Речевые игры на прогулке
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Васильева Наталья Николаевна

В статье говорится о том, как с пользой можно провести время на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_na_progulke.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры на прогулке

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Одним из Целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Поэтому можно сказать, что хорошо развитая речь – залог успешного обучения в школе. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

Компоненты речи:

  • Фонетика
  • Лексика
  • Грамматика

Фонетика (звуковая культура речи) включает в себя: звукопроизношение, речевое дыхание, фонетические процессы, темп, ритм, интонационную выразительность речи.

Лексика (словарный запас): обогащение, уточнение и активизация словаря.

Грамматика (грамматический строй речи): словообразование, словоизменение и построение фразы.

        Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, гораздо успешнее это осуществлять в играх.

Лето для детей – это долгожданный праздник, а для педагогов – это благодатная пора для проведения работы с детьми по развитию речи в непринужденной обстановке.

В совместных играх с воспитанниками, при чтении стихов, сказок, обсуждая их содержание, побуждайте детей вступать в диалог, отвечать на ваши вопросы, главное – вызывать активное речевое общение.

Наблюдения в природе, сюжетно-ролевые и дидактические игры позволят расширить и активизировать детский словарь по различным лексическим темам.

Летом на участке в жаркий день можно организовать игры с водой, где удачно использовать возможность для упражнений на развитие речевого дыхания: пускание в надувном бассейне легких предметов (лодочек, уточек, корабликов), поддувание на них даст возможность развивать сильную воздушную струю; аналогично игра с одуванчиками – раздувание одуванчика также развивает силу выдоха; надувание воздушных шариков; игры с мыльными пузырями.

Всем известно о влиянии на речевое развитие пальцевой моторики. Летнее время дает большие возможности для этой деятельности. Природный материал: игра «Пять камешков» (рассыпание, а затем подбрасывание и ловля их ладонью) – развивает координацию движений, ловкость кисти рук, силу пальцев; игра «Разложи палочки в фигуру» (ровные палочки из прутиков одинаковой длины раздаются детям, по образцу-рисунку выкладываются различные фигурки.

Поделки из желудей, шишек, спичечных коробков, пробок и другого бросового материала, игры с мозаиками развивают мелкие мышцы пальцев рук и пространственные ориентировки.

Подвижные игры с речевым сопровождением также помогают успешному формированию речи.  

Примеры игр

Фонетика

- «Узнай цветок»

«Чья птичка дальше улетит?»

«Одуванчики»

«Надуй шарик»

- «Чей голос?»

- «Кто позвал?»

- «Поймай звук»

- «Какой звук первый (последний)?»

- «Где спрятался звук?»

- «Телеграф»

- «Поезд (Паровозик)»

- «Угадай слово»

Лексика. Грамматика

- «Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем»

- «Съедобное – несъедобное»

- «Живое – неживое»

- «Я знаю 5 названий (имен) …»

- «Кто летит (бежит, идёт, прыгает)?»

- «Так бывает или нет?»

- «Какой, какая, какое?»

- «Кто (что) делает?»

- «Назови ласково»

- «Одним словом»

- «Кто больше»

- «Скажи наоборот»

- «Один – много»

- «Отгадай-ка»

- «Магазин»

- «Четвертый лишний»

Грамота  

- «Цепочка слов»

- «Придумай слово со слогом КО ( МА, ТУ, …)»

- «Летела корова»

- «Путешествие»