ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.
статья по логопедии на тему

Михайлова Екатерина Васильевна
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

Митькина Е.С., учитель-логопед

Михайлова Е.В., учитель-логопед

                Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В.А. Сухомлинский

Признание государством  ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них  адекватного образовательного процесса именно  в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

МБДОУ №95 компенсирующего вида города Северодвинска посещают дети, имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз.  

 Важно, что вся деятельность по включению и сопровождению различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной вертикали  должна опираться на представления об их особенностях:

психофизического развития - общая моторная неловкость, недостаточность мелкой и артикуляционной моторики, вялость мускулатуры

 речевая недостаточность - задержка развития речи, различные речевые нарушения

 органическая симптоматика - минимальная мозговая дисфункция

Целью коррекционной работы в условиях логопедического пункта является оказание помощи в речевой коррекции детям 4-7 летнего возраста, имеющим различные нарушения речи. В силу особенностей организации занятий на логопункте – кратковременность (15-20 мин.) и краткосрочность (2 раза в нед.) - необходимо максимально эффективно использовать время для реализации поставленных задач по коррекции речевого и моторного развития.

Биоэнергопластика удовлетворяет все потребности логопедической работы, а именно, развитие тонкой моторики и формирование речевых навыков.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.

Работа в системе биоэнергопластики - первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

- стимулирует интеллектуальную деятельность;

 - развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

 - развивает артикуляционный аппарат;

 - формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

 Коррекционная работа с применением элементов биоэнергопластики с детьми с ОВЗ состоит из следующих этапов:

Диагностический этап (1-2 неделя сентября): Вначале проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата.

Подготовительный этап (3-4 неделя  сентября): Знакомство со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. При выполнении упражнений логопед сопровождает движениями своей ведущей руки.

Основной этап:        

1-ая неделя октября: Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно. На этом этапе педагог знакомит ребенка с персонажами перчаточного театра. Взрослый объясняет и показывает артикуляционные упражнения, сопровождая его движениями ведущей рукой в перчатке. Ребенок смотрит, запоминает и затем повторяет, при этом возможно использование движения ведущей руки.

5-7 недель: В течение этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Важно  следить  за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были  плавными и раскрепощенными. Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

2 недели: Артикуляционная гимнастика выполняется так же, только учитель - логопед   показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке.

5-7 недель: На этом этапе педагог сопровождает упражнения движения обеих рук. Ребенок повторяет и использует обе руки в перчатках. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений, при этом важно постоянно следить за плавностью действий пальцев и кистей рук.

Итоговый этап: К этому этапу дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.

На итоговом этапе коррекционной работы проводиться повторный мониторинг по состоянию звукопроизношения и тонкой моторики.

Результаты  работы по коррекции звукопроизношения детей, занимающихся на логопункте с использованием биоэнергопластики  за 2014-2015 уч. год:

- на начало года 100% воспитанников имели нарушение звукопроизношения;

- на конец учебного года 64% детей выпущены с чистой речью и 36% с улучшенной.

Результаты работы по развитию тонкой моторики  детей, занимающихся биоэнергопластикой на занятиях по коррекции речи (выполнение пальцевых проб по Н.И. Озерецкому):

- на начало года 38% -справились с выполнением моторных проб; 62% - не справились;

- на конец года 87% - справились , 13 % справились не со всем объемом предложенных заданий.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти,  внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о целесообразности применения биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях логопункта.

Список литературы:

1.Крупенчук О.И. Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2013.

2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М.: Сфера, 2001.

3. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта»

Возможности игр безграничны. Они не только развивают, но и лечат, учат, исправляют....

Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта.

Как же бывают необходимы инновации! Как же любят дети любые новинки. Эта информация послужит большой помощью для работы учителя-логопеда, как обычного детского сада, так и логопедического....

Организация логопедической работы с детьми с ЗРР в условиях логопункта

В данной презентации представлены причины речевой задержки,  специфические приёмы проведения занятий с детьми с ЗРР, представлена структура занятия и индивидуальный план коррекционой работы с дет...

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...

Семинар-практикум "Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда ".

Цель: развитие арктикуляционного праксиса с помощью биоэнергопластики....

Презентация опыта работы "Использование метода «биоэнергопластики» в коррекционной работе с детьми с ТНР"

Применяю в работе с детьми с ТНР нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова)...

"Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми ОВЗ"

Использование артикуляционой гимнастики с биоэнергопластикой помогает длительно удерживать интерес и поддерживать мотивационную готовность ребенка к логопедическим занятиям, облегчает и ускоряет проце...