Конспект НОД «Как измерить время?» в подготовительной к школе группе
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Данный материал способствует  расширению представлений  о временных понятий, способах измерения времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_izmerit_vremya.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД

«Как измерить время?»

в подготовительной к школе группе

Разработан:

учителем-логопедом

высшей квалификационной

категории

МБДОУ «Детский сад №7»

Силантьевой Н.Н.

2018 г.

Цель: Расширять и конкретизировать  представления о временных понятиях, способах измерения времени. Формировать умение пересказывать художественные произведения.

Решение задач через интеграцию образовательных областей

«Познавательное развитие»

- уточнить и закрепить представления о временных понятиях,  способах измерения  времени;

- расширять и конкретизировать  представления детей по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Дни недели», «Части суток», «Месяцы».

- формировать и закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;

- формировать навык пересказа.

 «Развитие речи»

-уточнить и  активизировать  словарь по темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Дни недели», «Части суток»;

- совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в правильном употреблении глаголов в прошедшем, настоящем и будущем времени ;                                                                - развивать связную  речь.

 «Физическое развитие»

-развивать тонкую моторику, координацию речи с движением.

- развивать слуховое,  зрительное внимание и восприятие;

- закреплять навыки контроля за настроением, тревожностью, нетерпеливостью.

«Социально-коммуникативные»

- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, положительной установки на участие в занятии, активности, инициативности.

- воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;

- формировать представления о ЗОЖ.

«Художественно-эстетические»                                                                                               - интерес к художественному слову.

Оборудование: копилка-часы, метроном, схемы и наборы картинок, схема «год», рассказ К.Ушинского «Четыре желания» и серия картинок, дидактическая игра «Времена года», видеоролики « Смена времен года» , «Взросление человека».

Методы и приёмы:

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы:

- использование художественного слова;

- рассказ, демонстрация, опрос, создание ситуаций затруднения;

- пересказ детей.

Методы организации деятельности воспитанников:

- дидактические игры и упражнения «Цепочка времени», «Слушай внимательно, отвечай обязательно», «Что когда произошло», «Времена года», «Месяц убежал», просмотр слайдов, видеоролика «смена времен года», «Взросление человека» чтение рассказа К.Ушинского «Четыре желания», беседа, самостоятельная деятельность.

Методы самостоятельной работы:

- работа с серией картинок

-  настольная дидактическая игра

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения:

- похвала, поощрение детей за правильные ответы «минутами» проведенных с пользой.

Словесные методы:

- рассказ, беседа, творческие рассказы детей, чтение художественного произведения, вопросы по содержанию, пересказ.

Наглядные методы:

- демонстрация слайдов, видеороликов, работа со схемами.

Практические методы:

- подвижная игра на регуляцию мышечного тонуса.

Предварительная работа: разучивание  подвижной игры «Дни недели», чтение сказки «О потерянном времени», выставка «Чем измерить время».

Ход НОД:

Вводная часть (дети приветствуют присутствующих)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Л. Сегодня мы с вами поговорим о времени, о том, как можно измерить время и о том, как важно уметь ориентироваться во времени. Но сначала ответьте мне на вопрос: «Можно ли увидеть, как проходит  время? Можно ли его потрогать?  Понюхать? Может быть, его можно услышать? Взвесить или измерить с помощью линейки?»

Что же это получается,  если время нельзя увидеть, услышать, потрогать, почувствовать, то может быть его и не существует?

Д. Время существует. Потому что проходят дни, месяцы, годы, мы растем, мы видим изменения в природе. (просмотр видеороликов «Смена времен года», «Взросление человека»)

Теперь вы убедились, что время идет незаметно, но непрерывно и необратимо. Как вы понимаете слова «непрерывно» и «необратимо»?

Д. Непрерывно -   его нельзя остановить. Необратимо – его нельзя вернуть назад.

Л. Знаете ли вы, что придумал человек, чтобы измерить время? Какие приборы он изобрел? (солнечные часы, песочные часы, секундомер, часы, календари).

Л. Посмотрите  на слайд  и рассмотрите его внимательно. Какие предметы вы узнали? Все ли тут правильно?

Д.  Весы для взвешивания продуктов лишние. Весами нельзя измерить время.

- Как можно  сосчитать время? Как его измеряют? (секундами, минутами, часами, днями, месяцами, годами).

- Хотите послушать, как быстро «проходят» секунды? (дети слушают, как метроном отсчитывает секунды). Вот так, с помощью прибора – метронома, мы смогли услышать как «идет» время.

Помогите мне выполнить задание, построить « Цепочку времени».

Секунды складываются в … минуты, минуты в … часы, часы в … дни, дни в … неделю, недели в … месяц, месяцы в … годы.

- А еще время считают веками. Когда проходит 100 лет – люди говорят: «Прошел целый век» или «Это произошло  в прошлом веке – 100 лет назад»    - Кто-нибудь знает, какой сейчас век? (двадцать первый). А какой по счету век был до этого? (двадцатый).

Пришло время поиграть в игру «Слушай внимательно, отвечай обязательно» Попробуйте ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ я буду опускать в эти «часы»  кружочки – минутки. В конце нашего занятия мы посмотрим, много ли минут вы набрали, с пользой ли провели время на занятии. Приготовились, начали!

1.Назовите по порядку части суток.

2.Назови соседей утра: что было раньше, а что будет потом.

3.Назови пропущенное слово: завтракаем мы …(утром), днем мы …(обедаем), вечером мы …(ужинаем), и все уже спим …(ночью).

