Работа с родителями
консультация по логопедии на тему

Дербина Лариса Павловна

Консультации и практикумы для педагогов ДОУ по работе с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие  речи детей в повседневной жизни»

(консультация для родителей)

В настоящее время  вопрос успешного  развития речи дошкольника стоит особенно остро. Это связано с тем, что в условиях современного общества, дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером, планшетом, телефоном  и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст является сенситивным для развития речи и формирования культуры речевого общения. Работа, направленная на развитие речи и формирование культуры речевого общения, очень сложная и ответственная.

Ребёнок - дошкольник очень много времени проводит в обществе родителей .Ребенок воспринимает речь взрослого как образец, поэтому чтобы чему-то научить детей, взрослому необходимо работать над собой. Очень важно взрослым уделять внимание своей речи. Родители должны говорить правильно, не искажать звуки, не торопясь, четко артикулируя каждое слово. Необходимо четко проговаривать незнакомые и длинные слова. Живая интонация речи помогает её лучшему усвоению. Очень важно регулировать темп своей речи. Вникать в содержание слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок на это не способен. Если ребенок не понимает смысла речи, то он прекращает ее слушать. Но так же не стоит говорить слишком медленно, так как растянутая речь просто надоедает ребенку. Необходимо следить за силой своего голоса. Говорить нужно так, как этого требуют условия момента и содержание речи. Слишком тихую речь дети не услышат, не смогут понять её смысла. Громкую речь дети перенимают, как манеру речи. Речь взрослых должна быть эмоциональной, выразительной. От того, как взрослые будут разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет речь, зависит и качество речи ребенка.

Очень важно в процессе общения с детьми использовать  невербальные средства: мимика, жесты. Невербальные средства играют важную роль: способствуют усвоению значений слов; уточняют их значение; помогают запомнить материал.

Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.. Например, собираясь на прогулку, с детьми можно поговорить о том, что одевает или снимает ребенок, какого цвета его одежда, из какого материала она сшита, а также о других признаках. Так же, можно поговорить о погоде, природных явлениях и т.д. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом активно формируется словарь ребенка, определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

В разговоре с ребенком взрослый должен стремиться к  развитию  детской речевой активности, очень тактично исправлять ошибки в речи ребенка, подсказывать слова, если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, помочь выбрать правильную интонацию, поправить, если ребенок разговаривает слишком громко. Поправляя ошибки в речи ребенка (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) взрослые заботятся о его интеллектуальном развитии. Так как правильная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

Необходимо помнить, что только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. Когда родители хотят поправить ребенка, не следует повторять его ошибку, нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, и попросить повторить правильное слово или предложение. Взрослым не следует торопиться всё рассказать и объяснить самим. Очень важно дать ребенку возможность самому рассказать, объяснить. Взрослый может подсказать нужное слово, поправить произношение, но необходимо дать возможность выговориться ребенку .

Чтобы ребенок научился правильно говорить у него должен быть стимул для разговора. Стимулом для разговора может быть вопрос взрослого, просьба рассказать о чем-то. При этом взрослый должен быть заинтересован в ответе, рассказе ребенка. Можно предложить ребенку рассказать о своих впечатлениях от просмотренного мультфильма, от совместной прогулки, посещения зоопарка и т.д.

Когда вы рассматриваете картинку вместе с ребенком, читаете ему сказку, очень важно обратить внимание ребенка на незнакомые непонятные по смыслу слова,  образные выражения -  все это приучит его внимательно слушать, понимать речь, осмысленно употреблять слова в своем рассказе.

В старшем дошкольном возрасте очень важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют такие игры, как : «Угадай кто позвал?», «испорченный телефон» и т. д.. Продолжительность этих игр должна быть не более трёх минут, так как они требуют особой сосредоточенности и внимания.

Семья играет огромную роль в развитии речи ребенка. Речевые игры, упражнения, беседы с ребёнком - это неотъемлемая часть процесса формирования речи. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте очень важно для дальнейшего изучения родного языка.



Предварительный просмотр:

Пять простых советов логопеда родителям

1. Начнём с вас

Даже если вы молчаливы от природы- всё равно говорите с малышом.

Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и  вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!

2. Встреча взглядов

Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

3. Говорите чётко

Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.

Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

4. То же, но по-разному

Повторяйте помногу раз одно и тоже слово, да и фразу: но в этом случае - меняя порядок слов («Папа пришёл, пришёл наш папа», «Мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.

Если вы хотите, чтобы ребёнок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

5. Но: не переусердствуйте

Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.



Предварительный просмотр:

«Развитие речевого дыхания»

(консультация – практикум для родителей)

Тема: Развитие речевого дыхания.

Цель: Познакомить родителей с практическими приемами по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Задачи:

  • пропаганда логопедических знаний среди родителей;
  • научить родителей создавать условия для проведения дыхательной гимнастики и целенаправленного ротового выдоха в домашней обстановке;
  • показать способы и приёмы проведения дыхательной гимнастики;
  • познакомить с правилами проведения дыхательной гимнастики.

