Логопедический массаж для детей
методическая разработка по логопедии на тему

Андреева Надежда Сергеевна

 

После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, и снятия симптомов, затрудняющих массаж, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры проводится методом разглаживания:

• в направлении от середины лба к вискам;

• от бровей к волосистой части головы;

• от линии лба вниз через все лицо к шее;

• от мочек уха по щекам к крыльям носа;

• по верхней губе от угла рта к середине;

• по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5–7 раз, по подолжительности массаж не превышает 3 мин.

Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлекс запрещающие позиции».

 

Для расслабления языка и его корня используется:

• точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15 сек, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

• вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 сек);

• легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение 15 сек. языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Каждый прием проводится по 3 раза.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6–8 раз.

 

 

Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений:

• поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ,

• поглаживание верхней и нижней губ к центру,

• постукивание губ,

• точечный массаж губ.

Каждое движение повторяется 6–8 раз.

Расслабление мышц шеи . После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и другую сторону, покачивает вперед (3–5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам – к «периферии».

 

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений:

• поглаживание лба от середины к вискам,

• поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам,

• разминание скуловой и щечной мышцы; поместив указательные средние пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку.

После 4–5 легких движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяют 8–10 раз.

 

Укреплению губной мускулатуры способствуют такие приемы, как поглаживание, растирание, разминание:

• от середины верхней губы к углам,

• от середины нижней губы к углам,

• поглаживание носогубных складок к крыльям носа,

• пощипывание губ.

Движения повторяют 8–10 раз.

Иногда у детей отмечается гиперчувствительность лицевой или артикуляционной областей; стимуляция этих зон вызывает у них неприятные ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего мышечного тонуса. В этих случаях массаж особо чувствительных зон не проводится.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_massazh_dlya_detey_.docx14.73 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический массаж для детей


После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, и снятия симптомов, затрудняющих массаж, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры проводится методом разглаживания:

• в направлении от середины лба к вискам;

• от бровей к волосистой части головы;

• от линии лба вниз через все лицо к шее;

• от мочек уха по щекам к крыльям носа;

• по верхней губе от угла рта к середине;

• по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5–7 раз, по подолжительности массаж не превышает 3 мин.

Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлекс запрещающие позиции».

Для расслабления языка и его корня используется:

• точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15 сек, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

• вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 сек);

• легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение 15 сек. языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Каждый прием проводится по 3 раза.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6–8 раз.

Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений:

• поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ,

• поглаживание верхней и нижней губ к центру,

• постукивание губ,

• точечный массаж губ.

Каждое движение повторяется 6–8 раз.

Расслабление мышц шеи . После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и другую сторону, покачивает вперед (3–5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам – к «периферии».

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений:

• поглаживание лба от середины к вискам,

• поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам,

• разминание скуловой и щечной мышцы; поместив указательные средние пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку.

После 4–5 легких движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяют 8–10 раз.

Укреплению губной мускулатуры способствуют такие приемы, как поглаживание, растирание, разминание:

• от середины верхней губы к углам,

• от середины нижней губы к углам,

• поглаживание носогубных складок к крыльям носа,

• пощипывание губ.

Движения повторяют 8–10 раз.

Иногда у детей отмечается гиперчувствительность лицевой или артикуляционной областей; стимуляция этих зон вызывает у них неприятные ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего мышечного тонуса. В этих случаях массаж особо чувствительных зон не проводится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ РАСЩЕЛИНАМИ НЁБА

Проведение логопедического массажа при таком дефекте у ребенка просто необходимо.Под воздействием логопедического массажа улучшается трофическая функция мышечной системы, повышаетс...

Картотека логопедического массажа для детей

Картотека логопедического массажа для детей...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РИНОЛАЛИЕЙ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Целью статьи является рассказать, об эффективности раннего включения логопедического массажа в комплекс медико-педагогической системы реабилитации детей, страдающих ринолалией. Анализируется уникально...

Статья: "Логопедический массаж для детей в домашних условиях"

Логопедический массаж для детей в домашних условиях.Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для дет...

Консультация для воспитателей "Логопедический массаж для детей ДОУ"

        Логопедический массаж – часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. При различных формах...

Логопедический массаж для детей в домашних условиях

В консульции предлагаются советы  для  родителей по проведению логопедического массажа....