Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Логопедическая коррекция при устранении речевых нарушений у детей от 4 до 7 лет, в том числе и с ОВЗ»
рабочая программа по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Филимонова Ольга Викторовна

Актуальность  программы.

За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую патологию. Все чаще в воспитании и обучении детей наиболее актуальными и приоритетными становятся вопросы оказания специализированной логопедической помощи. Реализация стратегии на развитие личности ребенка с речевыми нарушениями становится возможной при условии создания специальных условий образования. Восполнять этот пробел призваны Центры.

Цель программы: коррекция нарушений речи детей с ОВЗ в возрасте 4-7 лет с учётом их речевых, возрастных, индивидуальных особенностей.

Задачи программы:

Образовательные:

Коррекция и формирование полноценных про­износительных навыков,

Формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений,

Оптимизация развития лексико-грамматического строя речи,

Совершенствование навыков связного высказывания,

Предупреждение нарушений чтения и письма в дальнейшем, при обучении в школе,

Практическое овладение детьми с ОВЗ нормами речи в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов.

Коррекционно-развивающие:

Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к восприятию и воспроизведению звуков.

Сформировать и закрепить правильный артикуляторный уклад звуков, отсутствующих/дефектно произносимых.

Развивать фонематические процессы,

Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление) в играх и специальных упражнениях.

Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них. Сформировать положительную мотивацию.

Воспитывать интерес к изучению различных языковых явлений.

Активизировать коммуникативную деятельность детей с учетом элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральных).

Адресат: дети 4-7 лет, имеющие нарушения речи, в том числе и дети с ОВЗ.

Форма занятий: Приоритет отдается индивидуальным занятиям с возможным объединением детей с учётом сходных состояний и динамики продвижения в коррекционных занятиях в микро-группы на период автоматизации и дифференциации звуков.

Объём программы 72 часа. Программа рассчитана на один учебный год обучения.

Режим  занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.

Планируемые результаты.

В результате успешного освоения программного содержания ребенок  узнает и научится:

понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

четко дифференцировать все изученные звуки;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

производить элементарный звуковой анализ и синтез;

владеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filimonova_o.v._programma.doc294 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Логопедическая коррекция при устранении речевых нарушений у детей 4 - 7 лет, в том числе и с ОВЗ» (далее – Программа) относится к типу коррекционно-развивающих, реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования и учетом возрастных и индивидуальных  особенностей  детей дошкольного возраста.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания, что вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей 4-7 лет по коррекции различных речевых расстройств.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается, мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, искажаются, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Речь - это сложная функция, ее развитие зависит от многих моментов. Большую роль на развитие речи оказывает влияние окружающих, так как ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со своими сверстниками в совместной игре. И наоборот, нечеткая речь ребенка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Осознание своего речевого дефекта обычно вызывает различные негативные эмоциональные состояния, чувство собственной неполноценности. Ребенок становится замкнутым, робким, происходит снижение речевой активности.

Актуальность  программы.

За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую патологию. Все чаще в воспитании и обучении детей наиболее актуальными и приоритетными становятся вопросы оказания специализированной логопедической помощи. Реализация стратегии на развитие личности ребенка с речевыми нарушениями становится возможной при условии создания специальных условий образования. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Поздно организованная работа с ребенком с проблемами в развитии не всегда приводит к полной компенсации его дефекта, снижая в будущем уровень его социальной адаптации. В настоящее время в России идет становление новой системы социального сопровождения детей. Общеобразовательные учреждения не могут уделять должного внимания детям, нуждающимся в психолого-педагогической и социальной помощи. Восполнять этот пробел призваны Центры.

Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность.

Статус  программы

1 год обучения

базовый

Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые обеспечивают освоение специализированных знаний: усвоение основных лексических единиц языка, формирование полноценных произносительных навыков, полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений.

Цели и задачи программы

 Цель программы: коррекция нарушений речи детей в возрасте 4-7 лет, в том числе с ОВЗ, с учётом их речевых, возрастных, индивидуальных особенностей.

 Поставленная цель Программы достигается при решении следующих задач:

Образовательные:

  • Усвоить основные лексические единицы языка
  • Сформировать полноценные произносительные навыки,
  • Сформировать полноценные фонетические представления на базе развития фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений,
  • Оптимизировать развитие лексико-грамматического строя речи,
  • Совершенствовать  навыки  связного высказывания,
  • Научить использовать в собственной речи продуктивные модели словоизменения и словообразования;
  • Предупредить нарушения чтения и письма в дальнейшем, при обучении в школе;
  • Овладеть на практике нормами речи в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов.

