ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obogashchenie_slovarnogo_zapasa_u_detey_pyati.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №75»

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ПЯТИ-ШЕСТИ ЛЕТ.

Практический материал для воспитателей по тематическому планированию

                                                                                        Подготовила:

                                                                               учитель-логопед МБДОУ №75

                                                                               Спиридонова О.Е.

                                               

                                               г. Нижнекамск

                                                   

      У дошкольников пяти-шести лет происходит постепенное увеличение активного словарного запаса за счёт имеющегося пассивного  и повседневного обогащения новыми словами. В том числе и во время занятий  в детском саду и дома.

        У детей формируется умение составлять связный рассказ о любом предмете с называнием мелких деталей при его описании.

СЕНТЯБРЬ.

  1. Игрушки. Наше тело. Гигиена. Одежда.
  2. Простые нераспространённые предложения. (Таня рисует.)
  3. Краткие и полные ответы на вопросы.

ОКТЯБРЬ.

     1. Осень. Овощи и фрукты, сад-огород.

     2.Составление простых распространённых предложений с прямыми дополнениями.

- Охотник увидел лису.

 Единственное и множественное число существительных.

     3. Составление рассказа по картинке с помощью вопросов: кто? что? Что делает? Кого? что?

НОЯБРЬ.

     1. Дом и его части. Мебель. Профессия.

     2. Согласование существительных с глаголом; предложения с двумя зависимыми от глагола существительными, одно из них – прямое дополнение (винительный падеж).

Маша дала яблоко брату.

      3. Согласование притяжательных местоимений и количественных числительных с существительными.

- Моя книга, твой кубик, две ручки.

     4. Усвоение навыков составления коротких рассказов по сюжетной картинке.

     5. Описание предмета по схеме.

     6. Выполнение приказаний и самостоятельная отдача их на знакомом словарном материале.

- Возьми флажок в правую руку!

ДЕКАБРЬ.

     1. Зима. Домашние животные и птицы. Дикие животные и птицы.

     2. Образование множественного числа существительных и глаголов, их согласование.

     3. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

- Голубая бумага, голубой платок, голубое небо, голубые носки.

     4. Образование притяжательных прилагательных с различными значениями соотнесённости.

- Лисий хвост, волчья лапа, львиная грива.

     5. Формирование предложений с однородными дополнениями.

- Ира надела пальто, шапку, шарф и варежки.

     6. Составление предложений после демонстрации действий.

     7. Формирование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопросы.

     8. Формирование умения находить сходство и различие между двумя предметами, животными и птицами.

     9. Рассказ-описание о любом животном и птице по схеме и без неё.

ЯНВАРЬ.

     1. Зима (продолжение). Транспорт. Продукты питания.

     2. Образование формы родительного падежа множественного числа имени существительного с нулевым окончанием и –ЕВ, -ЕЙ:

- много деревьев, стульев; колёс, окон, гнёзд, яблок; карандашей…

     3. Образование глаголов совершенного и несовершенного вида: что делать? что сделать?

- Ловить – поймать, рубить – срубить, рисовать – нарисовать…

     4. Предложения с однородными подлежащими, дополнениями и обстоятельствами:

- Коля, Юра и Саша строили домик.

     5. Использование предлогов В и  НА:

- снег лежит на крышах, на деревьях, на земле…

     6. Сложносочинённые предложения с союзом А, использование слов-антонимов и уменьшительных суффиксов:

- Гора большая, а горка – маленькая.

     7. Использование сравнений в предложениях:

- Снег – как белое покрывало; снег хрустит, словно сухарики жуёт.

     8. Понимание, выполнение, а затем и самостоятельное задание направлений и действий:

- Возьми куклу, поверни направо, сделай два шага…

     9. Рассказ по картинке о зимних забавах (с выделением начала, середины и конца рассказа).

     10. Составление рассказа с деформированным текстом. (Вечером дети слепили снеговик. Ночью выпал снег. Найди ошибку.)

     11. Работа над смысловой стороной загадок.

ФЕВРАЛЬ.

     1. Посуда. Стихи и рассказы об армии.

     2. Правильное использование местоимений МНЕ, МЕНЯ, МНОЙ.

Местоимения с предлогом У: у меня, у нас, у него, у них…

     3. Однородные определения, их подбор при построении сложносочинённых предложений.

- Лиса – хитрая, рыжая, пушистая, а заяц – косой, серый, трусливый…

     4. Построение предложений с прямыми и косвенными падежными конструкциями.

- Мама купила детям конфеты в магазине.

     5. Предложения со словами СНАЧАЛА – ПОТОМ.

- Сначала Таня помыла руки, а потом села обедать.

     6. Предлоги ИЗ, ПОД, НАД, ОКОЛО, МЕЖДУ в предложениях.

     7. Составление рассказов по сюжетной картинке (продолжение).

     8. Составления рассказа-описания о любом предмете на знакомую лексическую тему по схеме и без неё.

      9. Умение найти сходство и различие между 2-3-мя предметами (чашка, стакан, кружка и др.).

     10. Продолжение работы над смысловой стороной загадок.

     11. Объяснение смысла пословиц, применение их в жизни.

МАРТ.

     1. Весна. Перелётные и зимующие птицы. Женский праздник 8 Марта. Семья.

     2. Простые распространённые предложения с глаголами прошедшего времени, изменение их по родам и числам.

- Мальчик лежал. Кукла лежала. Одеяло лежало. Ручки лежали.

     3. Продолжение работы по согласованию прилагательных и порядковых числительных с существительными в разных падежах.

- Книга лежала на большом письменном столе. Мальчик взял с полки вторую книгу.

      4. Родительный падеж существительного множественного числа (продолжение).

- Нет людей, дверей; много глаз, рук, ног; крыльев, перьев.)

