Речевые игры на прогулке
статья по логопедии на тему

Борисова Ксения Владимировна

Если Вы решили немного отдохнуть, совершить прогулку или просто дойти с ребенком до ближайшего магазина, проведите это время с пользой. За дверями дома такой бесконечно разнообразный и удивительный мир…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_na_progulke.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры на прогулке

Если Вы решили немного отдохнуть,                             совершить прогулку или просто дойти с ребенком до                   ближайшего магазина, проведите это время с пользой.                                     За дверями дома такой бесконечно разнообразный и удивительный мир…

«Я заметил»

Называйте предметы, мимо которых вы проходите, а еще обязательно укажите – какие они. «Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она серая и пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

 «Этот шумный мир»

Прислушивайтесь ко все звукам и шуму вокруг вас. Помогите ребенку научиться различать звуки. Что он слышит: пение птиц, лай собак или  шум листвы на ветру? А около дороги совсем другие звуки: сирены машин, шум моторов, музыка из открытых окон, чей-то смех. Придумайте вместе с ребенком слова, с помощью которых можно описать звуки.                                                                                                              

Как назвать звуки, которые издает сирена, банки, падающие в мусорный бак и  мяч на спортивной площадке?

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей…(чирикает), человек идет, а автобус…(едет), человек идет медленно, а машина едет… (быстро), дом высокий, а киоск …(низкий) и т. д.

«Кто первый увидит»

Выберите какой-либо объект – красный автомобиль, газетный киоск, человека с зеленым шарфом или окно с цветами – и посмотрите, кто первым его заметит.  

Для развития слоговой структуры можно использовать игры:

«Капли дождя» - ребёнок слушает ритмические удары в ладони и повторяет предложенный ритм.

 «Сколько шагов?» 

Слова состоят из частей (слогов). Чтобы узнать, сколько частей в слове, можно прохлопать его ладошками или «прошагать». Сколько шагов, столько и слогов. Попросите ребенка «прошагать» любое слово и сказать, сколько в слове частей.              Ма-ши-на – 3 части,  фо-нарь – 2 части, дом – 1 часть, све-то-фо-ры – 4 части.

Кто из вас назовет самое длинное слово? А как короткое слово «превратить» в длинное? (дом – домик)

 «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги».

«Телеграф» - взрослый называет слова, а дети по очереди их передают в другой город». 

 «Волшебные очки»

Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим). Посмотрите, какого цвета все стало. Ребенок может называть один или с Вами по очереди: красные сапоги, красный нос, красное дерево... 

«Посчитай»

Предложите ребенку посчитать увиденные предметы. «Посчитай, сколько магазинов около нашего дома, сколько грузовиков проедет по дороге». Ребенок должен не просто считать, но и называть, что он считает. «Одна серая кошка, две серые кошки».

                «Нужный звук»

Договоритесь с ребенком называть те увиденные предметы, в названии которых есть определенный звук. Например: «Назовем те слова, в которых есть звук [м]: машина, магазин, дом, ромашка, клумба».

«Этажи»

Посчитайте с ребенком этажи в домах. В этом доме один этаж, значит дом….(одноэтажный), а в этом доме девять этажей, значит дом…(девятиэтажный). Девять этажей – это много и мало? Если этажей много, значит дом…(многоэтажный).

 «Весёлый счет».

При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Я дарю тебе словечко».

Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

 «Задом наперед».

Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.

Для развития дыхания, голоса, интонационной выразительности речи можно использовать игры:  «Громко-тихо», «Подуй на листик», «Мыльные пузыри», «Вдыхаем аромат природы», «Погрей ладошки», «Понюхай цветок». Следите за тем, чтобы малыш вдыхал носом, не поднимая плеч и спокойно выдыхал через рот. Ребенок получает не только массу положительных эмоций, но и развивает длительность выдоха.

 «Угадай предмет»

Ребёнок по части или контурному изображению, угадывает, что нарисовано на песке или на асфальте. Игра развивает внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.  

Прогулка - очень удачное место для игр с мячом. Мяч помогает разнообразить прогулку, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, нормализует поведение гиперактивных детей.

Развивает фонематические представления игра «Звуковая цепочка». Первое слово говорит взрослый и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук нового. Такие игры отлично обогащают словарный запас.

В игре «Лишнее слово» (ком-ком-кот-ком) – ребенок из 4 слов выбирает лишнее.

Игра «Гусеница» учит подбирать слова на заданный звук или слог.

«Мяч поймай –звуки в слове поменяй.». Например, У поменяй на О: сук-сок, бак-бок.

«Мяч поймай – 1 звук в слове называй». –Взрослый называет слово, ребёнок выделяет 1 звук.

Для автоматизации звуков поиграйте в такие игры:

«Мяч бросай, и слоги за мной повторяй», «Мяч поймай – слова чётко называй»,  «Мяч лови – чистоговорки произноси».

«Умный мячик» направлена на формирование навыка анализа прямых и обратных слогов.

В игре «Слог да слог - и будет слово» закрепляется умение детей образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.

 Для развития словаря и навыков словообразования можно использовать игры «Назови детёныша животного, птицы», «Назови ласково».

Игра "Скажи наоборот" учит подбирать антонимы. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. 
 «Мяч бросай и животных называй». Эта игра активизирует словарь детей.

Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д.

Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.)  Игровая ситуация «Скажи какой, какая, какое?» - активизирует словарь признаков. Игра «Что бывает?» (мягкое, круглое…) активизирует предметный словарь.

        Игра «Мяч бросай – слова одним словом называй» - учит детей обобщать предметы одной лексической группы. Взрослый называет 4 слова одной лексической группы, ребёнок обобщает. Например, абрикос, апельсин, груша, яблоко – фрукты.

В игре «Я знаю пять» закрепляется подбор и существительных к обобщающему слову.

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

Подготовила: Учитель - логопед Борисова К.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры на прогулке

Для развития речи можно использовать игры с речевым сопровождением....

Речевые игры на прогулке и в группе

Консультация для воспитателей МБДОУ по данной проблеме...

Речевые игры на прогулке

Речевые игры на прогулке...

Весна. Речевые игры на прогулке

Весна. Речевые игры на прогулке...

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ И В ГРУППЕ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ И В ГРУППЕ в летний период...

"Речевые игры на прогулке и дома"

Речевые игры способствуют лучшему формированию грамматически правильной речи не только в саду, но и дома....

Речевые игры на прогулке.

Способствуют формированию речевого дыхания, голоса и фонематического восприятия....