Коррекционно-развивающие:

  • Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к восприятию и воспроизведению звуков.
  • Сформировать и закрепить правильный артикуляторный уклад звуков, отсутствующих/дефектно произносимых.
  • Развивать фонематические процессы,
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление) в играх и специальных упражнениях.
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них. Сформировать положительную мотивацию.
  • Воспитывать интерес к изучению различных языковых явлений.
  • Активизировать коммуникативную деятельность детей с учетом элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральных).

Нормативно- правовое обеспечение программы

  • Конституция Российской Федерации (с изм. и доп.);
  • Федеральный закон об образовании ( № 273 от 29 декабря 2012 года).
  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
    ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016);
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-Ф3 пОбосновах системы
    профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред.
    от 07.06.2017);
  • Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в
    Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017);
  • Указ Президента РФ от 09.10.2007 №1351 «Об утверждении Концепции
    демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (в
    ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 № 483);
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 №599 «О мерах по реализации
    государственной политики в области образования и науки»;
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 №761 «О Национальной стратегии
    действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №295 "Об утверждении
    государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
    на 2013 - 2020 годы" (ред. от 31.03.2017);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении
    Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
    дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении
    Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций»( вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
    04.07.2014 N41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-
    эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
    детей";
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении
    Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
    года»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г.
  • № 520-р «Концепция развития системы профилактики безнадзорности и
    правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 "О Примерных требованиях
    к программам дополнительного образования детей";
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 "О направлении
    информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
    дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
    программы)");
  • Письмо Минобрнауки РФ от 29 марта 2016г. №ВК-641/09 «О направлении
    методических рекомендаций»;
  • Закон Тульской области от 07.10.2009 №1336-3TO«О защите прав ребенка»
    (ред. от 22.02.2017);
  • Приказ министерства образования Тульской области от 25.05.2016 №981
    «Об утверждении плана мероприятий на 2016-2020 годы по реализации в
    Тульской области Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
    на период до 2025 года»;
  • Муниципальная программа муниципального образования город Тула
    «Развитие образования на 2014-2020 годы».

Новизна

Данная программа разработана для реализации в условиях Центра психолого-педагогического и социального сопровождения, основной акцент в работе сделан на гибкое удовлетворение образовательных запросов и потребностей детей на образовательные услуги; обеспечивает реализацию идей дополнительного образования на основе оказания психолого-педагогической поддержки каждому ребенку с учетом его индивидуальности, составлена на основе концепции Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует более эффективному решению задач в преодолении речевых нарушений у детей.

Отличительные особенности программы

Данная Программа является модифицированной и составлена в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ, Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Содержание коррекционного процесса выстроено в соответствии с модифицированной программой «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (авторы Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина) и современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства; на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и направлено на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей у  детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, структуры нарушения.

Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а также его социализации.

В основе  данной  Программы лежат  следующие принципы:

  • принцип индивидуальности,
  • принцип доступности,
  • принцип интеграции.

Педагогическая целесообразность.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи имеет место при таких формах речевых расстройств как: дислалия, дизартрия или стёртая дизартрия, ринолалия. У детей с ФФН отмечается ряд особенностей мыслительной деятельности вторичного характера: внимание носит неустойчивый характер, отмечаются трудности концентрации, переключаемости. Объём слухо-речевой памяти, нередко, снижен. Формирование навыков самоконтроля и планирования собственной деятельности запаздывает. Комплексный характер проблем в структуре ФФН обуславливает значимость и востребованность образовательных программ, направленных на преодоление данных нарушений у детей дошкольного возраста.

Разработанная программа позволяет найти наиболее эффективный подход к каждому ребенку с ФФН, благодаря тому, что логопедическое воздействие производится по гибкому комплексу методик, подобранных в зависимости от специфики нарушения.

Эффективность программы возрастает в условиях ТОПП «Доверие», так как работа учителя-логопеда производится в комплексе с другими специалистами.

Организация образовательной деятельности

Возраст воспитанников и режим занятий:

Программа ориентирована на детей  в возрасте 4-7 лет, имеющие нарушения речи. Программа рассчитана на один учебный год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут (5+20+5), что составляет академический час. («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации дополнительного образования детей» - СанПиН 2.4.4.3172 – 14. (VIII.Требования к организации образовательного процесса. 8.2., 8.5.)- 72 часа в год.

        

Формы организации образовательного процесса

Форма занятий: аудиторная. Приоритет отдается индивидуальным занятиям с возможным объединением детей с учётом сходных состояний и динамики продвижения в коррекционных занятиях в микрогруппы (2-3 человека) на период автоматизации и дифференциации звуков.

Ожидаемые результаты

Процесс становления звуковой стороны языка проходит  несколько этапов; подготовительный, этап постановки звуков, этапы автоматизации и дифференциации звуков.

В результате успешного освоения программного содержания ребенок  узнает и научится:

  • понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • владеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Будут  сформированы: навыки  связного  высказывания, положительная  мотивация к активной  коммуникации.