     5. Имена собственные, их замена личными местоимениями третьего лица:

- Вова играет в песочнице.

- Как сказать иначе?

- Он играет в песочнице.

     6. Составление предложений по опорным словам (предметным картинкам).

     7. Несклоняемые существительные: пальто, кофе, какао…

     8. Закрепление умения составлять рассказ-описание по демонстрации действий, предметов, по заданному плану, по схеме и без неё.

     9. Сравнение 3-4-х предметов, составление рассказа о сходстве и различии между ними.

     10. Рассказ о событиях от имени другого лица.

     11. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Установление последовательности событий, причинно-следственных связей между ними.

     12. Пересказ сказок, рассказов.

АПРЕЛЬ.

     1. Лес: деревья, ягоды, грибы, цветы, трава. Реки, водоёмы, их обитатели.

     2. Понимание и правильное использование предлогов К, ОТ.

     3. Закрепление совершенного  и несовершенного вида глаголов; воспитание умения самостоятельно ставить вопросы к демонстрируемым действиям по содержанию картинок:

- Что делать (сделать)? Что делал (сделал)? Что делали (сделали)? Что делает, делают (сделает, сделают)?

     4. Образование однокоренных слов приставочным способом по демонстрируемым действиям или по картинке.

- Лететь – улетает, прилетает, залетает, вылетает…

     5. Формирование умения использовать сравнительную и превосходную степень прилагательных и наречий при сравнении двух или нескольких предметов.

- Красивая – красивее – самая красивая; хорошо – лучше, плохо – хуже…

     6. Сложносочинённые предложения с союзами А, И и словами СНАЧАЛА, ПОТОМ.

- Сначала мы почистили рыбу, а потом мама её пожарила.

     7. Понимание и подбор синонимов – однородных определений.

- Мальчик смелый, отважный, храбрый, бесстрашный…

     8. Предложения с разделительным союзом ИЛИ.

- Я сейчас буду или рисовать, или лепить из пластилина.

     9. Рассказ по сюжетной картинке с использованием притяжательных и качественных прилагательных.

- Медвежья лапа, умная галка, злой волк.

     10. Умение рассказывать стихи и сказки; высказывать своё отношение к поступкам товарищей или героям рассказа, сказки.

     11. Соблюдение интонационно-смысловой выразительности в речи и правильного дыхания.

     12. Знание скороговорок, загадок, пословиц и поговорок.

МАЙ.

     1. Страна, город, улицы. День Победы, стихи и рассказы об этом празднике. Беседа о школе.

     2. Использование любых однородных членов предложения в самостоятельной речи.

- В нашем городе есть кукольный театр, кинотеатры, школы. Улицы прямые, чистые, широкие, красивые, зелёные…

     3. Работа со всеми  предлогами; умение самостоятельно придумать предложение с заданным предлогом; соотносить сказанное с действием.

- Положила на стол – лежит на столе.

     4. Определение местоположения предметов с использованием наречий в предложении.

- Внизу, наверху, справа, слева, впереди, позади, в центре; в правом углу, в левом нижнем (верхнем) углу ящика.

     5. Сопоставление грамматических форм глагола настоящего, прошедшего и будущего времени с использованием наречий:

     сейчас, теперь, сегодня; давно, уже, вчера, завтра, потом; буду, будет, будем…

- Оля сейчас играет в куклы (вчера играла, завтра будет играть).

- Лена рисует, рисовала, нарисует, будет рисовать…

     6. Использование прямой речи в диалогах.

     7. Пересказ от другого лица с употреблением прямой речи.

     8. Сложноподчинённые предложения с союзами: ПОТОМУ ЧТО (Мама взяла зонтик, потому что шёл дождь); ЧТОБЫ (Я хочу, чтобы она поиграла со мной).

     9. формирование умения передавать чужую речь с помощью союза ЧТО или ЧТОБЫ и придаточного предложения из 2-3-х слов:

- Маша сказала, что на улице идёт снег. Соня попросила, чтобы я принесла ей сказки.

     10. Составление рассказа по ряду предметных или по серии сюжетных картинок из предложений различной степени сложности.

      11. Составление рассказов на основе личного опыта: как провёл выходные дни, что видел в лесу, в парке, случаи из жизни…

     12. Составление рассказа о любом предмете без схемы.

     13. Составление рассказа об улице, на которой живёт, о своём доме, о квартире, о своей комнате, об игрушках…

     14. Знание названия страны, республики, города,  в котором живёт.

     15. Дети должны накопить достаточный запас потешек, скороговорок, загадок, стихотворений, сказок, пословиц и поговорок.

ИЮНЬ – АВГУСТ.

     Повторение пройденного материала, ликвидация пробелов у детей, нуждающихся в педагогической поддержке и сопровождении.

Литература

Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить/Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.:Вентана-Графф, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое пособие по обогащению словарного запаса для детей с ОНР

Логопедическое пособие по обагащению словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня по теме "Дикие животные леса"...

Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста

Только у ребёнка, обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь. Обладая развитой речью, ребёнок легче воспринимает знания, меньше будет проблем при общении со с...

Организация работы по обогащению словарного запаса у детей второй младшей группы.

«Организация работы по обогащению словарного запаса у детей второй младшей группы ДОУ». Подготовила воспитательМАДОУ № 310Ново-Савиновский района...

Дипломная работа: "Развитие мелкой моторики как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"

В настоящее время проблема речевого и сенсомоторного развития дошкольников  является одной из важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с недостаточно развитой речью...

Консультация для родителей. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Консультация для родителей.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средств...

Тема: « Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет в работе педагога над формированием первоначальных представлений о пространстве собственного тела».

В данном материале освевещены практические упражнения по обогащению словарного запаса у детей 3-4 лет....