игры для автоматизации звуков
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Забавные игры для автоматизации звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_avtomatizatsii.docx179.09 КБ

Предварительный просмотр:

Зима и весна.

Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Логопед просит ребенка, помочь закончить предложения, добавляя последний слог.

К нам зима приш…ла,

Снег и вьюгу принес…ла.

Все, что Ал…ла разбросал…ла,

Вьюга снегом занес…ла!

Весна приш…ла,

Ал…ла сразу все наш…ла.

На лужайку вышла Ал…ла,

Видит там лежит ю…ла.

Куча мала.

Перед ребенком лежат картинки с определенным звуком. Педагог просит сложить из картинок, а затем разобрать кучу – малу. На голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони. Если произнося текст, игрок допускает ошибку, в игру вступает другой игрок. Во втором туре игры дети складывают кучу – малу без картинок.

Клей и пила.

На столе лежат12 картинок, 6 из которых наполовину накрыты листочками так, чтобы были видны наиболее узнаваемые части предметов. Две команды по 2 игрока в каждой. По очереди бросают игральный кубик. Пила – делит картинки пополам, проговаривая «Была лампа, а получилась полулампа. А клей – наоборот, ремонтирует предметы – игрок убирает белые полоски с картинок: Была полулодка, а получилась лодка. Если все картинки будут закрыты, выигрывает пила и наоборот.

Ну и ослик.

На столе разложены картинки, изображающие различные предметы, названия которых содержат звук л: лопата, вилка, галстук, ласты, кукла – это торговая лавка. Первый игрок шагает указательным и средним пальцами, проговаривая стишок: Глупый осел в лавку пошел за мылом. Участники закрывают глаза. А игрок, изображающий ослика, в это время берет со стола любую картинку, кроме мыла, и продолжает: В лавку сходил, мыло забыл. Что купил ослик? Дети открывают глаза, и угадывают, чего не стало  в лавке. Игрок первым обнаруживший, становится осликом.

Соседи.

Перед детьми раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определенным звуком. Ребенок должен без ошибок назвать всех соседей. Жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется. Если автоматизируется звук л, берется слово «около» и картинки выкладываются в ряд.

Подбери по форме.

Материал: вырезанные из картона или цветной бумаги круг, прямоугольник и квадрат.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенок называет форму: кРуг, квадРат, пРямоугольник, Ромб. После этого выбирает себе одну из них. Вы выбираете другую форму. Задача – придумать как можно больше предметов этой формы. Говорим так, чтобы в речи часто встречался звук р: «На кРуг похожи часы. На кРуг похоже солнышко. Тарелка тоже кРуглая. Еще на кРуг похоже мячик» и т.д. Предложение принимается только тогда, когда р произносится правильно. Кто последний сказал предложение – тот и выиграл.

Вариант 2. Вы выбираете слова, в которых есть звук р и просите малыша сказать, какой формы эти предметы. Например,  тетрадь, альбом, рама окна, ковер – прямоугольник. Барабан, сковорода, тарелка, баранка – круг. За ошибку  – фант со смешным заданием.

Кто больше слов назовет?

В эту игру можно играть везде – и дома, и в дороге, и на прогулке. Смотрите вокруг и называйте всё, что увидели. Кто найдет больше слов с Р – тот и победил! А это может быть двоР, двоРник, Рама, пРодавец, кРыльцо, кустаРник, Ручка у дверей, доРога, тРава, муРавей и многое другое!  Очень важно называеть слова именно с заданным звуком Р, а не со звуком Рь. Дело в том, что умение отличать Р и Рь , т.е. твердый и мягкий звук,  в речи – это тоже очень важное речевое умение.

Какой звук заблудился?

Интересная развивающая речевая игра, любимая многими детьми за ее юмор.

1. Я очень люблю это смешное стихотворение. Но оно замечательно не только своим юмором, но и возможностью решить важную речевую задачу – развить фонематический слух ребенка (умение определить на слух, какие звуки есть в данном слове, и не путать близкие по звучанию звуки)

-Будьте добры, позовите врача!

-Куда Вы звоните, какого грача?

-Врача позовите, будьте добры!

-Чего Вы хотите, какие бобры?

-Будьте бобры, позовите грача!

-Если бодры, так зачем же врача?

(В. Баширов)

Сначала прочитайте стихотворение полностью. А потом прочитайте первые две строчки и попросите малыша определить, какой звук заменили в слове – врача/грача. Так же найдите, какие звуки заблудились во втором двустишии  (добры/бобры) и в третьем двустишии (бобры/бодры).

2. Стихотворение А. Шибаева «Буква заблудилась». Очень любимое  детьми стихотворение. Попросите ребенка, отгадать, какой звук перепутался, и какое слово должно было получиться. Это не так просто, как кажется на первый взгляд! Пусть он произнесет правильный вариант двустишия.

Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила  в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда зашла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Посмотрите–ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

( не Раки, а Маки)

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

(не Врачей, а Грачей)

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

(не крыСу,а Крышу)

Запрещенное слово.

Очень люблю эту игру. И она очень полезна для подготовки ребенка к школе. В ней развивается произвольность, т.е. умение ребенка управлять своим поведением.

Правило игры – нельзя повторять запрещенное слово.