Отслеживание   результатов деятельности

Методы и формы отслеживания результативности обучения

Программа  использует следующие методы оценки  результативности:

Первичная комплексная логопедическая диагностика – учитель-логопед проводит диагностику состояния речевого развития детей, в том числе с ОВЗ, используя специальные диагностические методы и приёмы (выявление состояния устной речи в форме сопряжено-отраженной и самостоятельной речи ребенка). Изучает результаты медицинского обследования по документации, предоставленной родителями (законными представителями): историю развития ребенка, заключения специалистов, что помогает сориентироваться в структуре нарушения и создать условия для его коррекции.

Опираясь на полученные результаты, специалист осуществляет индивидуальный подход в вопросах планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с реальными потребностями ребенка.

Итоговая комплексная логопедическая диагностика – проводится по результатам логопедической коррекции с целью оценки динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми. Определение дальнейших коррекционно-образовательных перспектив ребенка.

Результативность  коррекционной работы определяется подведением итогов в форме психолого-педагогической диагностики: комплексного логопедического обследования ребенка, которое позволяет оптимизировать процесс индивидуального обучения; определить результаты обучения после прогноза; свести к минимуму диагностические ошибки.

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Первичное комплексное логопедическое обследование.

4

1

3

Тематический, констатирую-щий

2

Подготовительный этап

10

1

9

Текущий,

педагогическое наблюдение

3

Постановка отсутствующего в речи звука

3

-

3

Текущий,

педагогическое наблюдение

4

Автоматизация поставленного звука.

35

-

35

Текущий,

педагогическое наблюдение

5

Дифференциация поставленного и автоматизированного звука.

16

-

16

Текущий,

педагогическое наблюдение

6

Итоговое комплексное логопедическое обследование

4

1

3

Итоговый: мониторинг уровня обучения.

Итого

72

3

69

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПЛАНА

Тема 1. Первичное комплексное логопедическое обследование.

Теоретическая часть.  Установление эмоционального контакта с ребенком.  Знакомство с пространством кабинета. Изучение условий воспитания и развития ребёнка на основе беседы с родителями и анализа документов.

Практическая часть.  

Комплекс мероприятий направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путём всестороннего и полного изучения речи, её отдельных компонентов, с учётом данных развития личности с раннего возраста.

Формы контроля:  опрос, наблюдение.

Тема 2. Подготовительный этап

Теоретическая часть.  Знакомство с органами артикуляции и их основными движениями.

Практическая часть.  

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов ребенка к восприятию и воспроизведению нарушенного звука, а именно:

а) заинтересовать ребёнка логопедическими занятиями, вызвать потребность в них;

б) познакомить с органами артикуляционного аппарата их основными движениями;

в) развивать слуховое восприятие, внимание, память, фонематические процессы в играх и специальных упражнениях;

г) развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственные представления в играх и специальных упражнениях;

д) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

е) развить мелкую моторику.

Формы контроля:  опрос, наблюдение.

Тема 3. Постановка отсутствующего в речи звука

Теоретическая часть.  Постановка отсутствующего в речи звука

Практическая часть.  

Формирование точного артикуляционного уклада для правильного произношения дефектного звука в изолированном звучании, закрепление слухового, кинестетического образа звука, в процессе развития восприятия речи; формирования фонематических процессов; развития артикуляторной моторики; работы по непосредственной постановке звука смешанным способом.

Формы контроля:  опрос, наблюдение.

Тема 4. Автоматизация поставленного звука.

Теоретическая часть.  Автоматизация поставленного звука.

Практическая часть.  

Закрепление правильного произношения поставленного звука изолированно, в звукоподражаниях, слогах, словах, предложениях, стишках, потешках, рассказах, в спонтанной речи. Развитие фонематических процессов, формирование и развитие артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. 

Формы контроля:  опрос, наблюдение.

Тема 5. Дифференциация поставленного и автоматизированного звука.

Теоретическая часть.  Дифференциация поставленного и автоматизированного звука.

Практическая часть.  

Формирование умения различать на слух и по артикуляции поставленного звука со смешиваемым. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Формы контроля:  опрос, наблюдение.

Тема 6. Итоговое комплексное логопедическое обследование

Теоретическая часть.  Обследование по результатам коррекционной работы

Практическая часть.  

Комплекс мероприятий направленных на определение степени овладения компонентами языковой системы: усвоения основных лексических единиц языка, формирования полноценных произносительных навыков, полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений.

Формы контроля:  Итоговый: мониторинг уровня обучения.

Учебно-методический комплекс

Занятия проводятся  в индивидуальной форме в специально оборудованном логопедическом кабинете, оснащенном наглядным и демонстрационным материалом.

