Автоматизация звука {Р}
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Никитина Алеся Владимировна

Конспект индивидуального занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_r.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия:

Автоматизация звука {Р}

Учитель-логопед

Никитина Алеся Владимировна

2016

ЦЕЛИ:

Образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;
Коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
Воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.

ОБОРУДОВАНИЕ: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком [Р], схема для определения места звука в слове, мяч, счетные палочки, кубики.

План занятия:

I. Организационный момент. Установка на занятие.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повторение артикуляции звука [Р].
3. Развитие мелкой моторики.
4. Повторение чистоговорок.
5. Работа с предметными картинками:
а) «Назови слово и определи место звука «Р»»;
б) «Назови ласково»;
в) «Посчитай».
6. Физкультминутка.
7. Игра с мячом «Закончи слово».
8. Игра «Путаница».

9. Игра кубики «Буква Р»

  1.  Организационный момент.

Логопед:

Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик - друг ребят,
С ним встрече каждый будет рад!


-Вот наш гость- Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.

II. Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика.
- Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно правильно выполнять следующие упражнения:
- «Чашечка»- 5 сек.
- «Грибок»- 5 сек.
- «Маляр»- 5 раз.
- «Вкусное варенье»- 5 раз.
- «Лошадка»- 5 раз.
- «Мотор»- по картинке.

2. Повторение артикуляции звука [Р]:
- Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.
- Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

3. Развитие мелкой моторики.
Упражнение «Выложи по образцу».
- Буратино принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из спичек по образцу.
(Картинки: оранжевая морковь, красный забор, синяя ракета).

4. Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.


-Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].

РА-РА-РА- рама, рак, гора .

РУ-РУ-РУ -руки, ружья, кенгуру.

РО-РО-РО - Роща, рот, перо.

РЫ-РЫ-РЫ - Рыба, рысь, ковры.
АР-АР-АР - Рома пошел на базар.

УР-УР-УР - Валера тянет шнур.

ОР-ОР-ОР - На полу лежит ковер.

ЫР-ЫР-ЫР - На кармане много дыр.

5. Работа с предметными картинками.
а) «Назови слово и определи место звука «Р» в слове.
- Наш гость принес конверт с картинками.
- Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.)
(Предметные картинки: роза, арбуз, рубашка, корова, помидор, тигр.
б) «Назови ласково»
- Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: розочка и т.д.
в) «Посчитай»
-А теперь посчитай такие предметы: корова, рубашка (одна корова, две коровы,… пять коров и т.д.).

6. Физкультминутка.
- Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик.
- Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.
«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

7. Игра с мячом «Закончи слово»

- Вот  такую игру придумал Буратино:
РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
- Я начинаю слово, а ты добавь РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра.

РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро.

А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
го-ры, кома-ры, топо-ры.

8. Игра «Путаница».


- И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений:
*  Расцвели на клумбе козы,
   В огород забрались розы.


*  Ползает у речки мак,
   Расцветает в поле рак.


*  На конверт наклею маску,
   На лицо надену марку.


9. Игра кубики «Буква Р».
По стихотворению А. Барто собрать картинку из кубиков.


III. Подведение итогов.

-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....