Собрание для родителей
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кононенко Людмила Васильевна

Тема: «Задачи коррекционно-развивающей работы на учебный год»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_sobranie1.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Задачи коррекционно-развивающей работы на учебный год»

К 6 годам дети должны свободно пользоваться развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

Коррекцией речи занимается специалист,  который называется логопедом.  Вы пришли в наш детский сад, чтобы получить логопедическую помощь.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- обучение чтению;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, обучению грамоте;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

В  1-2 неделю сентября проводится обследование речи детей.  

В логопедических группах коррекционная работа проводится ежедневно: в форме игровых занятий со всеми   – 4 раза в неделю и  в индивидуальной работе – 2-3 раза.  

 

Лексико-грамматические занятия   

На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

а)  по расширению и активизации словаря детей;

Огурец какой? – зеленый, длинный, хрустящий, пупырчатый, шершавый, полезный, сочный…
б) по отработке правильного употребления грамматических категорий

-  образование  множественного числа существительных

 Игра «Один – много» 

Например: огурец - огурцы, стол – столы, ухо – уши, дом – дома.

-  образование  сущ с ум-ласкат суффиксами

Игра «Назови ласково» 

Стул – стульчик, хвост-хвостик, кукла-куколка, куб-кубик.

- согласование существительных с числительными

 Игра «Посчитай»

 1 лист, 2 листа, 3 листа, 4 листа, 5 листьев

 

Занятия по развитию связной речи   

Дети  будут учиться:

- пересказывать короткие сказки;

- составлять рассказ по картинке или серии картинок с опорой на схему.

- отгадывать и заучивать загадки.

Занятие по обучению грамоте  

Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Гласных звуков в русском языке шесть: а, о, э, ы, и, у, их можно петь. Гласные звуки обозначаем квадратиками красного цвета.
        Согласными называются такие звуки, при образовании которых воздух проходит через рот несвободно, т.е. встречает препятствия. Согласные звуки  бывают твердые: п, м, т, с - мы обозначаем  квадратиками   синего   цвета.  Мягкие согласные: пь, ть, сь - обозначаем  квадратиками    зеленого цвета.  

        Буквы  называем не «Бэ, ВЭ, Пэ…», а «Б, В, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению. Учим читать детей по букварю  

       Мы учим детей   выделять звуки на слух из слов в разных позициях: в начале, середине и в конце слов.

Например: Выделение звука «а» в словах:

Аист – мы слышим звук «а» в начале слова

мука – мы слышим звук «а» в конце слова

лак – мы слышим звук «а» в середине слова

      Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.

Индивидуальные  занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Индивидуальная  работа  проводится в следующих направлениях:
         -
развитие фонематического слуха

На слух различают музыкальные инструменты.

Дифференцируют звуки: С-з, с-сь и др.

Выберрают только те картинки, в которых есть звук (С).
        - дыхательные упражнения

        - артикуляционные упражнения

  Для  правильного произношения звуков, язык, губы, зубы должны находится в определенном положении, необходима тренировка органов артикуляционного аппарата.

         - коррекция звукопроизношения, включающая

постановку звука;

автоматизацию правильного произношения звука  в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, связной речи;

дифференциацию  от близких по звучанию звуков.

        - слоговая структура слова

        - развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
     Игра «Четвертый лишний» (выделение лишнего предмета из группы предметов)

Например:  Яблоко, груша, огурец, лимон.  Какой предмет лишний?

- огурец. Почему?

- Яблоко, груша и лимон это фрукты, а огурец овощ.

Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем.  Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения.  

Взаимосвязь логопеда с родителями осуществляется через тетрадь. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- Логопедическая тетрадь – это документ. Обращаться с ней следует аккуратно.  

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

- задания на развитие мелкой моторики рук (печатать, раскрасить, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

- ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.

- не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания;

        Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, не исправлять речь, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

        Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.

Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки.  Обсудите  прочитанное.

На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.   Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Удачи, успехов в совместной работе наших любимых детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Доклад на родительском собрании для родителей детей средней группы "Какие недостатки речи ребенка должны беспокоить родителей"

Доклад на родительском собрании для родителей детей средней группы "Какие недостатки речи ребенка должны беспокоить родителей"...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Дети и родители на пороге школы»

помощь родителям в преодолении трудностей при подготовке детей к школе...

Родительское собрание для родителей (онлайн) В подготовительной группе «А» «Солнышко» на тему: «Подготовка детей к школе посредством изобразительной деятельности, советы родителям»

Родительское собрание для родителей (онлайн)В подготовительной группе «А» «Солнышко»на тему: «Подготовка детей к школе посредством изобразительной деятельности, советы ро...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Дети и родители на школьном старте»

Родительское собрание для родителей подготовительной группы«Дети и родители на школьном старте»Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основны...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители - равноправные партнеры («Дети и родители на школьном старте»). «Здоровье ребенка в наших руках»

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...


 

Комментарии

Писаренко Наталья Григорьевна

Очень актуальная тема. Спасибо!

С удовольствием ознакомилась приму к сведению. Спасибо!!