«Использование метода "Биоэнергопластика" в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Смирнова Ирина Александровна

Использование метода «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР .

 

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто педагоги  вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.В работе  с детьми  с ТНР существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата. И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает  развить у детей данные ощущения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_bioenergoplastiki_10.docx98.47 КБ

Предварительный просмотр:

image1715147148556.png

Использование метода «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР .

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто педагоги  вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач работы педагогов дошкольного учреждения.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.  Ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного

поколения в другое народные потешки: “Сорока-белобока”, “Ладушки-ладушки” и т. Д

В работе  с детьми  с ТНР существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает  развить у детей данные ощущения.

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Она является новым и

интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика – движение.

Данный метод целесообразно использовать , так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь. Т.е. биоэнергопластика – это содружественные движения рук и языка.

        Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно.

Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу, жевании хрустящих продуктов  и др. В результате движения во время мыслительной деятельности  простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и

нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Под любое артикуляционное упражнение педагог может самостоятельно подобрать разнообразные движения руки. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к занятиям. При обучении детей педагог использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Каждый педагог может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на отработку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Биоэнергопластика используется в работе с детьми поэтапно:

  • Сначала необходимо разучить с детьми необходимые артикуляционные упражнения;

  • Затем упражнения выполняются в сопровождении ведущей руки (например, упр «Чашечка» с рукой в виде ковша, упр. «Хоботок» пальцы руки соединяем и вытягиваем вперёд;

  • Затем вводятся две руки;

  • В конечном итоге упражнение

выполняется при помощи движения органов артикуляции, движений рук и под музыку или в комплексе с голосо-дыхательными и фонематическими упражнениями.

Показ пальцев рук указывает положение языка, а стихотворные строки помогают удерживать нужный темп.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо.

Тик-так, тик-так, 

Ходят часики вот так. 

В одну сторону, в другую 

Поиграй в игру такую.

“Качели” – движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

Сели дети на качели

И взлетили выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы,

динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Чашечка” – пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

Хоботок слонёнок тянет,

Он вот – вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слонёнку покажи.

“Парус” – сомкнутая ладонь поднята вверх.

Лодочка под парусом

По реке плывёт

На прогулку лодочка 

Малышей зовёт

“Горка” – согнутая ладонь опущена.

По крутой высокой горки, 

Съехал вниз малыш Егорка. 

Горка очень высока,

 Покатает нас она!

Комплекс артикуляционной гимнастики,

направленный на постановку свистящих звуков с применением метода «Биоэнергопластика»

При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 - 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» - упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

image1715147148636.png

Упражнение для языка «Улыбка» - пальцы сжаты в кулак;

image1715147148639.png

Упражнение для языка «Трубочка» - пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

image1715147148642.png

Упражнения «Улыбка» и  «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопата» - кисти рук расслаблены и опущены;

image1715147148655.png

Упражнение для языка «Желобок» - кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

image1715147148658.png

Упражнение для языка «Горка» - кисть руки принимает форму горки;

Таким образом, можно сделать вывод, что регулярное применение разнообразных современных технологий на занятиях способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, повышает мотивационную готовность к занятиям, учит общению со сверстниками и многое другое . Новые  технологии дают возможность сгладить или устранить имеющиеся речевые нарушения, обеспечивая полноценное развитие детей с ТНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».

Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Коррекционная работа с детьми ДЦП.Из опыта работы.

Здравствуйте дорогие коллегиЗдоровье-это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие"....

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....