Конспекты занятий Ноябрь 3 неделя
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

Тема : "Дикие животные нашихлесов" занятия разработаны по Нищевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ines.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

НОЯБРЬ   3неделя

                                   Занятие 1

Тема  «Дикие животные наших лесов»

Коррекционно-образовательные цели: Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов» (лее, зверь, животное, медведь, вояк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, еж, барсук, бобер, детеныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло; зимовать, питаться, менять, линять, накапливать; дикий, хищный, пушной, осторожный, хитрый, опасный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-, притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения), Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.

Корекционно-развивающие цели: Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики.

Воспитательные цели: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Оборудование. Коврограф, мольберт, сюжетная картинка с изображением медведя, строящего берлогу; плоскостные изображения дуба и диких животных наших лесов, контейнеры с фишками для звукового и слогового анализа слов, плоскостные изображения желудей с написанными на них слогами.

Ход занятия

1. Организационный момент. 

Послушайте стихотворение Е. Головина

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу,

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетерке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне - снегири!

О чём это стихотворение? ( О том как животные готовятся к зиме ) И как же животные готовятся к зиме?( Утки улетают в жаркие края, медведи устраивают себе берлогу, заяц меняет серую шубку на белую. Белка готовит запасы на зиму собирая их в дупло.)

Сегодня мы продолжим разговор о диких животных наших лесов, о том, что происходит в их жизни с наступлением осени.

2.Чтение А. Клыкова «Медведь».

Давайте прочитаем рассказ о медведе.

Медведь.

     К осени у медведя заканчивается период линьки, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов.
    За осень медведь нагуливает много жира. 
    С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками. 
    Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.

3.  Беседа по тексту

- Вы послушали рассказ о жизни медведя осенью. Вы запомнили, когда у него заканчивается период линьки?

- Как вы понимаете слово линька?

- Почему мех медведя должен стать более теплым?

- А как вы понимаете выражение медведь нагуливает много жира?

- Что делает медведь с наступлением холодов?

- Когда же медведь впадает в зимнюю спячку?

- Вы очень хорошо слушали и поэтому смогли ответить на все вопросы.

4. Повторное чтение рассказа

5. Коллективное составление плана пересказа.

Попробуйте составить план рассказа. С чего вы его начнете?

(Мы расскажем о том, когда у медведя заканчивается период линьки.)

Логопед. О чем вы расскажете потом?

(Потом мы расскажем о том, что медведь накапливает много жира)

 Что вы опишете дальше?

 (Дальше стоит рассказать о том, как медведь устраивает себе берлогу.)

Чем вы закончите рассказ?

(Мы расскажем, что медведь уже залег в берлогу, когда выпадает первый снег.)

Ну что же, это очень хороший план. А сейчас подумайте одну минутку и начинайте пересказ.

  1. Пересказ рассказа детьми. [Развитие связной речи.]

Дети по очереди пересказывают текст. Логопед предлагает им определить лучшего рассказчика и объяснить свой выбор.

  1. Подвижная игра «На водопой». 

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение. Он ориентирует детей на правильное произношение сонорных звуков.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой —косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом

Идут, громко топая. Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав ушки из ладоней.

8.Игра «В лесной глуши»

В лесной глуши спрятались дикие животные. Посмотрите внимательно кто прячется за дубом. Расскажите, что вы видите. Составьте предложения со словом «значит». ( Я вижу лосиные рога, значит за деревом прячется лось.

Я вижу беличий хвост, значит за деревом прячется белка. Я вижу лисью голову, значит за дубом прячется лиса…)

Молодцы вы угадали, кто прячется в лесной глуши.

  1. Упражнение «Составь схему»

На доске картинка «лиса». Определите сколько слогов в слове-  лиса. А теперь выложите слоговую схему. А это картинка – «лось».  Определите сколько слогов в слове лось. . А теперь выложите слоговую схему слова лось.

  1. Окончание занятия.

Оценка детей. Вспомните, что нового вы узнали, в какие игры играли.

НОЯБРЬ   3неделя

                                   Занятие 1

НОЯБРЬ  3 неделя  Занятие 3.                                                                                Тема  «Дикие животные наших лесов»

Коррекционно-образовательные цели: Актуализация и активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок-. -енок-. -их-, -иц-; образование и употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Автоматизация в рассказе и в игре правильного произношения и дифференциация сонорных звуков

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.        

Воспитательные цели: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Мольберт, альбом «Мир природы. Животные», плоскостные изображения поезда и диких животных, резиновый мяч среднего размера, контейнер с фишками для звукового анализа, контейнер с карандашами, тетрадь № 1 по числу детей

.

Ход занятия

1. Организационный момент. 

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие с ними, предлагает им занять места возле стульчиков, стоящих перед мольбертом.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о диких животных наших лесов и составим рассказ по картине «Медведица с медвежатами». Но сначала послушайте стихотворение

Шла медведица к реке

С медвежонком бурым.

Повалялась на песке !

Отряхнула шкуру

Сына дальше повела,

Поискала броду,

 Поискала и нашла,

И полезла в воду

Смотрит маленький медведь

Хмурится упрямо,

А потом давай реветь:

 — Как же я-то, мама?