Вы говорите слова с р (обязательно должны быть три группы слов

  • Слова, в которых звук р стоит в начале слова
  • Слова, в которых звук р стоит в середине слова
  • Слова, в которых звук р стоит в конце слова.

Список таких слов дан в начале статьи. Ребенок повторяет слова за Вами, но он не должен повторять запрещенное слово. Например, запрещенное слово «ракета». Малыш повторяет за Вами : «Рысь, рыбалка, ковер». Дальше Вы говорите слово «ракета», но он его повторять не должен. Он должен например, закрыть свой рот ладошкой или показать Вам нос Буратино как знак того, что он не нарушает правило и повторять за Вами не слова, меняя интонацию, громкость, темп.

Как играть со скороговорками?

Выучите с ребенком скороговорку. А затем поиграйте с ней. Вот игры из моей игровой копилки.

Кто так говорит?

Попробуйте сначала говорить скороговорку очень и очень медленно. Для этого представьте, что эту скороговорку говорит черепаха – ооооочень медленно, отчетливо выговаривая все звуки. А теперь скороговорку говорит Мальвина – побыстрее, но очень отчетливо и назидательным тоном (Помните, как она учила Буратино?) А теперь эту скороговорку скажет Буратино – быстро, торопливо. А теперь представим, что мы едем на машине и говорим быстро, ведь машина быстро едет. Летим на вертолете – еще быстрее. Летим на самолете – очень быстро. А на ракете сможем? Если не получится, возвращаемся к более медленному темпу. Очень-очень быстро, но при этом правильно произнося звук Р.  А потом чередуем разные темпы: как черепаха – как самолет — как Мальвина и т.д.. Можно загадать друг другу загадки и отгадывать, кого Вы изображали, когда говорили скороговорку. А потом меняться ролями.

По моим наблюдениям, простое заучивание и произнесение скороговорок не всем детям интересно. А вот такие многократные произнесения скороговорки «от черепахи до ракеты» интересны всем. Обычно дети играют азартно. Причем чем быстрее скорость, тем больше азарта и увлечения игрой. А те, кто добираются до «ракеты» счастливы еще на целую неделю вперед от своего успеха!

Игру можно повторять даже с одной скороговоркой много раз. И это очень полезно. Можно менять персонажей на другие, которые больше нравятся малышу – например, от неторопливого неуклюжего медвежонка до быстрокрылой птички. Главное, чтобы это было интересно. И чтобы всегда выполнялось правило – звук Р должен быть произнесен правильно, чтобы «перейти» на следующую ступень.

Игра 2. Радио.

Покажите ребенку, как регулируется громкость на примере колонок компьютера, магнитофона или плейера (радио уже у многих дома нет, поэтому можно использовать другое название игры) Если мы крутим в одну сторону регулятор, то звук становится всё громче и громче, а потом совсем громкий. А если покрутить регулятор в другую сторону, то он становится все тише и тише, а потом совсем стихает.

А теперь начинаем в спокойном темпе произносить скороговорку, повторяя ее подряд много раз. Вы при этом показываете жестом, как «регулируете громкость радио» и говорите: «Совсем тихо – сделаю погромче – еще громче – совсем громко — ой, потише – еще тише – совсем тихо – ничего не слышно (ребенок шевелит губами, но звука нет) – громче – очень громко». Сначала сделаем задание вместе с малышом. А потом кто-то один будет радио, а другой будет «крутить регулятор» и задавать громкость радио. Потом поменяйтесь ролями.

Из моего опыта.

Такая игра должна проводиться быстро за 1-2 минуты.

Эта игра мной применяется еще в одном случае – если надо успокоить плачущего ребенка. Тогда мы начинаем говорить вместе с ним стишок и «регулировать громкость». Малыш очень быстро переключается на игру и забывает о плаче.  Можно «регулировать» и громкость его плача от дикого звука «АААА», который кричит малыш до самого тихого и нежного «а», а потом и вовсе умолкнуть. Причем сначала малыш с восторгом будет и то замолкать, то кричать со всех сил это своё «а» (ему наконец «легально» разрешили это сделать! ура!) А потом начнет прислушиваться к своему голосу и регулировать его громкость плавно. Срабатывает отлично, если не применять слишком часто!

Игра 3. Отгадай интонацию.

Скороговорка произносится с разной интонацией: весело, грустно, удивленно, огорченно, сердито, возмущенно, назидательно, строго, сонно. Ведущий произносит скороговорку, остальные отгадывают его настроение.

http://rodnaya-tropinka.ru/wp-content/uploads/2012/09/avtomatizatsiya-zvuka-r-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра для автоматизации звуков "Речецветик" (магнитная)

РечецветикИгра для автоматизации звуковЦель: Автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать моторику, закреплять знание цветов.Материал: Цветик – семицветик, лепестки с картинками на за...

Игры для автоматизации звука Ш

В презентации представлены игры, которые можно ис пользовать на индивидуальных логопедических занятиях для автоматизации звука Ш....

Игра - Презентация "Автоматизация звука Р в словах"

Игра - презентация "Автоматизация звука Р в словах" предназначена для детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения.Скачать презентацию:http://narod.ru/disk/17812652001.3557128085b416bada...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

«Нескучная автоматизация» игры для автоматизации звуков дома и на прогулке"

Презентация рассказывает о способах автоматизации звуков в игровой форме....