«Использование игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе с детьми общим недоразвитием речи»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Люсова Надежда Владимировна

Опыт работы по использованию игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе   с детьми  общим недоразвитием речи» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Тема: «Использование игрового дидактического пособия

"Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе

с детьми  общим недоразвитием речи»

учитель – логопед Люсова Н.В.

с.Курсавка 2017г.

 слайд 2. Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

слайд 3. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. 

слайд 4. Современный ребёнок любую игрушку,  может  превратить в символического  партнёра  для игры. Мы учим детей  воспринимать её  как объект для эмоционального общения. Таким образом, мир ребёнка – это мир действия и деятельности, а игра с игрушкой, не смущает и не травмирует  его, даёт возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребёнка с коррекционными задачами педагога.

слайд 5. (Актуальность)  В своей работе учителя-логопеды часто сталкиваются с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для дошкольников логопедические занятия по постановке и автоматизации звуков бывают зачастую трудны и однообразны, ребенок не всегда подчиняется требованиям взрослых. Затрудняют коррекционный процесс и характерные для детей с нарушениями речи неустойчивость внимания, недостаточная работоспособность, повышенная утомляемость. 

слайд 6.  ФГОС ориентирует участников педагогического процесса на смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре воспитательного процесса. Основная задача педагогов, работающих с дошкольниками, — формирование интереса к процессу обучения и мотивации к различным видам деятельности. Решению этой задачи способствует опора на ведущий вид  деятельности ребенка дошкольного возраста – игровую деятельность. 

слайд 7. Именно в игре ребёнок учится преодолевать трудности, у него формируется произвольность психических процессов. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому задача учителя-логопеда детского сада – окружить ребёнка игрой так, чтобы он и не заметил, что занимается тяжёлой работой. Логопедические игры с использованием средств театрализованной деятельности помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. 

 слайд 8. Знания, умения и навыки детей дошкольного возраста усваиваются наиболее эффективно именно через игру. Ребёнок с большой радостью присутствует на занятии, в котором участвуют герои-куклы. Но не меньший восторг вызывает у ребёнка возможность самому творить чудо – оживлять кукол, даровать им движение, характер. Разыгрывая спектакли с использованием кукольного театра, ребенок с удовольствием берет в руки персонажа и от его лица рассказывает о своих мыслях. Возможность управлять куклой позволяет ребенку «спрятаться» за своим персонажем, преодолеть стеснительность, понять, что он многое может. Так ребенок легче раскрепощается в общении с партнером. 

слайд 9. Перед собой ставила цель:  развивать речь детей логопедической группы  как средство общения через использование элементов театрализованной игровой деятельности. 

слайд 10.Чтобы прийти к цели  мне следовало решить следующие задачи: 
1. Формировать положительную мотивацию и интерес к логопедическим занятиям.
2. Закреплять полученные речевые умения и навыки.

3.Развивать диалогическую и монологическую формы речи.
4. Формировать умение понимать и правильно выполнять задания педагога.
5.Совершенствовать коммуникативные навыки.
6. Развивать воображение, память, внимание.
7. Создавать радостное, эмоциональное настроение у детей.
 
8. Побуждать ребенка к активным осознанным действиям.
 
9. Совершенствовать навыки совместной работы.
10.Воспитывать нравственные качества (доброжелательность, взаимопомощь, культуру речевого общения).
 

слайд 11. Новизна пособия. Постановка правильного произношения звуков, как правило, предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. При этом дети заучивают описание артикуляции звука и используют зрительный самоконтроль с помощью зеркала.

слайд 12. Для демонстрации и более чёткого зрительного восприятия артикуляторных укладов в логопедической практике я широко используют рисунки органов артикуляции, артикуляционные профили, показ положений языка с помощью кисти руки. Учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, их склонность к подражанию, наглядным формам мышления, мной  была изготовлена  дидактическая кукла Лягушонок Кваки. 