А медведица идет,

Прибавляет ходу,

 Сына ласково зовет

За собою в воду.

Мишка в воду не полез,

 Мать окликнул снова

И на весь зеленый лес

Закатился ревом!

Оглянулась мать, ворча,

И вернулась к мишке,

Мокрой лапой сгоряча

 Шлепнула трусишку

Мишка в воду угодил,

Забарахтался, поплыл!        '

Ну а если плавать начал,        

Нет причины плакать, значит!

2. Рассматривание картины «Медведица с медвежатами». Беседа по картине.

Логопед предлагает детям сесть на стульчики, помещает на мольберт картину.

 Кого вы видите на картине? . На картине изображены медведица и медвежата. Куда привела медведица своих медвежат?

( Медведица привела медвежат на лесную речку). 

Расскажите о лесной речке и о лесе. Опишите лес. Подумайте, какие слова подойдут для описания леса. Какими словами можно описать лесную речку? Она спокойная или шумная, бурлива.  Обратите внимание на небо. Какой день изображен на картине: солнечный или пасмурный?        ?

(На картине изображен глухой, смешанный лес. Через лес, среди холмов, по камушкам бежит шумная, бурливая речка. По берегам речки растут ели и берёзы. Стоит ранняя осень, тёплый осенний день. Небо покрыто светлыми облаками. )

 Теперь расскажите о медведице ( Справа нарисована медведица. Она большая, коричневая, лохматая. У неё крупная голова с круглыми ушами. На лапах у медведицы длинные когти. Она стоит в воде на задних лапах и строго смотрит на своих медвежат.)

Теперь расскажите о медвежатах. (Медвежата маленькие, коричневые, забавные. Они похожи на маму медведицу. Один медвежонок стоит на камушке и трогает воду передней лапой. А другой стоит на большом камне на задних лапах. Видно он боится лезть в воду)

Какими кажутся медвежата? (Они кажутся испуганными)

Наверно их пугает шумная речка и холодная вода в ней. Может они пришли купаться в первый раз.

3.Подвижная игра «На водопой»

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение. Он ориентирует детей на правильное произношение сонорных звуков.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой —косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом

Идут, громко топая. Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав ушки из ладоней.

4.Подготовка детей к рассказу по картине.

Давайте составим план рассказа по картине. С чего вы его начнёте?

 ( Мы расскажем про лес, лесную речку, про погоду и про небо)

О ком вы будете рассказывать дальше?( Дальше мы расскажем о медведице потом о медвежатах).

 Чем можно закончить рассказ?( Можно рассказать о том, что нам понравилась картина).

5.Пауза для подготовки детей к рассказыванию

Логопед дает детям 1—2 минуты для подготовки детей к рассказыванию.

6.Рассказ по картине 

Дети составляют рассказ по картине по частям.  Затем рассказ повторяет целиком один из детей.

На лесной речушке

На картине изображена медведица с медвежатами. Медведица привела медвежат на лесную речку. Речка бежит через густой лес. среди холмов. По берегам растут ели и сосны. Стоит теплый осенний день. Небо покрыто светлыми облаками.

Медведица изображена на картине справа. Она большая, коричневая, лохматая. У нее крупная голова с круглыми ушами. На лапах у медведицы длинные когти. Она стоит в воде на задних лапах и строго смотрит на медвежат.

Медвежата маленькие, коричневые, забавные. Они похожи на маму-медведицу. Один медвежонок стоит на камушке и трогает воду передней лапой. А другой медвежонок стоит на задних лапах на большом камне. Видно, что он боится лезть в воду. Медвежата кажутся испуганными, их пугают шумная речка и холодная вода в ней. Может быть, они пришли купаться в первый раз.

Мне особенно понравились на картине смешные медвежата

7.Игра с мячом «Есть — нет»

Я называю части тела какого-либо дикого животного, являющиеся его отличительной особенностью, и бросаю мяч одному из вас. Вы ловите мяч, говорите, что таких частей тела нет у другого выбранного вами животного, и называете части тела этого животного, а потом бросаете мяч мне.

(У зайца неть острых когтей, зато есть длинные уши. У рыси нет длинных ушей, зато есть кисточки на ушах. У кабана нет кисточек на ушах, зато есть острые клыки. У лося нет острых клыков, зато есть ветвистые рога)

8.Игра «Зоопоезд»

Животных везут в зоопарк. В первом вагоне поедут животные со звуком Р, во втором со звуком РЬ, в Третьем со звуком Л, в четвёртом со звуком ЛЬ. (В первом вагоне поедет рысь, во втором вагоне  хорёк, в третьем белка, в четвёртом лиса..

  1. Упражнение «Составь схему».

А теперь вы выберете по одному животному и составите звуковую схему слова – его названия.

10.Работа в тетради №1.

Откройте тетради на странице 10 Кого вы видите? (Это лось)

 Заштрихуйте изображение лося, как показано стрелками, а потом правильно раскрасьте его.

Дети выполняют задание

11.Окончание занятия. Оценка работы детей.

Дети высказывают впечапиения от занятия.