Подготовка детей с ОНР к школе Обобщение опыта РМО «Эффективные виды деятельности по познавательному развитию детей»
материал по логопедии на тему

Сайдуганова Марина Павловна

Быть готовым к школе – не значит уметь читать,

                              считать, много знать, а значит

быть готовым всему этому научиться.

                                                                                                             Л. А. Венгер

 

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

            Начальная школа начинается с предшкольного образования. Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opytom.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Абатского района  детский сад «Сибирячок»

Подготовка детей  с ОНР к школе

Обобщение опыта

РМО «Эффективные виды деятельности по

познавательному   развитию детей»

                                                                                 учитель - логопед МА ДОУ                              

                                                                                АР детский сад «Сибирячок», к №1

                                                                                Сайдуганова Марина Павловна

                                                                               

с.Абатское

15. 03. 2017 год

Быть готовым к школе – не значит уметь читать,

                              считать, много знать, а значит

быть готовым всему этому научиться.

                                                                                                             Л. А. Венгер

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

         Начальная школа начинается с предшкольного образования. Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма».

        Дошкольники с ОНР отличаются плохой устойчивостью внимания и снижением памяти: им тяжело учить стихи, подолгу сосредотачиваться на одной задаче, или, наоборот, вовремя переключаться с одного объекта на другой. Поэтому они быстро утомляются и допускают ошибки при выполнении задач. Нарушение мелкой моторики рук – еще одна характерная особенность дошкольников. Их координация пальцев нарушена.
              «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи». Л.С. Выготский.

        В логопедических группах мы работаем с детьми, во основном  имеющими общее недоразвитие речи. Задачи, стоящие перед логопедической группой: обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков; устранить дефекты звукопроизношения и развить фонематический слух; развить навыки звукового анализа и синтеза, сформировать навык чтения; уточнить, расширить и обогатить лексический запас; сформировать грамматический строй речи; развить связную речь. Осуществляется преемственность в работе логопеда, воспитателя, музыкального  и физкультурного  руководителя.

     Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и закрепление соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.

   У меня составлен  план  в  соответствии с  «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.. Логопедическая  непосредственно  коррекционно-образовательная деятельность проводится с учетом методических рекомендаций  Оксаны Степановны Гомзяк «Говорим правильно в 6-7и 5-6 лет. Конспекты занятий 1,2, 3 периодов».

    Коррекционо - логопедическая работа проводится  группами  с 15  сентября   по 15  мая  (включительно), в группе 3- 4человека 2 раза в неделю.

1занятие по развитию фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте,1 занятие по развитию связной речи.

        Коррекционную работу, рассчитанную на 34  недели, условно можно разделить на 3 периода: 1-й период – сентябрь, октябрь, ноябрь; 2-й период – декабрь, январь, февраль; 3-й период – март, апрель, май.

         Каждый период содержит в себе цели и задачи по направлениям работы в данной группе. Такие направления как «Обследование», «Звукопроизношение»,  «Работа над слоговой структурой слова», «Развитие общих речевых навыков» -проводятся на индивидуальных занятиях.

         Разделы «Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений», «Лексика», «Грамматический строй речи», «Развитие связной речи» содержат в своем содержании словарь, задачи  и цели  деятельности.

   Направление «Развитие мелкой моторики» планируется как в индивидуальной работе, так и в организованной деятельности.

   На занятиях по подготовке к обучению грамоте дети знакомятся со звуками русского языка, учатся их анализировать и синтезировать, развивают фонематический слух и восприятие. От знакомства со звуком дети плавно переходят к знакомству с буквой, которая служит зрительной опорой. Кроме этого, игровые задания помогут развить мелкую моторику рук (печатать буквы и выполнять задания  по штриховке и рисованию узоров нужно обязательно простым карандашом, а обводить по контуру и раскрашивать цветными карандашами), подготовить к обучению и устранить недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи.

- Составление схемы предложения

         На занятиях дети составляют предложение, подсчитывают количество слов в нем, а затем чертят его схему. Например :

В лесу растет сосна.         |____ ___ ___ ___.

- Составление слоговой схемы слова

Ребенок произносит слово, хлопками делит его на слоги, а затем чертит схему. Например: черепаха  ___|___|__′_|___.

- Обозначение места звука в слове. В зависимости от того, где находится звук в слове и какой это звук, закрашивается соответствующий квадрат.

      звук                                           звук                                                звук

в начале слова                       в середине слова                             в конце слова

Ученые пришли к выводу, что речь — это канал развития интеллекта. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим. На занятиях по развитию связной речи обучение начинается с формирования у детей навыков составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и картинкам. Впоследствии совершенствуется навык ведения диалога, провожу обучение пересказу, составлению описательных рассказов, рассказов по опорным предметным картинкам, сериям сюжетных картин и отдельными сюжетными картинами.

Занятия проводятся в игровой форме, использую  разнообразный иллюстрированный материал, компьютер, различные презентации. Это помогает  разнообразить формы работы, привлечь и удержать внимание детей, вызвать у них интерес к занятиям  на протяжении всего года.

        На  индивидуальных  занятиях  ведется работа  по коррекции звукопроизношения, также развитие фонематического слух, восприятия по данному звуку.

Также не забываем и про мелкую моторику пальцев, выполняем разные пальчиковые игры, суджок терапию, биоэнергпластику, работаем с пластилином, с карандашами – это все здоровьесберегающие технологии.

         Я также  стараюсь создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Чтобы усилия педагога были эффективными необходимо:

• нe допускать, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться — oн учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий,

• повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант,

 • не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса,

 • быть терпеливым, не спешить, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности,

• в занятиях с ребенком нужна мера. Не нужно заставлять ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен,

 • дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму,

 • развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы,

• избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах. Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Необходимо активно включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, в период подготовки детей с ОНР к школе, мы создаем коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Благодаря этому, почти все  наши выпускники оказываются полностью адаптированными и подготовленными к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море". с использованием ИТК

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море" с использованием ИТК...

Непостредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе Экосистема "Море"

В материале используется презентация "Путушествие в подводное царство".Программное содеожание:.1. Расширить знания об экосистеме "Море". 2.Уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе на тему: «Знатоки русских былин»

Данный материал позволит закрепить знания детей о содержании былин, основных героях и событиях, пословицах о Родине ,смелости, дружбе....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»

Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предме...

Обобщение опыта по теме "Игра как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. В наше время все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Речевое развитие ребенка включает в себя фор...