4.Как называется день, который уже прошел.

5. Как называется день, который идет.

6. Как называется день, который будет.

7. Назови все времена года.

8. Скажи, что следует за осенью.

9.В какое время года тает снег.

10. Сколько всего месяцев в году.

11.Сколько месяцев в каждом времени года.

12.Назови зимние месяцы.

13. Назови осенние месяцы.

14. Назови летние месяцы.

15. Назови весенние месяцы.

16.Назови последний месяц зимы.

17. Назови, что бывает до и после марта.

18.Назови дни недели по порядку начиная со среды.

19.Какой день недели сегодня.

20. Назови соседей вторника.

Молодцы,  как много минут вы усердно трудились. Давайте отдохнем и поиграем в игру «Дни недели» (дети выполняют упражнение на развитие общей моторики)

Чтобы дни недели знать,

Будем сказки вспоминать.

Буратино – вот бездельник-

Рассказал про понедельник.

Мойдодыр к нам приходил

И во вторник всех помыл.

Бармалей, хоть и злодей,

В среду он не ел детей.

В четверг звери не скучали,

Теремочек обживали.

Кошка с мышкой, бабка с дедкой

В пятницу тянули репку.

Гуси-лебеди летали,

Всех в субботу удивляли.

Карлсон кушает варенье

В день хороший – воскресенье.

Поиграли, отдохнули. Вы готовы выполнить следующие моё задание. Это задание творческое. Вы должны придумать свой  рассказ с использованием следующих символов «вчера», «сегодня», «завтра» (символы выводятся на экран). Вы узнали эти символы? Назовите, что они обозначают. Даю вам немного время, чтобы вы подумали. И помните, каждый правильно составленный рассказ добавит «минут» в нашей копилке времени.

Упражнение «Что когда произошло?»

Д. Вчера бабушка купила красные шерстяные нитки. Сегодня она вяжет мне варежки. Завтра я приду в детский сад в новых красных варежках.

Какие замечательные истории вы придумали и рассказали.( послушали 3-4 рассказа)

А сейчас я предлагаю вам сесть удобно и послушать рассказ Константина Ушинского «Четыре желания»   (чтение рассказа)

ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ

   Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.

- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.

   Митя записал.

   Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал  к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

   Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

   Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

  И это желание Мити было записано в ту же книжку.

   Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времен года!

   Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Беседа по содержанию рассказа.

- Понравился ли вам рассказ?

- О чем говорится в этом рассказе?

- Чем Мите понравилась зима?

- Что он говорил о весне?

- Почему Мите захотелось, чтобы «лету конца не было»?

- Какими словами Митя говорил об осени?

-Зачем отец записывал слова Мити о разных временах года?

Предлагаю вам пересказать рассказ «Четыре желания». А один из вас должен на доске расположить картинки с изображением времен года в той последовательности, какую вы услышали в рассказе.

Молодцы, вы хорошо пересказали рассказ и получаете по минутке за то, что внимательно слушали рассказ, пересказали его и  хорошо отвечали на вопросы.

Л. Предлагаю вам взять конверты,  и приготовиться к выполнению следующего интересного  задания, тем самым пополнив  копилку-часы «минутами» проведенных с пользой.

 Дид. игра «Времена года»

Рассмотрите каждый свою карточку и заполните её  пустые клетки недостающими картинками в правильной последовательности, слева направо в соответствии с тем как происходит смена времен года в природе.  Начинайте работу.

Молодцы, вы выполнили задание без ошибок и заработали свои «минуты».

Следующая  интересная игра «Месяц убежал» на внимательность и сообразительность. Я предлагаю  вам рассмотреть схему «год», где отсутствуют некоторые ячейки – месяцы. Догадайтесь, какой месяц «убежал». (2-3 слайда)

Окончание занятия  (оценка работы детей).

   Вот  и подошло к концу наше занятие. Быстро время пролетело за играми  и упражнениями. А какие из заданий вам показались особенно интересными? А было ли задание, которое вызвало у вас затруднения?

Давайте посмотрим, сколько минут вы усердно трудились. Как много минут вы провели с пользой. За это время вы стали еще старше,  умнее, сообразительнее, еще лучше подготовились к школе. На память о сегодняшнем дне я дарю вам  календари. На них отмечен сегодняшний день  и День знаний – 1 сентября. По этому календарю вы можете следить, сколько месяцев, недель, дней вам осталось до поступления в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группе «Измеряем воду».

Задачи:Обучающая: учить детей измерять воду условной меркой для определения ее количества.Развивающая: развивать способность экспериментирования, решения логических и математических задач; упражнять д...

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...

Конспект товарищеской встречи по футболу среди команд в подготовительной к школе группе №6 «Колобок» и подготовительной к школе группы №10 «Улыбка»

Материалы к муниципальному конкурсу«Лучшая разработка внеклассного мероприятия «Новые идеи», Почкалова Ирина Владимировна,инструктор по физической культуре Муниципального автономногодошколь...

Конспект НОД «Измеряем, не скучаем» для детей подготовительной к школе группы.

Цель: развить познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины, существовавшими в древности и существующими в настоящее время, научить измерять с помощью линейки.Задачи...

К О Н С П Е К Т Н О Д по формированию элементарных математических представлений в кружке «Почемучка» для воспитанников подготовительной к школе группы № 2 «Совята» (6-8 лет) на тему: «Учимся измерять и запоминать»

Цель: закрепить  понятия «мера», «длина», «сантиметр», «миллиметр»; закреплять навык измерения длины предметов с помощью линейки, навыка испол...