Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

Шайтурова Екатерина Сергеевна

Развитие речи в онтогенезе, требования к речи ребенка 4-летнего возраста, рекомендации   родителям, памятка родителям по развитию речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_processe_oznak_s_okruzh_mirom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой

    Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи  Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.

    Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

   Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

        Основная задача речевого развития детей-это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е способностей общаться.

        Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.

         Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Все психическое развитие ребенка зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи или ее патология.

         С помощью речи взрослые определяют поведение ребенка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.

         Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

 

        

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы  успешного речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор.

       1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

       2. Общение ребенка с другими детьми.

       3. Речь взрослого-образец для подражания.

       4. Развитие мелкой моторики рук.

       5. Чтение детской художественной литературы.

       6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.   

Обучению родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

       Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка,  который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

       Как  Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком?

       1.Воспитание звуковой культуры речи.

       2.Словарная работа.

       3.Формирование грамматического строя речь.

       4.Обучение рассказыванию - связанная речь.

   Ребенок к четырем годам.

   - Правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.

   - У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения.

   - У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.

   - В речи появляются сложные формы предложений.

   - Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.

 

   В речи детей отмечают и другие особенности.

   - Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (ш, ж, ч, щ ), сонорные (р, рь, л, ль ) звуки, а некоторые пропускают.

   - Дети способны вычленить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета, части тела.

   - Требует совершенствования интонационная сторона речи.

   - Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.

   - Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

   - При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений.

   - Существует проблема новых словообразований.

       

   Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.

   Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекают от содержания вопроса.

    Такие требования к речи ребенка 4-летнего возраста.  Какая же сторона речи беспокоит родителей?

        1. Какие вопросы задают родителям дети?

    Вопросы типа кто? какой? характерны для детей 3-4 лет. В них выражается потребность ребенка в контакте со взрослым, удерживать его внимание. Поэтому часто, не дослушав ответ, ребенок убегает.

    Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового.

    Причем вопросы взрослого должны побуждать ребенка к полным ответам.

    2. А когда дошкольник не задает взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чем причина?

    -Отсутствие необходимых знаний.

    -Нет устойчивого интереса к чем-либо.

    -Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

    3.Если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для  его развития?

    -Занятие рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

   Итак, на каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

   Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

 Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком?

   Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим ребенком, но вы имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие-либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмем природу - великого учителя.

    Мы понимаем, что Вы очень заняты, что порой не хватает времени на ребенка. Однако, отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, наблюдая за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку,  поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: С какого дерева лист? Найти дерево по описанию. С какой ветки детки? и т.д.

    Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.

    Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук. Предложить родителям объединиться в небольшие подгруппы.

   

   А каким ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребенок их повторить? 

  А знает ли ребенок, в каком городе он живет? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?...

     Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких, об увлекательных прогулках в природе, за городом и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

     Предлагаем Вам поддержать инициативу детского сада и посетить вместе с детьми зоопарк, дельфинарий, и.д.

Рекомендации   родителям:

   1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

   2. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой и рисованием. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски и т.д.

   3. Включаться в работу детского сада и посещать вместе с ребенком зоопарк, дельфинарий и.д.

   4. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Памятка родителям по развитию речи ребенка.

  -Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильным и здоровым.

  -знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофер, повар, летчик. Рассказывайте о своей профессии.

  -Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.

  - Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детенышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.

  -В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные, признаки.

  -Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул-стульчик, флаг-флажок.

  -Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.

  -Отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

                                                         Успехов вам!