Семинар – практикум для педагогов «Использование элементов биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
методическая разработка по логопедии

Молькова Анна Игоревна

Существует множество возможных причин речевых нарушений, одной из которых является иннервация мышц органов артикуляционного аппарата. У детей наблюдается вялость языковых мышц, губ и щек, многие дети, разговаривая, почти не открывают рот. Речь становится не только невнятной и малопонятной, она еще сопутствуется рядом звуковых нарушений, т. к. ребенок не может в полном объеме управлять своим артикуляционным аппаратом.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Относится к здоровьесберегающей технологии.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_pedagogov_bioenergoplastika_aprel.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Умка» г. Павлово

Семинар – практикум для педагогов

«Использование элементов биоэнергопластики

в коррекционной работе с детьми,

имеющими нарушения речи»

Учитель-логопед - Молькова А. И.

                                                                   

2025 г.

Речь – тонкий психический процесс, который развивается в процессе онтогенеза, протекает параллельно с развитием умственных и физических способностей ребенка и является основой гармоничного полноценного развития личности. На современном этапе развития логопедии в связи с увеличением количества дошкольников с речевой патологией и стойкостью этих нарушений продолжаются поиски новых путей повышения результативности логопедической помощи.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по использованию нетрадиционных форм развития межполушарных взаимодействий у детей дошкольного возраста,имеющими нарушения речи, посредством использования в коррекционной работе элементов биоэнергопластики. Задачи: 

Познакомить участников семинара – практикума с биоэнергопластикой и методикой использования в коррекционной работе элементов биоэнергопластики.

Закрепить умение участников семинара применять полученные знания на практике.

Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.

Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ

Оборудование: зеркала, вязанный мешочек, карточки для артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики, распечатанные тексты мимической гимнастики.

Ход семинара-практикума

Существует множество возможных причин речевых нарушений, одной из которых является иннервация мышц органов артикуляционного аппарата. У детей наблюдается вялость языковых мышц, губ и щек, многие дети, разговаривая, почти не открывают рот. Речь становится не только невнятной и малопонятной, она еще сопутствуется рядом звуковых нарушений, т. к. ребенок не может в полном объеме управлять своим артикуляционным аппаратом.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Относится к здоровьесберегающей технологии.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Особенность работы с применением биоэнергопластики:

артикуляционные упражнения выполняются по стандартным методикам;

к артикуляционному упражнению присоединяется рука.

в упражнениях применяются игровые персонажи, счёт, музыка, стихи.

Использование биоэнергопластики у детей с нарушениями речи:

первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

стимулирует интеллектуальную деятельность;

развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

развивает артикуляционный аппарат;

формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Занятия артикуляционной гимнастикой с применением биоэнергопластики по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата; при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования учитель–логопед подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке, фигурки на фланелеграфе. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

Начинать следует с упражнения “Бегемотик”, поскольку важно научить ребенка широко открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. Показ кистью руки: четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

На третьем (подготовительном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой.

Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На четвертом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями руками.

На пятом (заключительном) этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальчико-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед продолжают давать четкий образец движения.

Предлагаю также несколько игровых вариантов проведения биоэнергопластики. Движения артикуляторных органов и кистей рук иллюстрируют произносимое педагогом стихотворение.

Практическая часть

Игра «Чудесный мешочек»

Педагоги по очереди вытаскивают из мешочка карточку с текстом и изображением упражнения и выполняют его. 

Педагоги делятся на три команды. Каждой команде достается 1 упражнение мимической гимнастики. В течение нескольких минут педагоги готовятся к выполнению упражнения, затем демонстрируют его.

На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, усталость, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др. Использование мимической гимнастики при проведении логопедических занятий является неотъемлемой частью работы по постановке и корректировке звуков у детей с различными нарушениями произношения (общее недостаточное развитие речи, задержка речевого развития, дизартрия, заикание и др.). Мимическая гимнастика для детей и артикуляционные упражнения, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста логопеды, дают возможность подготовить мышцы и нервные окончания для дальнейшей работы по постановке звуков, четкой дикции, более точных движений артикуляционного аппарата во время речи. Помогают не допустить развитие неестественных артикуляционных движений, позволяют расслабить мускулатуру лица, тренируют владение и управление мышцами языка, губ, неба. Эти цели преследуют как статические, так и динамические упражнения.

Мимическая гимнастика «Буратино»

Буратино улыбнулся, удивился и надулся.

Бровки сдвинул, приподнял.

В щечках воздух погонял. то втянул их, то надул.

Правым глазом подмигнул,

Левым глазом помигал.

Разозлился, напугал, испугался, заскучал.

Снова вдруг веселым стал.

Мимическая гимнастика «Смайлик»

Вот грустинка, вот смешилка,

Вот бояка, вот страшилка,

Этот удивлен всегда.

Этот плачет, вот беда!

Этот дразнится, смеётся,

Этот злится и дерётся.

Вот задумчивый и умный,

Вот обиженный и хмурый.

Ну а этот все мечтает,

И, довольный, засыпает.

Мимическая гимнастика «Все мы разные»

«Вот мы сердимся с тобой,

Вот мы веселимся,

Вот немножко погрустим,

А теперь мы спать хотим...

А потом мы злимся, злимся,

А теперь вдруг все боимся,

Весело кривляемся,

Вместе удивляемся,

Мы такие милые,

А теперь капризные,

Все такие важные,

Ух, какие страшные!

Вот мы радуемся все,

Вот мы огорчились,

Мы все строгие такие,

- Вот мы все какие!»

РЕФЛЕКСИЯ (дыхательная гимнастика с разноцветными перьями)

Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-ппрактикуме

Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладон...

Семинар-практикум по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушение в речи»

Цель семинара-практикума: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте стра...

семинар-практикум для воспитателей "использование элементов биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи"

На начальном этапе коррекционной работы дети знакомятся  с упражнением для губ, языка или челюсти, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается.На ...

Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Важнейшей проблемой дошкольного и младшего школьного возраста на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее именуется &nd...