 слайд 13. Прообразом данного персонажа стали куклы-маппеты, созданные американским кукольником и режиссером Джимом Хенсоном, – герои детской программы «Улица Сезам».  Идея  мягкой игрушки  с открывающимся ртом была дополнена деталями для имитации артикуляции персонажа.

 слайд 14. Функции пособия:  игровая;  дидактическая;  развивающая; 
театрально – развлекательная.

слайд 15. Улягушонка  есть  подвижный язык, который может менять положение и форму с помощью рук кукловода. Строение языка лягушонка  позволяет мне демонстрировать детям различные артикуляционные уклады, движения, упражнения. Многофункциональность пособия обеспечивается возможностью управления артикуляцией,  движениями рук персонажа, что позволяет наладить эмоциональный контакт с ребенком и вовлечь его в игру. 

слайд 16. Таким образом, лягушонок Кваки  способен  двигать телом и руками, выполнять артикуляционные движения и «говорить». Он компактен, легок в использовании и уходе. Кваки  участвует в непосредственной образовательной деятельности, а это значит, что дети могут узнать в нём себя. На занятии игрушка может играть такие роли как: 
1. Лягушонок, управляемый педагогом, обращается к детям или говорит вместе с ними. 
слайд 17.    2.Лягушонок, управляемый ребенком, говорит с другими детьми. 
слайд 18.    3.Педагог общается с Кваки, а дети слушают и наблюдают. 
слайд 19.    4.Ребенок общается с лягушонком, остальные слушают. 
слайд 20.    5.Круговой полилог: дети стоят в кругу, Кваки  спрашивает каждого. 

слайд 21. Итак, лягушонок Кваки  может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом он хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком. Дети общаются с лягушонком  "на равных". Для каждой ситуации используется своя техника. 

слайд 22. Методика работы с пособием. 
Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с логопедом. Ребята в общении с лягушонком  формулируют цель занятия, объясняют Кваки  правильную артикуляцию звуков, вместе с ним выполняют артикуляционную гимнастику, произносят звуки, слоги и слова, словосочетания и предложения с изучаемым звуком. 

слайд 23. Для показа таких упражнений для языка, как «Иголочка», «Качели»  можно поместить в язык все пальцы соединив их вместе, чтобы  – получился узкий длинный язык с острым кончиком. Для показа упражнений «Блинчик», «Чашечка» в язык помещаю  все пальцы руки, чтобы продемонстрировать широкий, плоский язык. Причем, в зависимости от направления движений языка,  могу  располагать кисть руки как тыльной стороной ладони вверх, так и вниз. 

слайд 24. Также я   использую лягушонка  и при формировании лексико-грамматической  стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказал  Кваки?), находить ошибки в речи персонажа, называть предметы, подбирать обобщающие слова, составлять предложения и тексты. Дети охотно отвечают на различные вопросы  лягушонка, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления. 

слайд 25. Очень важно то, что дети учатся говорить с разной интонацией, выражать свои чувства и эмоции, помогать герою,  выполнять упражнения и задания, исправлять его  ошибки, повторять многократно речевой материал.  

При озвучивании речи лягушонка  произнесение вызываемых или автоматизируемых звуков утрируется, что, безусловно, помогает воспитанникам совершенствовать свои речевые навыки. Чтобы интерес детей не угасал, лягушонка  использую  в течение месяца, затем делаю  перерыв. После перерыва он опять «встречается» с ребятами и воспринимается детьми как старый добрый друг. 

слайд 26. Результаты моей работы  за два последних учебных года в использовании дидактического пособия лягушонка Кваки   на базе  детского сада №3 «Алёнушка» показали, что театрализованная деятельность в коррекции речи  детей с нарушениями речи способствует более быстрому и успешному преодолению недостатков речи и общении, делает этот процесс ярким и незабываемым.

слайд 27. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи....

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ  РЕЧИ...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...