«Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР»
методическая разработка по логопедии на тему

Илюхина Ольга Васильевна

Уважаемые коллеги! Я хотела бы начать свое выступление со слов К. Д. Ушинского :

Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету.

   Современный образовательный процесс в детском саду требует от педагогов нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Важная особенность этого процесса – смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре воспитательного процесса. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности.

   Работая с детьми с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является моделирование.

   Что такое наглядное моделирование?

   Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное Т. А. Ткаченко, рассматривающей наглядное моделирование как «воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним».

    На мой взгляд, метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Дошкольник лишён возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

   Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Ведущая идея представленного опыта заключается в создании условий для эффективной организации коррекционной работы по преодолению у дошкольников общего недоразвития речи.

   Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников провожу комплексно, по следующим направлениям:

• коррекция звукопроизношения;

• формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

• формирование лексико-грамматических категорий;

• формирование связной речи.

   К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи, поэтому в своем выступлении хотела бы остановиться на одном из направлений работы - формирование связной речи.

   По результатам диагностики уровня сформированности связной речи у детей с общим недоразвитием речи можно отметить недостатки:

• связные высказывания короткие с аграмматизмами;

• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

• уровень информативности высказывания очень низкий.

   В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры или полоски;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• планы и условные обозначения, используемые в них;

• контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие;

• картинно-графический план и многие другие.

   Рассмотрим использование наглядного моделирования в формировании различных видов речевой деятельности, таких как

• Пересказ текстов

• Описательные рассказы по сюжетной картине

• Рассказ-описание пейзажной картины

• Творческая сказка по силуэтным изображениям

   I. Пересказ текстов. Он предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

   Работу по развитию навыка пересказа начинаю с рассказывания знакомых коротких сказок, типа «Репка»«Колобок». Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки, использую наглядные модели сказки. На первых порах учу детей составлять модели, которые сопровождают чтение сказки. Например, рассказываю детям сказку «Репка», а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. Элементами модели становятся картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры).

   II. Описательные рассказы по сюжетной картине. На практике «рассказы», самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

   Работу с детьми по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине выстраиваю следующим образом:

• выделяем значимые для развития сюжета фрагментов картины;

• определяем взаимосвязи между ними;

• объединяем фрагменты в единый сюжет.

   В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины, из которых дети составляют описательный рассказ.

   III. Рассказ-описание  пейзажной картины. В качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

   Работу по таким картинам строю в несколько этапов:

• выделение значимых объектов картины;

• рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

• определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

• объединение мини-рассказов в единый сюжет.

   В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине использую приём «Оживи картину». Детям предлагаю картину с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево) и мелкие изображения живых предметов «оживлялок», которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

   IV. ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.

  В качестве элементов модели ребенку предъявляю силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п., задаю начало сказки и предлагаю продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения, затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку.   

   Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

   По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

• анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок учится

самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы;

• метод использования наглядного моделирования обладает мобильностью,

гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которому поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях;

• с целью отслеживания результативности использования наглядных моделей

подобрала диагностический материал для первичного и промежуточного логопедического обследования, который показывает, что в конце обучения дети становятся более внимательными к собственной речи, ответам товарищей и к словесным инструкциям.

Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников Николай Николаевич Поддьяков справедливо подчеркнул, что «на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний». Эта мысль ученого близка моей педагогической философии. Именно в этом вижу смысл своего педагогического труда.

    Перспективу работы по данной теме вижу в дальнейшем изучении методов и приёмов для эффективной организации коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников,  а также в создании условий для продуктивного педагогического взаимодействия с логопедами образовательных учреждений.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР»

    Уважаемые коллеги! Я хотела бы начать свое выступление со слов К. Д. Ушинского :

Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету.

   Современный образовательный процесс в детском саду требует от педагогов нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Важная особенность этого процесса – смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре воспитательного процесса. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности.

   Работая с детьми с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является моделирование.

   Что такое наглядное моделирование?

   Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное Т. А. Ткаченко, рассматривающей наглядное моделирование как «воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним».

    На мой взгляд, метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Дошкольник лишён возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

   Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Ведущая идея представленного опыта заключается в создании условий для эффективной организации коррекционной работы по преодолению у дошкольников общего недоразвития речи.

   Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников провожу комплексно, по следующим направлениям:

 коррекция звукопроизношения;

• формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

• формирование лексико-грамматических категорий;

• формирование связной речи.

   К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи, поэтому в своем выступлении хотела бы остановиться на одном из направлений работы - формирование связной речи.

   По результатам диагностики уровня сформированности связной речи у детей с общим недоразвитием речи можно отметить недостатки:

• связные высказывания короткие с аграмматизмами;

• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

• уровень информативности высказывания очень низкий.

   В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры или полоски;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• планы и условные обозначения, используемые в них;

• контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие;

• картинно-графический план и многие другие.

   Рассмотрим использование наглядного моделирования в формировании различных видов речевой деятельности, таких как

• Пересказ текстов

• Описательные рассказы по сюжетной картине

• Рассказ-описание пейзажной картины

• Творческая сказка по силуэтным изображениям

   I. Пересказ текстов. Он предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

   Работу по развитию навыка пересказа начинаю с рассказывания знакомых коротких сказок, типа «Репка», «Колобок». Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки, использую наглядные модели сказки. На первых порах учу детей составлять модели, которые сопровождают чтение сказки. Например, рассказываю детям сказку «Репка», а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. Элементами модели становятся картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры).

   II. Описательные рассказы по сюжетной картине. На практике «рассказы», самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

   Работу с детьми по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине выстраиваю следующим образом:

• выделяем значимые для развития сюжета фрагментов картины;

• определяем взаимосвязи между ними;

• объединяем фрагменты в единый сюжет.

   В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины, из которых дети составляют описательный рассказ.

   III. Рассказ-описание  пейзажной картины. В качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

   Работу по таким картинам строю в несколько этапов:

• выделение значимых объектов картины;

• рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

• определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

• объединение мини-рассказов в единый сюжет.

   В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине использую приём «Оживи картину». Детям предлагаю картину с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево) и мелкие изображения живых предметов – «оживлялок», которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

   IV. ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.

  В качестве элементов модели ребенку предъявляю силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п., задаю начало сказки и предлагаю продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения, затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку.  

   Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

   По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

• анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок учится

самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы;

 метод использования наглядного моделирования обладает мобильностью,

гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которому поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях;

• с целью отслеживания результативности использования наглядных моделей

подобрала диагностический материал для первичного и промежуточного логопедического обследования, который показывает, что в конце обучения дети становятся более внимательными к собственной речи, ответам товарищей и к словесным инструкциям.

Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников Николай Николаевич Поддьяков справедливо подчеркнул, что «на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний». Эта мысль ученого близка моей педагогической философии. Именно в этом вижу смысл своего педагогического труда.

    Перспективу работы по данной теме вижу в дальнейшем изучении методов и приёмов для эффективной организации коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников,  а также в создании условий для продуктивного педагогического взаимодействия с логопедами образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОНР III УРОВНЯ

  Формирование связной речи у детей с тяжёлым нарушением речи – одна из серьёзнейших проблем дошкольной педагогики. Несформированность речи  отрицательно сказывается ...

Применениние наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР.

Как учителю-логопеду образовательного учреждения, мне приходится искать эффективные вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материа...

Применениние наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР. Презентация.

Как учителю-логопеду образовательного учреждения, мне приходится искать эффективные вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового матери...

Родительское собрание на тему "Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми с ОНР"

   Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок научился произносить все звуки родного языка, приобрёл  достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в ...

Использование наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющие ОНР

Дети с ОНР (дети с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом) имеют речевую паталогию, при которой нарушается формирование  всех компонентов речевой системы. Использование наглядного м...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...

«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на про...