Групповой проект "Путешествие во Вселенную"
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Кочеткова Яна Анатольевна

масткр-класс "Космическая мозаика" в рамках ГЭП по теме "Антропологическая модель психологического здоровья и пути ее реализации в образовательных учреждениях". Групповой проект "Путешествие во Вселенную" как иллюстация построения совместного событийного детско-взрослого пространства с использованием интеграции разных видов деятельности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

Кочеткова Я.А.

Мастер-класс «Космическая мозаика» в рамках ГЭП по теме

 « Антропологическая модель психологического здоровья и пути ее реализации в образовательных учреждениях»

Проект: «Путешествие во Вселенную»

        

        Я хотела бы представить вам интеграцию различных видов детской деятельности на примере проекта «Путешествие во Вселенную», который был осуществлен в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи и был приурочен ко Дню космонавтики.

        Космическая тематика очень интересна детям старшего дошкольного возраста и одновременно сложна для их восприятия и памяти. Для того чтобы любопытство детей к данной теме не угасало из-за необходимости запоминания различных терминов и понятий (названия планет, созвездий, космической техники, и т.д.), необходимо пропустить всю информацию через предметно-практическую деятельность детей, приобщить к проекту родителей, создать необходимую развивающую среду.

        При оформлении группы были использованы рисунки детей, макеты и игры, сделанные ребятами совместно с родителями. Макеты и игры были разнообразны и не похожи друг на друга. Макет «Первый космонавт» знакомил детей с историей развития космонавтики в нашей стране, макет «Неизвестная планета» позволял пофантазировать на тему далеких, неизвестных миров, макет « Семейный экипаж» просто радовал глаза и вызывал теплые чувства. С игрой «Космический кроссворд» дошкольники проверили свои знания о космосе.

        С некоторыми моментами проекта я хотела бы сейчас познакомить слушателей. Представляю вам увлекательную игру «Карта звездного неба», сделанную ребятами и педагогами группы. Дети уже знают, что звезда, согревающая нашу планету называется Солнце. В космосе множество таких же звезд. Чтобы легче было наблюдать за ними, люди с давних времен объединяли их в созвездия. В этом задании с помощью инструкций, данных взрослым, ребята должны были изобразить некоторые созвездия северного полушария неба. После выполнения задания, детям предлагалось подумать, почему то или иное созвездие имеет данное название? Многие созвездия действительно схожи по очертанию с теми предметами, названиями которых именуются. Например, в контуре созвездия льва, дети угадывали черты львиного профиля: голову, передние и задние лапы, туловище, хвост. В контуре созвездия северная корона угадываются черты этого головного убора.

        Но некоторые созвездия носили непонятные дошкольникам названия. Поэтому педагогам в доступной форме приходилось проводить экскурс в древнюю мифологию. Например, после объяснения ребятам названия созвездия Геркулес (сильный, смелый древний герой, который совершил много подвигов,  в частности победил того же льва, созвездие которого находится недалеко от Геркулеса), они находили что созвездие действительно напоминает контур человека с широкой грудью, сильными руками и ногами. После объяснения значения названия Волопас – дословно пахарь на волах, а в мифологии сын земной женщины, которая на небе стала созвездием большой медведицы, и что Волопас защищает, оберегает свою мать «большую медведицу», дети сравнили контур созвездия Волопаса со щитом.

        Когда мы с ребятами дошли до созвездия весов, один мальчик сказал, что он рожден под этим знаком, и что рожденные под знаком весов спокойные и уравновешенные люди. У детей это вызвало большой интерес. На следующий день все дети знали названия своих знаков зодиака. У ребят значительно повысился словарь терминов, обозначающих характерологические черты человека.

        С помощью данного задания были осуществлены следующие цели:

        - упражнение детей в запоминании цифр

        - развитие ориентации на плоскости

        - формирование понятийно-терминологического словаря по теме

        - развитие интереса детей к окружающему их миру

        - развитие интереса к мифологии и истории

        Практическое задание для слушателей.

Я предлагаю вам выполнить аналогичное задание, и по моей инструкции изобразить созвездие на карте звездного неба (дается двухступенчатая инструкция).

        После выполнения.

Данное созвездие имеет название, которое пока вам неизвестно. Пофантазируйте, глядя на контур созвездия, как оно могло бы называться?

        После проведения этого задания, ребята придумали своеобразную игру, которую мы назвали «Созвездия, которых не видно». Дети ставили точки(звезды) на белом листе бумаги и соединяли их уже без инструкций, как им нравится, пытаясь увидеть в замысловатых фигурах знакомые предметы или явления, придумать им названия.

        Следующий момент проекта «Путешествие во Вселенную», с которым мне хотелось бы вас познакомить является игра «Найди маму инопланетянина».

        Большой трудностью для детей  дошкольного возраста, а особенно для детей с речевой патологией, является составление рассказов-описаний предметов и явлений. На занятиях по развитию речи, педагоги часто пользуются схематичными планами, помогающими рассказывать про те или иные предметы. Такие упражнения крайне полезны для развития речи детей. Но иногда чувствуется потеря интереса ребят к данному виду деятельности, в силу однотипности данных заданий. Нужно разнообразить данную работу, привнести в нее элемент увлекательной игры.

        С этой целью и была придумана игра «Найди маму инопланетянина». Ребятам было сказано, что инопланетянин Потеряшка очень рассеянный малыш, к тому же непоседа, часто теряется. Он просит детей помочь найти его маму по описанию. Но земных языков он не знает, поэтому описание мамы Потеряшки изображено на карточке: цвет лица, волос, одежды, количество рук и ног, наличие или отсутствие крыльев. Ребенок, берущий ту или иную карточку с описанием, должен проговорить внешнюю характеристику словами и выбрать из предложенных 10-12 вариантов единственно правильный.

        Цели данной игры:

        - усилить мотивацию детей к составлению описательных рассказов

        - упражнять детей удерживать в памяти детали объекта и переносить их на конкретный предмет

        - упражнение детей в счете

        - развивать зрительное, в частности цветовое восприятие дошкольников

        - учить связно описывать предмет

В дальнейшем данную игровую форму педагоги группы применяли для описания боле прозаических предметов: посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты и т. д.

        Практическая часть с раздачей карточек.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Расскажем детям о вселенной"

Для детей старшего дошкольного возраста...

ВЫПУСКНОЙ УТРЕННИК ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ»

Этот сценарий переработан мною для выпускного вечера в детском саду. Некоторый материал (стихи для монтажа, песни) я подобрала из разных источников. Основа утренника, некоторые сценки и связки были пр...

"Неизвестная Вселенная"

Анализ работы по краткосрочному проекту "Неизвестная Вселенная". Описание проведенной деятельности. Знакомство детей с просторами Космоса....