Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Балуева Марина Францевна

В данном материале можно ознакомиться с выполнением артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и специалистов

Тема: «Артикуляционная гимнастика»

Искаженное произношение приносит ребёнку немало огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Сверстники замечают дефекты речи, посмеиваются, взрослые часто делают замечания. Ребёнок начинает стесняться участвовать в праздниках, рассказывать стихотворения, общаться с детьми и взрослыми. Ему нужна помощь взрослого. В одних случаях требуется специальная логопедическая работа, в других – достаточно после консультации логопеда занятий ребёнка с воспитателем и родителями. Это зависит от степени выраженности дефекта произношения, причин, а также от индивидуальных особенностей ребёнка. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: прежде всего, необходимо вызвать у ребёнка интерес к занятиям, а для этого использовать игру, рисование, художественное слова и другие виды деятельности, повышающие познавательную активность ребёнка, позволяющие избежать быстрого утомления.

Занятия с ребёнком рекомендуется проводить систематически, не менее 3 раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2 – 3-разовыми кратковременными упражнениями. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависит от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, регулярных занятий, участия родителей в этой работе. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Проводить гимнастику надо ежедневно (лучше два раза в день утром и вечером в течение (5 – 7 минут), чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком в течении 3 – 5 упражнений и вечером. Артикуляционную гимнастику можно проводить подгруппами или индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педагога и свое лицо.

Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объёмом  движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Работа над каждым упражнением идёт в определённой последовательности:

*рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приёмов («Сказка о Весёлом Язычке»);

*показ упражнения;

*выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

*выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

*воспитатель проверяет правильность выполнения, следит за качеством выполняемых ребёнком движений (точность движения, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому).

*выполнять артикуляционную гимнастику индивидуально, подгруппой не более пяти человек

В начале работы может быть напряжённость движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида упражнений: статические и динамические. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6 – 8 раз, координации, хорошей переключаемости.

Из выполняемых 2 – 3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойно положении.

Для того чтобы вызвать интерес у детей к речевой гимнастике, советуем проводить её в занимательной сказочной форме. В сказке о Весёлом язычке обязательно должен быть элемент новизны. Учите детей сочинять сказки про Язычок. Полезно поменяться ролями: ребёнок рассказывает сказку, а взрослый выполняет упражнения. Ребёнок подмечает недостатки и называет ошибки.

Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата

Вторая младшая группа

*детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка.

*знакомят с движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажать зубы; вытягиваться вперёд трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.

Средняя группа

*уточняют знания, вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами.

*уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.

Старшая группа

*закрепления знаний

*дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, узким.

Подготовительная группа

*уточняются основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков.

Использованная литература:

  1. Краузе Е. Логопедия. – 2 изд., испр. – СПб.: Учитель и учебник, КОРОНА принт, 2003. – 208 с., ил.
  2. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография.
  3. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., «Просвещение».
  4. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. М.: Просвещение 1989.

Памятка для воспитателей и родителей

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 «Улыбочка – поцелуй» - чередовать имитацию этих действий – 10 раз.

«Лопатка» - рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе. Если не удаётся расслабить и распластать язык, пошлёпать по нему губами: пя-пя-пя…

«Иголочка» - рот открыт, высунуть узкий напряжённый язык как можно дальше, убрать – 10 раз.

«Окошечко» - широко открыть (закрыть) рот – 10 раз.

 «Качели» - рот открыт, кончиком языка коснуться изнутри верхних зубов, затем нижних. Если сразу трудно удержать язык за зубами, выполнять движения вне рта: к носу – к подбородку – 10 р.

«Часики» - рот открыт, кончиком языка надавить на уголок рта справа (слева) – 10 раз.

«Ветерок» - исходное положение то же, прижав боковые части языка к уголкам верхней губы, дуть на нос через середину языка – 30 секунд.

 «Сердитая кошка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть спинку языка, опустить – 10 раз.

«Вкусное варенье» - широким языком обхватить верхнюю губу, удерживая позу обхвата, стянуть воображаемое варенье в рот –10 р.

«Чашечка» - рот открыт, широкий язык прогнуть «чашечкой» (помощь: исходное положение как при «Вкусном варенье», удержать язык в этом положении, максимально широко открыв рот, чтобы язык не касался губ). Удерживать на счёт 1 – 10 – 5 раз.

«Болтушка» - 1. Скользить «чашечкой» по верхней губе с работающими голосовыми связками. 2. Зубы сомкнуты, скольжение по бугоркам за верхними зубами. Повторять в течение 30 секунд.

«Лошадка» - щелканье языком – 30 – 60 секунд.

«Гармошка» - присосать «грибок», смыкать зубы и с силой раскрывать рот, удерживая «грибок» - 30 – 60 секунд.

Артикуляционная гимнастика для каждого звука комплектуется упражнениями исходя из артикуляционного уклада звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...