Коррекционная работа с детьми с нарушением речи требует оснащения многочисленными специальными методическими пособиями и дидактическими материалами, техническими средствами обучения. Используется комплексный подход в выборе эффективных методов и приёмов образовательной и воспитательной работы.

В зависимости от содержания занятий, степени подготовленности детей и их заинтересованности на различных стадиях образовательного процесса используются различные методы и приёмы. От правильности выбора метода или приёма зависит успешность освоения детьми разделов и тем программы.

Словесные методы включают в себя объяснение нового материала, беседу, инструктаж детей по работе с различным материалом. В структуре одного занятия может быть использовано несколько словесных методов: объяснение, беседа, инструктаж, анализ артикуляторных и акустических характеристик звука, звукового/слогового состава слова.

Наглядные методы активное использование данной группы методов во многом определено возрастными особенностями детей, занимающихся по ПРОГРАММЕ. Использование наглядного материала активизирует деятельность разных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного), это, в свою очередь, способствует более прочному закреплению новых условных связей при формировании артикуляции звуков, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Практические методы являются основными в реализации данной образовательной программы, обеспечивая непосредственное ознакомление дошкольников с артикуляторным укладом и акустическими характеристиками звуков, умения анализировать звукобуквенные связи, овладеть навыками, лежащими в основе формирования письменной речевой деятельности в будущем.

Репродуктивные (воспроизводящие) методы направлены на закрепление у детей представлений и практических умений посредством включения игровых заданий и упражнений (дыхательная гимнастика, артикуляторная гимнастика).

Частично-поисковый (эвристический) метод основан на самостоятельной деятельности ребенка, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов. Например, включение комбинированных заданий помогает детям научиться самостоятельно выбирать способы достижения положительного результата, основанные на гибком использовании простых и сложных форм звукового анализа, активизации словарного запаса (смысловая догадка, актуализация конкретных семантических полей).

Оборудование  для  занятий  в  кабинете:

Настенная доска

Доска с металлическим покрытием, позволяющим использовать ее для письма мелом и для размещения картинок с фиксацией их магнитами.

Наборное полотно представляет собой основу с карманами для картинок, табличек, рисунков и другой информации, выставляемой для демонстрации.

Дидактические пособия:

Пособия для развития мелкой моторики, дыхания, дидактические пособия и игры, основанные на методике наглядного моделирования.

 Пособия для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, просодических компонентов речи.  

Пособия для развития пространственной ориентировки, зрительного восприятия, развития сенсорных способностей, мыслительных процессов, формирования временных представлений. Задания на группировку и классификацию предметов, формирование обобщающих понятий.

 Качественный текстовой и иллюстративный материал: стихи, сказки, потешки, считалки, пословицы и поговорки, азбуки в стихах.

Натуральные предметы и муляжи, предметы-заместители и модели, картинки, схемы, карточки с заданиями, логопедический инструментарий.

  1. Библиография

  1. Волкова, Л.С. и др. Логопедия: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. - СПб., 2000
  3. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
  4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
  5. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М., 1998.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. - М., 1998
  7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПБ., 2001.
  8. Лопухина И. В. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб 1995.
  9. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
  10. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
  11. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М., 1993.

Контроль успешности освоения программы

Оценочные  материалы (диагностический инструментарий)

1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2011

2. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника.

3. Большакова С.Н. Логопедическое обследование детей 3-6 лет.

4. Лоза Г.Ф. Альбом для развития речи детей раннего возраста.

Для фиксации результатов диагностики, составила:

Протокол обследования состояния устной речи

Фамилия, имя ___________________________________________________________________

Дата ___________________________________________________________________________

условные обозначения:

N - соответствует возрастной норме; ТР- требуется развитие; ТК -  требуется коррекция;

О – не сформировано; = - не диагностировано

Звукопроизношение

Примечание

свистящие

шипящие

сонорные

другие

с

с`

з

з`

ц

ш

ж

щ

ч

л

л`

р

р`

Дикция

Темп

Сила голоса

Выразительность

N (чётко, внятно)

Нечёткая

N (средний подвижный)

Излишне

N

Излишне

N

Недостаточная

быстро

медленно

громко

тихо

Связная речь

Грамматический строй

Словарный запас

Фонематические процессы

Учитель-логопед ______________________________/ Филимонова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» (для детей 7-10 лет)

Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момен...

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6  летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Логопедический массаж"

Данная  программа предназначена для проведения логопедического массажа при различных речевых нарушениях, так как в последние годы увеличилось количество детей, страдающих различными речевыми...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мерсибо плюс» с использованием интерактивной доски Для детей 4-5 лет

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества. В последнее время роль информационно-коммуникативных технологий в системе дошк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Ловкие пальчики» (оригами) для детей ЗПР

Основным направлением Программы является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ДО. Программа "Ловкие пальчики» как средство дополнительн...

Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором мо...