Консультация "Обогащение словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Рыбинцева Галина Валентиновна

Материал содержит методы и приёмы работы с дошкольниками при формировании словарного запаса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

“Формирование словаря у дошкоьников в процессе ознакомления с окружающим”.

        Каждое слово именует определённое представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребёнка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее приобретённому представлению. Наблюдения и изучение живой действительности способствуют созданию образов и представлений, которые при правильном руководстве непременно сплетаются с соответствующим словом.

        При занятиях с детьми для расширения лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове.

        Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребёнка играют в развитии его первенствующую роль, значение же слова – второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.

        Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширять этот запас за счёт слова-представления, а не слова-звука.

        Наблюдение есть основа всякого знания. К.Д. Ушинский говорил, что наглядности при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.

        Окружающая ребёнка действительность – предметы ежедневного обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа – доставляет обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и обогащения их языка. Особенно ценным в интересах языка являются продукты творчества ребёнка. Ребёнок рисует, лепит, строит, мастерит, сооружает. Так он выражает свой внутренний мир, который он ещё бессилен передавать словом. И вся эта ценная работа пропадает даром в том смысле, если ею не пользуются для развития лингвистических данных.

        Ясно, что педагог должен ориентировать детей в окружающей их обстановке и на восприятиях, поступающих из этой обстановки, развивать язык детей, должен сам быть знаком с обстановкой, в которой ему приходится работать, разобраться в её особенностях, оценить её значение применительно к интересам каждой возрастной группы. Только в таком случае он сумеет правильно использовать среду в интересах развития детей.

        Педагоги должны позаботиться о том, чтобы пополнить группы, в которых живут дети, педагогически обоснованным вещественным содержанием. Необходимо создать уголки природы. Детям нужны игрушки, без которых меркнет радость детства. Нужны самые разнообразные пособия, материалы, орудия для игр и труда. Нужен специальный дидактический материал. Создавая необходимый для развития ребёнка вещественный мир необходимо по возможности не упустить из виду ни одного из чувств, ни одного из представлений, с которыми ему в данном возрасте надлежит познакомиться. Подбор предметов и пособий в группе как в количественном, так и в качественном отношении должен предусматривать интересы каждой индивидуальности, каждой возрастной группы.

        Но детей надо не только снабжать предметами, но и располагать предметы так, чтобы пользование ими было легко, удобно и целесообразно.

        Реализация программы по словарной работе осуществляется также через систему соответствующих занятий. Эта система складывается из занятий 3-х разновидностей:

  • занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсии, демонстрация предметов и явлений, как в натуральном виде, так и на картинах);
  • занятий, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями);
  • и занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.

Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности

        Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:

  1. Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).
  2. Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия.
  3. Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.
  4. Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.

        Кроме специальных занятий закрепление и активизация словаря осуществляется и в процессе целого ряда словесных дидактических игр и упражнений. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринуждённо, с учётом возрастных интересов и возможностей.

        Вот некоторые из видов таких упражнений.

  1. ПОДБОР ЭПИТЕТОВ К ПРЕДМЕТУ.

Называется предмет, допустим – собака. Какие бывают собаки? Большие, маленькие, грязные, домашние, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, весёлые, охотничьи, сторожевые, пожарные.

        УЗНАВАНИЕ ПО ЭПИТЕТАМ ПРЕДМЕТА. Воспитатель предлагает детям отгадать, что это: зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая.

        В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

  1. ПОДБОР К ПРЕДМЕТУ ДЕЙСТВИЙ.

Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колёса вертит, освежает, тучи гоняет и т.д.

ПОДБОР К ДЕЙСТВИЯМ ПРЕДМЕТА. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает и т.д.

        ПОДБОР ОБЪЕКТОВ К ДЕЙСТВИЮ. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает?

  1. ВСТАВЛЕНИЕ ДЕТЬМИ ПРОПУЩЕННЫХ СЛОВ.

4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Бабушка сидит. Бабушка сидит на диване. Бабушка сидит на диване и вяжет. И т.д.

  1. ДОБАВЛЕНИЕ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Кошка взобралась на дерево – какое? – которое росло у дома.

                                         Почему? – потому что увидела собаку.

                                         Зачем? – чтобы спастись от собаки.

                                         Когда? – когда увидела собаку.

6. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕЛОГО. Называется предмет, определяются его составные части, например, дерево, ствол, ветки, сучья, листья, почки и т.п.

  1. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОПРЕДЕЛЁННЫМ СЛОВОМ.

Даётся слово, дети должны составить предложение, включив в него это слово. С этим справляются и самые маленькие дети.

  1. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ДАННЫМИ  СЛОВАМИ. Например, дети, собака, испугаться.

9. ОТГАДЫВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК. Следует поощрять детей к придумыванию загадок Вначале это даётся с трудом даже старшим детям, словесное оформление их загадок нескладно, например: “Такое на что кладут, чтобы есть”, - означает тарелку. Но постепенно они научаются классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки часто не хуже воспитателя.

  1. ЗАУЧИВАНИЕ И ПРОИЗНОШЕНИЕ СКОРОГОВОРОК.

Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые дети понимают, связывают с определёнными представлениями, но которые в речь его не входят. Новое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны его воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще. Воспитатель должен замечать новые слова и содействовать их переходу в активный словарь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Здесь вы можете посмотреть рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром. наряду со стандартными рекомендациями предлагается орг...

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой

Развитие речи в онтогенезе, требования к речи ребенка 4-летнего возраста, рекомендации   родителям, памятка родителям по развитию речи ребенка....

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром   Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...

«Формирование словаря дошкольников в процессе ознакомления с окружающим»

В  данной побликации рассматривается формирование словаря дошкольников, методы и приемы по обогощению словаря...

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Обобщение опыта по теме самообразования «Обогащение словаря детей в процессе ознакомление с окружающим миром»

Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Одной из составляющих речи, является словарный запас, недоразвитие которого делает речь неполноценной, затрудняет речевое развитие...