Оборудование: столы, стулья, настольные зеркала,
демонстрационный материал: картинки на дыхательные упражнения, игрушки-самоделки для развития речевого дыхания, литература с комплексами дыхательной гимнастики.

Раздаточный материал: картинки к дыхательным упражнениям, стихотворные тексты к дыхательной гимнастике, трубочки, дудочки, картинки на ниточках.

Ход

Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависит от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым. Ведь для того чтобы было легко произнести развернутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Объясните малышу: привычка дышать через рот вредна здоровью. Она нарушает ритм дыхания, рефлекторно ограничивает движение грудной клетки и уменьшает вентиляцию легких. Полное (смешанное) дыхание, в котором одновременно участвуют брюшной пресс, диафрагма и межреберные мышцы, специалисты считают самым здоровым.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

- Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышной
речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.

- Неэкономное и неправильное распределение выдыхаемого воздуха. В результате ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из – за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

- Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок выдыхает в середине слова.

- Торопливое произношение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».

- Неравномерный толчкообразный выход: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Для тренировки речевого дыхания рекомендуются приведенные ниже упражнения.

Дыхательная гимнастика

Родителям необходимо следить за речевым дыханием ребенка, как базой для правильного развития речи. С детьми полезно проводить ежедневно ( от 2 до 6 мин.) следующие игры:

  • Дуя на легкие шарики, карандаши, катать их по столу; пускать в тазу с водой уток, лебедей, лодки, сдувать тычинки с созревших одуванчиков; играть на детских духовых музыкальных инструментах.
  • Дуть на привязанные к нитке комки ваты, легких бумажных птичек.
  • Сдувать со стола, с руки бумажные снежинки.
  • Надувать резиновые игрушки, делать мыльные пузыри.
  • Дуть вверх не давая упасть пушинке, ватке.
  • Для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «Один», затем «Один, два», далее «Один, два, три» и т. д., не доводя число слов до перенапряжения (нельзя допускать отдышки, покраснения лица). В таком же роде говорить предложения с постепенным наращиванием числа слов в нем.

Перед игрой ставится какая то задача, цель и вводится элемент соревнования; «Мой пароход направляется в Москву, а твой – в Киев. Чей скорее прибудет?» и т.д. Это повышает интерес ребенка к игре . Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть длинной: два три слова), не торопясь выдыхать через рот. Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием. Ребенок, подражая взрослым должен петь песенки, читать стихи, обязательно соблюдать правильное дыхание.

Упражнения на дыхание

«Ворона»

Ребенок, сидит на стуле, поднимая через стороны обе руки вверх на вдохе. На выдохе произносит : «К – А – Р –Р» и опускает руки.

«Жук»

Сидя на стуле, руки держит на поясе. На вдохе поворачивает корпус направо, отводя правую руку в сторону и чуть назад. На выдохе произносит : «Ж – Ж – Ж», как летящий в воздухе жук.

«Гуси»

Кроха наклоняется вперед из положения сидя, руки надо поднять до уровня плеч. Выдыхая воздух сказать: « Г- А – А».

«Аист»

Стоя, ребенок изображает аиста – руки подняты в стороны,одну ногу приподнимаем, сгибаем в колени, одновременно делаем вдох. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, произносим звук: «Ш – Ш – Ш».

«Журавль»

Может эта птица прилетела в гости к аисту? Во время вдоха руки малыша поднимаются вверх, на выдохе со звуком « У – У – У» опускаются ( вдоль тела) вниз.

«Полеты»

В заключении малышу предстоит быстро пройти по комнате, взмахивая руками, как будто это летящая по воздуху птица. Заканчивая движения ходьбой с обязательным замедлением темпом.

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находиться в стакане, на половину наполненном водой.

«Ветерок и листья»

Вырежьте из тонкой бумаги несколько полосок ( 7 – 10) и укрепите их на палочке, предложите ребенку подуть «ветерком» и « листья» будут колыхаться.

«Кораблики»

Предложите ребенку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, длительно, то побыстрее и следить за движением корабликов.

Не забудьте, что ребенок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением . Вдох тоже должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют малыша, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно подуть несколько минут и отдохнуть.

Очень полезны для тренировки речевого дыхания задания, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, согласных звуков, фраз, чистоговорок, коротких потешек.

АУ – АУ – АУ- АУ

На елке удод, под елкой енот.

УА –УА – УА – УА

Аля ахала, а Оля охала.

ИА – ИА – ИА – ИА

И я иду, и Юля идет.

АЙ –ЯЙ – ЯЙ – ЯЙ

Это эхо, эхо это.

ОЙ – ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ

Иголки у елки,

ТУ – ТУ – ТУ – ТУ – ТУ

Колки иголки.

БА – БА – БА – БА – БА

У Тани ноты. У Тони боты.

ФУ – ФУ – ФУ – ФУ – ФУ

 

ПИ – ПИ – ПИ – ПИ – ПИ

 

КО – КО – КО – КО – КО

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...