций;

-развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;

-осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;

-совершенствовать навыки связной речи детей;

-вести        работу        по        коррекции        нарушений        фонетической        стороны        речи,        по        развитию

фонематических процессов;


Содержание подготовительного этапа логопедической работы с детьми РАС, имеющими третий уровень речевого развития и фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

-Обучение зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению и описании.

-Закрепление усвоенных величин предметов.

-Обозначение величины предметов (ее параметров) словом.

-Закрепление усвоенных цветов.

-Освоение новых цветов (фиолетовый, серый) и цветовых оттенков (темно-коричневый, светло-коричневый).

-Обучение различению предметов по цвету и цветовым оттенка.

-Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), расположения предмета по отношению к себе.

-Обучение определению пространственного расположения между предметами.

-Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову).

-Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов)

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.

-Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей.

-Обучение их выполнению сложных двигательных программ, включающих последовательно и одновременно организованные движения.

-Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.

-Совершенствование  кинестетической  основы  артикуляторных  движений  и  формирование

нормативных артикуляторных укладов звуков.

-Развитие кинетической основы артикуляторных движений.

-Совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.

-Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа (преимущественно в работе с детьми, страдающими дизартрией, с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса).


Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

-Формирование логического мышления.

-Обучение детей активной поисковой деятельности.

-Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности. Учить детей обобщать конкретные понятия с помощью родовых понятий, обобщать понятия через абстрактное родовое понятие, обобщать понятия через выделение признаков различия и сходства «Назови, какие бывают», («Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни предметы» и т. п.). Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до целого», «Сложи картинку»).

-Формирование умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодествия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.

-Обучение        восприятию,        оценке        ритмов        (до        шести        ритмических        сигналов)        и        их

воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зрительное восприятие).Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое звучание» и «тихое звучание» с использованием музыкальных инструментов.

-Обучение детей обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками.

-Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции: /// ///; // ///; /–; –/; //– –; —

–//; –/–/ (где / — громкий удар,—— тихий звук); ___ . ; …___; .___.___ (где ___ — длинное звучание, . — короткое звучание).

Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией).

-Совершенствование распознавания звуков, направленного восприятия звучания речи.

-Обучение детей умению правильно слушать и слышать речевой материал.

-Формирование четкого слухового образа звука.

Содержание основного этапа логопедической работы с детьми РАС, имеющими третий уровень речевого.

Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.


-Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

-Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи, кто моет, кто моется», «Покажи, кто одевает, кто одевается»).

-Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где мальчик ел», «Покажи, где мальчик будет есть»).

-Обучение детей различению предлогов за — перед, за — у, под — из- за, за — из-за, около — перед, из-за — из-под(по словесной инструкции и по картинкам).

-Обучение детей различению предлогов со значением местоположения и направления действия (висит в шкафу — пошел в лес) с использованием графических схем.

-Обучение детей пониманию значения менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов: -ник, -ниц-, -инк-, -ин-, -ц, - иц-, -ец- («Покажи, где чай, где чайник», «Покажи, где сахар, где сахарница», «Покажи, где бусы, где бусина», «Покажи, где виноград, где виноградинка»).

-Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой» («Покажи, где лапка, где лапища»).

-Совершенствование понимания значения приставок в-, вы-, при-, на- и их различения. Формирование понимания значений приставок с-, у-, под-, от-, -за-, по-, пере-, до- и их различение («Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома», «Покажи, где птичка улетает из клетки, а где подлетает к клетке, залетает в клетку, перелетает через клетку»).

-Обучение детей пониманию логико-грамматических конструкций: сравнительных (Муха больше слона, слон больше мухи); инверсии (Колю ударил Ваня. Кто драчун?); активных (Ваня нарисовал Петю); пассивных (Петя нарисован Ваней).

Формирование связной речи.

-Развитие навыков составления описательных рассказов (по игрушкам, картинам)

-Обучение        детей        творческому        рассказыванию        на        основе        творческого        воображения)

-Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи,

осознавать структурную организацию текста.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи.

-Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении со звуков , их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (в работе с детьми, страдающими дизартрией, учитывается локализация поражения, характер нарушения мышечного тонуса).

-Формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.

-Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале

слова, выделение звука в слове, определение послед- него и первого звука в слове).

-Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ) и

слов (типа ум).

-Совершенствование фонематических представлений.

-Совершенствование фонематических представлений (по картинкам и по представлениям).

-Знакомство детей с понятиями «слово» и «слог» (как часть слова).

Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.

-Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений.

-Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений.

-Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений.

-Формирование речевого дыхания.

-Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х], [С], [Ш], [Щ], слогов с согласными звуками).

-Совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи (в работе с детьми, страдающими дизартрией, снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче). -Закрепление мягкой атаки голоса.


         Методическое и материально-техническое обеспечения  работы   учителя - логопеда.

