Использование игрового дидактического пособия в логопедической работе с не говорящими детьми.
статья по логопедии на тему

Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, экспрессивной и импрессивной алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Для всех детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игрового дидактического пособия в логопедической работе с не говорящими детьми.

Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, экспрессивной и импрессивной алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Для всех детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Используемые игровые приемы направлены на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровней.

        Каждое занятие включает упражнения на развитие:

  • артикуляционной моторики;
  • мелкой моторики пальцев рук;
  • речевого дыхания;
  • стимулирование речевой активности ребёнка.

     Не говорящим детям, не всегда интересно рассматривать картинки, поэтому в своей работе мы используем  сочетание различных способов обучения  с привлечением дополнительных источников положительной мотивации.

Наиболее оптимальным средством ,воздействия на речевое развитие ребенка ,является творческая игра с использованием игрушек.

Ответственным моментом в работе с без речевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого . Это может проявляться в любых звуковых комплексах. Для того ,чтобы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звуки и звукосочетания мы создали игрушку "Говорун"

У"Говоруна" съемный рот. Он может улыбаться и грустить.

Он может плакать (а-а-а) и дудеть (у-у-у).Плакать как мышонок (и-и-и),удивляться(о-о-о) В этом на помогает съемный рот Говоруна. Он может играть с ребенком в прятки(АУ). Ведь очень важно, чтобы ребенок нас "увидел","услышал", привык вслушиваться в речь, реагировать на слова.

Еще одним наиболее оптимальным средством ,воздействующим на речевое развитие ребенка является театрализация.

В процессе театрализации происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Ребенок не только смотрит и слушает, но является активным участником сказки, выполняя задания. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки ребенок учиться произносить трудный звук 

  1. Дети вначале являются зрителями. Они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованном представлении.
  2. Развитие произносимой речи на звукоподражаниях.

Подражание крикам животных («мяу», «ав-ав»), музыкальным игрушкам («ля-ля-ля», «ду-ду»), транспорту («би-би»), различным шумам («бах», «топ-топ», «кап-кап»), выражение своего состояния («ай», «бо-бо»).

Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних легче вызываются губные звуки («ба-ба»), у других –переднеязычные («дя-дя»), у третьих-заднеязычные («га-га»), а кто-то может произнести только гласные.

2) Называние в доступной форме близких ребенку лиц (мама, папа, баба и т. д.), имен близких или игрушек.

3) Просьбы («дай», «на»).

После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начинать работу над воспроизведением ударного слога, а затем интонационно- ритмического рисунка одно- .двух-, трехсложных слов.

С помощью театрализованных средств логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно: — развивать фонематическое восприятие, — совершенствовать слоговую структуру слова, — автоматизировать вызванные звуки,- пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,- совершенствовать связные высказывания. Основным моментом театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Если слово сочетается с восприятием зримых образов, с музыкой, воздействие игры на ребёнка возрастает многократно, и тем эффективнее решаются воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.

Игры с крупами. "Сухой бассейн".Эти игры формируют слоговую структуру слова, развивают мелкую моторику, обогащают словарный запас.

В начале игры демонстрируют игрушки из (киндерсюрпрризов),называя их, затем отхлапывают слоговую структуру слова (лиса, коза ,пони и тд),затем знакомят ребенка с сухим бассейном ,объясняют" Игрушки решили поиграть с тобою в прятки", сможешь ли их там найти?.(до 5 игрушек)

Для развития дыхания ,формирования долгого выдоха и усилением направленной воздушной струи используем материал  сделанный своими руками.(Котенок играющий с бабочкой, Летящая птица, Пчелка и цветок, Зайчик убегающий от волка).Эти игры поддерживают интерес к упражнениям, формируют сильный плавный выдох.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: «Использование игровых педагогических технологий в логопедической работе»

В данной статье описывается внедрение и исапользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе в условиях логопедического пункта ДОУ....

Использование авторского дидактического пособия «Осень» в работе с детьми с нарушением зрения и речи.

Дидактическое пособие "Осень" - это красочный мобиль с яркими осенними силуэтами. Все детали выполнены из фетра и прикреплены на леске к разноцветному кругу. Так же пособие можно дополнить цифра...

«Использование игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе с детьми общим недоразвитием речи»

Опыт работы по использованию игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе   с детьми  общим недоразвитием речи»...

Тема: «Использование игрового дидактического пособия ЛОГОкуб, как средство развития речи младших дошкольников»

Логокуб предназначен как для совместной со взрослым деятельности, так и для самостоятельной игры....

Логопедическая работа с не говорящими детьми

Логопедическая работа с не говорящими детьми, строится поэтапно......

«Использование игрового дидактического пособия «Паровозик из Ромашково» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста разных возрастов»

Цель: повышение компетентности младшего дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия « Паровозик из Ромашково»....