Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Гайворонская Анжелика Владимировна

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Работа логопеда в системе оздоровления детей занимает немаловажное место.
  • Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
  • В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие ,как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы - создание такой коррекционно-образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

В своей практической деятельности  применяем следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Артикуляционная гимнастика 
  • Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.
  • Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.
  • Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
  • Регулярное выполнение поможет: 
  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

3 Дыхательная гимнастика

        Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения  направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов.

 4  Биоэнергопластика 

        Под этим красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.

        Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у  детей слуховое восприятие, внимание, память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

5   Развитие общей моторики 

  • Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.
  • Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
  • Таким образом, продуманный отдых в 1-2 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

6  Развитие мелкой моторики пальцев рук 

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук- способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
  • Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место в наших занятиях с детьми.

7  Су-Джок терапия 

  • Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений ( массажные мячики, грецкие орехи, каштаны).
  • Су-Джок терапия оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет.

8    Релаксация 

  • Релаксация  – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
  • Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.
  • Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными и внимательными. Скованные и  робкие дети приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
  • Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
  •  Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

9    Психогимнастика 

  • Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.
  • Помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

10    Одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий.

В результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий в  логопедической  практике:

  • Повышается уровень обучаемости, улучшается внимание
  • Корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность
  • Повышается речевая активность
  • Формируются двигательные умения и навыки
  • Формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»

1.1.       Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их принципы 1.2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 1.3. Организация здоровьесберегающей деятельности ло...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

В статье представлен опыт по применению учителем-логопедом технологий здоровьесбережения в коррекционном процессе....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Всестороннее использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю-логопеду и воспитателям  улучшить  и усовершенствовать коррекционный процесс по развитию речи воспитанников, сдела...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ .

В материале описаны  технологии по  сбережению и  укреплению здоровья детей дошкольного возраста, которые логопед применяет в  коррекционном и образовательном процессе в ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ

Презентация по использованию здоровьесберегающих технологий...