 Документация

1. Положение об организации и работы логопункта.
2. Инструкция по охране труда.
3.  Годовой план .
4. Журнал обследования устной речи детей.
5. Журнал учета логопатов.
6. Список зачисленных  на логопункт .
9. Режим работы учителя логопеда.
10. Расписание логопедических занятий .
11. Перспективные планы .
12. Речевые карты.
13. Журналы учеты посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий.

Логопедический кабинет:

Зона        методического,        дидактического        и        игрового        сопровождения.        Она        представлена

Книжной полкой

-Материалы по обследованию речи детей;

-Методическая литература по коррекции речи детей

-Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;

-Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках )

Информационная зона для педагогов и родителей.

Она расположена на стендах: в коридоре, в приемной группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.

Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.

В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:

Для проведения логопедического обследования:

-Обследование звукопроизношения;

-Обследование понимания речи;

-Обследование связной речи;

-Обследование состояния словарного запаса;

-Обследование        фонематического        восприятия,        фонематического        анализа        и        синтеза,

фонематических представлений;


-Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;

-Картинки и тексты

Для формирования правильного звукопроизношения:

-Артикуляционные упражнения (карточки);

-Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;

-Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков; -Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.

Для обучения грамоте (чтению и письму):

-Логопедические буквари;

Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:

-Предметные картинки

Овощи, фрукты, ягоды, мебель, птица, деревья, обувь, одежда, дикие животные, домашние животные, продукты питания, транспорт.

-Предметные картинки «один-много»;

Для развития связной речи:

-Серии сюжетных картинок;

-Сюжетные картинки;

-Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов.


Развитие мелкой моторики

-массажные шарики, колечки;

-шнуровки;

-мозаика

-картинки для штриховок;

Дидактический материал.

1.Домино « Ферма»

2.Игра « По дорожке слов»

3. « Лягушка». Массажеры для развития мелкой моторики

4..Шнуровка «Ботиночки»

5. Лото « Азбука»

6. Логопедическое лото « Говори правильно.  Р»

7. Логопедическое лото « Говори правильно. Л»

8. Логопедическое лото « Говори правильно.  Щ»

9. Логопедическое лото « Говори правильно.  С»

10. Логопедическое лото « Говори правильно. Рь»

11. Логопедическое лото « Говори правильно. Ль»

12. Сказочная азбука

13. « Короткие истории» для детей 3- 7 лет

14. Азбука в картинках.

15.Логопедические картинки  60 штук.

16. Логопедические картинки 120 штук

17.Обучающие карточки « Времена года»

18.Обучающие карточки « Герои русских сказок»

19. Наглядно-дидактическое пособие « Домашние животные»

20. Наглядно -дидактическое пособие « Домашние животные»

21.Наглядно-дидактическое пособие  « Птицы»

22.Т. А. Ткаченко « Логопедическое лото в картинках»

23.Развивающие картинки  « Автомобильный транспорт»

24. Игра –лото на антонимы « Подходит –не подходит»

25.  Развивающая игра для детей 5-9 лет  « Продолжи слова»

26. Развивающая игра для детей 5-9 лет « Картинки, слова, схемы»

27. Развивающая игра –лото « Глаголы в картинках»        

28.Развивающая игра для дошкольников « Подбери слова к рассказу»

29.Развивающая игра « Расшифруй слова»

30. Издание развивающего обучения для детей дошкольного возраста  «Дуги»

31.» Вежливые слова»

32. « Опасные предметы»

33. « Комочки»

34.»Готовим руку к письму»

35. Раскраски с цветным контуром.

36. Клубочки первое рисование

Специальная литература

1. Нищева Н.В.  Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей  с тяжелыми нарушениями речи с 5-6 лет (старшая группа).- СПб.: )ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « Детство –Пресс».2016.-704с.

2.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи ( ОНР) с 6-7 лет. Февраль-май.- СПб.: ООО «Издательство « Детство –пресс» .2016.-400с.

3.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи(ОНР) 6-7 лет (подготовительная группа). Сентябрь –январь._ СПб.: ООО «Издательство « Детство –Пресс». 2016.- 448с.

4. Куликовская Т.А. Картотека упражнений игр текстов для автоматизации звуков.- СПб ООО « Издательство « Детство –пресс». 2015.-128с.-(Кабинет логопеда)

5. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2. / Под редакцией О. А. Степановой.- М.: ТЦ Сфера , 2008.-192с.-(Логопед в ДОУ).

6. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт .Документация, Планирование и организация работы/ - М.: Издательство .Гном ,2014.-160 с.

7.Флерова Ж.М. Логопедия. Серия « Мир вашего ребенка».- 2-е изд,- Ростов н/Д: Феникс, 2004.-320с.

8. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / -2-е изд.испр. и доп.-М.:Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2015.- 279с.:ил.- (коррекционная педагогика)

9. Жукова Н.С. Уроки логопеда :  Исправление нарушений речи / ил.Е.Нитылкиной .-М.:Эскимо ,2010 с .;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...